С Ольгой Петровской договорились встретиться у автовокзала. Ко мне подошла хрупкая девушка небольшого роста с приятными чертами лица и располагающей улыбкой. Вместе идем к ее подопечным.
Путь предстоит неблизкий, в списке пять человек, которые живут в разных частях города. Петляем по улочкам Чечерска и беседуем.
– В социальную службу попала случайно, – делится Ольга. – По образованию я бухгалтер, трудилась продавцом, потом знакомая предложила подменить соцработника на время отпуска. Попробовала, понравилось. Раньше не задумывалась, как мало нужно для счастья пожилым людям – купить лекарства, принести продукты, убрать в доме, поговорить. Для тебя несложно, а для них значимо. 26 октября 2015 года соцслужба стала моим постоянным местом работы.
За это время соцработник стала серьезной опорой для 15 подопечных, из них шесть одиноких, четыре инвалида, есть семейная пара – Николай Александрович и Софья Егоровна. Самая пожилая Нина Яковлевна, ей 93 года.
– Отношусь как к своим бабушкам и дедушкам, которых у меня, к сожалению, нет. Говорят, надо научиться разграничивать работу и личное. У меня это плохо получается, к каждому привязываюсь, за каждого переживаю, даже в отпуске или в выходной день постоянно думаю о них, – признается соцработник. – Профессия научила находить подход к людям, ведь все мои подопечные разные, порой с непростым характером, недугами и жизненными обстоятельствами. У меня на обслуживании мужчина с особенностями психофизического развития. Прихожу к нему уставшая, когда слышу «Моя красавица пришла», словно второе дыхание открывается. Если трудишься с удовольствием, работа приносит радость.
Соцработник должен быть не только стрессоустойчивым, но и в хорошей физической форме. За день Ольга на своих двух наматывает свыше десяти километров, поэтому такая тонкая и звонкая. Говорит, благодаря свежему воздуху не болеет. Летом выручает велосипед, которым обеспечила заведующая отделением социальной помощи на дому территориального центра соцобслуживания населения Валентина Шлыкова. Хотя Ольга Петровская вначале отказывалась, привыкла ходить пешком, а сегодня благодарна за заботу.
– Время обслуживания одного человека по регламенту – час 31 минута, на семейную пару отводится по 59 минут на каждого. Этого хватает, чтобы похлопотать по хозяйству и пообщаться. Купить продукты или лекарства, принести дрова, сделать влажную уборку, вытереть пыль, помыть окна, оплатить коммунальные услуги, при необходимости приготовить еду – стандартный набор услуг, но есть еще и личные просьбы, например, сопроводить в больницу или поставить свечу в церкви, – отмечает собеседница.
Для нее важно – не обидеть, ведь люди в возрасте очень ранимые. Иной раз и в законный выходной забежит, не считается с личным временем: «Как человека без хлеба оставить или не помочь после выписки из больницы? Как не убрать снег после метели, чтобы бабулечка из дома могла выйти?» Подопечные могут вечером позвонить, попросить помочь разобраться с вайбером или ватсапом – единственным средством связи с детьми, которые живут далеко. По мнению собеседницы, терпение, сопереживание и любовь к людям – главные качества, которыми должен обладать соцработник. Полноценно и качественно выполнять работу без сердечного участия не получится, ведь формальное отношение люди сразу чувствуют.
– Не могу отказать, когда бабушка звонит не в день посещения и говорит: «Донечка, ты не обижайся на меня, но мне нужна сметанка, борщик сварила». Ничего страшного, отвечаю, сейчас принесу. Иду к человеку по зову души, потому что он во мне нуждается, – рассказывает Ольга.
В семье к ее работе относятся с пониманием, помогают. Муж подвозит на машине, если вечером подопечные попросят спину мазью натереть, а летом одиноким пожилым обкашивает территорию от сорняков. При всей загруженности чечерянка успевает оставаться любящей женой и мамой, заботливой хозяйкой. Признается, место ее силы – семья.
Наша Олечка
За разговорами не замечаю, как подходим к добротному дому за высоким забором – первому адресу заботы.
– Анна Константиновна, откройте! – стучит в дверь соцработник.
– Олечка, ты? – женщина приоткрывает дверь, а увидев с соцработником незнакомого человека, настораживается, но успокаивается и приглашает в дом. Пока Ольга хлопочет по хозяйству, мы беседуем.
– Не могу сосчитать, сколько лет Олечка выручает. Что бы без нее делала? В любой день придет, лекарство принесет, спину натрет, врача вызовет и сама во время его визита будет рядом. Грех мне будет, если скажу на нее что-то плохое, – отмечает Анна Константиновна.
Пока разговаривали, соцработник успела сделать влажную уборку, дров наносить, пыль протереть. В конце посещения Ольга скрупулезно заносит всё в специальную тетрадь. Фиксируется время прихода-ухода, наименование оказанных услуг, указывается сумма потраченных денег, приклеиваются чеки. Подопечные подтверждают выполнение работы личной подписью.
Помахав на прощание рукой, спешим по следующему адресу, по пути заходим в продуктовый магазин за сметаной и молоком, в мясную лавку за говядиной. Предпочтения подопечных соцработник выучила назубок.
Тепло и душевно встречают подопечные своего помощника и друга
– Прежде чем прийти, интересуюсь, что купить, даже если для этого нужно смотаться в разные части города. Исполнить просьбу несложно, а самая высокая награда за труд – благодарная улыбка, – признается соцработник и стучит в дверь квартиры Веры Анатольевны.
За ней Ольга ухаживает два года, друг к другу искренне привязались. Женщине в этот день нездоровилось, попросила измерить давление, оно оказалось повышенным.
– Олечку знала раньше, хотела, чтобы назначили мне в помощь только ее. Исполнительная, приветливая и внимательная, – рассказывает Вера Анатольевна, пока соцработник убирает.
Обнявшись на прощание и пожелав всех благ, направляемся к Ольге Владимировне, которая не скрывает радости встречи:
– У нас город небольшой, все друг у друга на виду. Когда мне понадобилась помощница, узнала, что есть такая девочка, худенькая, быстро ходит, везде успевает, обслуживает очень хорошо. Как только она ко мне пришла, почувствовала родственную душу, как будто знаю ее давно. Олечка для меня как мой ребенок, моя отдушина, у меня ведь своих детей нет. Все, кого обслуживает, отзываются о ней по-доброму. Она работает с душой. Без Олечки как без рук!
За беседой полтора часа пролетели быстро, мы прощаемся.
– Вот ты меня всегда называешь Ольга Владимировна, хоть бы раз назвала тетей Олей, знаешь, как мне приятно было бы! – обращается подопечная к соцработнику.
Ольга улыбается, крепко обнимает тезку, целует в щеку и говорит: «До свидания, тетя Оля!», а у той на глаза наворачиваются слезы.
Далее соцработник спешит в почтовое отделение оплатить социальные услуги.
– Многие считают работу соцработника непрестижной, но ведь все мы будем пожилыми, нам нужна будет помощь, – рассуждает Ольга. – Смотрю на своих подопечных, хочется быть добрее. Знаю точно, что в продавцы никогда не вернусь.
Почти десять лет она дарит заботу и тепло своим подопечным. Как не сродниться за такое время! Со многими сложились по-настоящему близкие отношения. Нередко ей приходится быть психологом, выслушать, успокоить, приободрить. В общем, помощник, друг, консультант, курьер и родной человек «в одном флаконе».
Наш совместный маршрут окончен, а у соцработника еще куча забот, ведь пожилые и одинокие люди очень ждут, когда распахнется дверь и Ольга Петровская звонким голосом скажет: «Здравствуйте, я пришла!»