Когда-то, лет пятнадцать назад, в одну из сельмашевских малосемеек приблудил лось. Каким образом дикий зверь оказался в городской черте и вломился в подъезд жилого дома, остается только гадать. На лесного великана, застрявшего на лестничной клетке между этажами, субботним утром наткнулись сонные жильцы. Толкаясь вверх-вниз по узкой лестнице, зверь хрипел и обламывал бетонные ступеньки...
А потом, закинув рога на спину, он бежал в сторону железной дороги — и его тело будто прошивали молнии страха. Наверное, сработал инстинкт самосохранения, который почему-то временно вышел из строя, и зверь понял, как надо выбираться из каменной ловушки. В данном случае обошлось без вмешательства работников МЧС и милиции, которые оцепили малосемейку. Может быть, лось до сих пор вспоминает свое приключение среди людского муравейника и городского смрада — как один из своих страшных снов.
А вот прошлогодняя история с гуляющей лосихой в деревне Долголесье Гомельского района закончилась по-другому. Средь бела дня лесной зверь стал рушить заборы и валить ворота, гоняться на подворьях за людьми. Вот-вот из школы должны были возвращаться дети. Егерь, проживающий в этом населенном пункте, заподозрил неладное и сразу связался с администрацией райисполкома: нужно было принимать оперативные меры, чтобы обезопасить жизнь сельчан. На одном из подворий выстрелом из ружья зверь был остановлен. Анализ, проведенный работниками ветслужбы, подтвердил догадку о бешенстве, и был составлен акт о правомерных действиях егеря и членов комиссии.
За последние годы в городской черте Гомеля не один раз появлялись лоси, рысь, дикие кабаны, косули, не говоря уже о лисах и зайцах. Длинноухие любители морковки, например, и теперь любят лакомиться витаминами на огородах частного сектора окраины Новобелицкого района. А более отдаленным регионам в глубинке в этом плане «везет» еще больше. Например, пару лет назад жители Светлогорского района лицезрели гуляющую по деревенским околицам медведицу. А вот в деревне Залесье Петриковского района на местную ферму целую зиму захаживал зубр — лесной кавалер вместе с колхозными буренками кормился комбикормом в кошаре. Однако вольностей в отношении телочек не позволял. Подпускал к себе близко только скотников фермы, демонстрируя свое дружелюбное отношение. А весной на прощанье привел на ферму свою подругу — молодую зубриху, с которой ушли в лес и больше в деревне не показывались. Вот такая трогательная история взаимоотношений дикого зверя с человеком.
И хотя мы склонны думать о диких зверях и птицах как о существах, руководствующихся инстинктами и обделенными интеллектом, они порой оказываются благороднее и мудрее человека. Во всяком случае в проявлении своих родительских чувств однозначно. А в городской черте лесные жители оказываются в силу разных причин. Иногда их сюда загоняют охотничьи собаки — когда звери уносят ноги не разбирая дороги. И лось в это время не знает преград, буквально летит, круша все подряд на своем пути. Были случаи, когда, заблудившись в городских лабиринтах и уткнувшись в тупик, эти звери гибли от разрыва сердца – также как и люди, которых жизнь загоняет в угол.
— Причиной появления в городе диких зверей и птиц могут быть непривычный шум в лесу, молодость зверя или его любопытство, рассказывает главный специалист отдела областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Денис Матюшенко. — Хотя некоторые склонны думать, что дикие животные приходят к человеку, чтобы попросить у него помощи в трудных ситуациях. В природе выживает сильнейший, и охотник с ружьем тоже является врагом зверя. Но человек часто приходит на помощь попавшим в беду братьям нашим меньшим. Например, пару лет назад, заблудившись в тумане, потерпели бедствие в Речицком районе чернозобые гагары — птицы спикировали на землю как на поверхность водоема. В итоге — повреждения крыльев и переломы. Раненых гагар тогда спасали местные жители вместе с экологами и работниками государственной инспекции охраны животного и растительного мира, передав птиц в Жлобинский зоопарк.
Если в городе появилось животное из дикой природы, то следует звонить не в МЧС, лесхоз или экологам, а в комиссию по оказанию помощи диким животным, оказавшимся в бедственном положении — такие созданы при каждом райисполкоме.
Есть много примеров, когда покалеченные аисты и журавли прибиваются к подворьям человека, становятся на его довольствие и зимуют вместе с курами в деревянных сарайчиках. Как-то работники Терюховского лесничества подобрали в лесу больного лосенка, выходили его и выкормили. Похожая история потом повторилась и с лесной козочкой, которую также некоторое время содержали в открытом вольере. Звери привыкли к людям, охотно брали корм из рук и даже выпущенные на волю, вначале возвращались к своим спасителям. Но лесники понимали, что дикие животные должны адаптироваться в естественной среде, чтобы потом выжить. Лосенок с косулей из гостеприимного лесничества все-таки ушли в лес — зов крови оказался сильнее привязанности. Где они теперь, живы ли? Говорят, что в прошлом году кто-то из заезжих охотников подстрелил косулю, которая почему-то не собиралась убегать от человека.
А вот ондатры и бобры в Гомеле давно получили городскую регистрацию — этим речным зверюшкам по души пришлись многие озера в Волотове и сельмашевские пруды. Даже благоустроенные человеком водоемы, с беседками-скамейками и кучей народа на берегах не смущают их. Бобры нынче расселились и поблизости частного сектора, жители которого опасаются, что те могут затопить их огороды. Кстати, периодически звонят в редакцию «Гомельскай праўды» с жалобами на этих зверей и дачники Ветковского района: бобры перегораживают мелиоративные канавы, затапливая дороги с огородами. Поэтому Гомельский горисполком и администрация Центрального района сделали запрос в Минприроды на получение разрешения изъятия этого зверя из городской черты. Количество бобров нынче в разы подскочило в природе. Одна из причин такого размножения — добыча этого зверя сейчас во много раз дороже, чем стоимость шкуры. Спрос на нее сейчас упал, зато выросла стоимость охотничьей путевки. Да и добыча бобра нынче ведется не ружьем, а с помощью петель и капканов — этому ремеслу тоже надо учиться. Почувствовав такое послабление, семейства бобров выросли и стали возвращаться в те места, где жили сто лет назад — эта память у них заложена на генном уровне. Но на том месте уже вырос город, асфальт, цивилизация. Так что еще неизвестно, кто к кому пришел: мы к бобрам, или они к нам. И рассказ о гуляющем возле Якубовки бобре, который якобы любит гоняться за велосипедистом, вполне может быть реальным.
Но экология Гомеля, по-моему, только выигрывает от этого. Кому плохо, например, когда по парку гуляют почти ручные шоколадные белки и бегают ночью по тротуарам ежики? Конечно, залетевшие на балкон летучая мышь или сова могут принести беспокойство хозяину квартиры или дома, но однозначно его не обидят. Зато сколько удивления и радости эти визиты приносят детям! Все-таки это наши братья меньшие, которые пытаются учиться жить на асфальте, приспособиться к городской среде обитания. Кстати, возле городского Дворца культуры, в центре Гомеля, живет и кукует в нынешнем году кукушка. Качаются на городских деревьях сорочьи гнезда с птенцами, ласточки во дворах нарезают круги, летают и копошатся под ногами насекомые — это свой мир, параллельный человеческому. Со своей иерархией, устоями и, вполне возможно, своими законами. Давайте его беречь и если не любить, то хотя бы не вредить и не уничтожать — это будет наш вклад в сохранение биологического разнообразия, международный день которого отметили любители природы в конце мая.
Если произошло на дороге столкновение машины с диким животным — следует в первую очередь вызывать работников ГАИ. Те ставят в известность землепользователя, на территории которого произошло ДТП. Арендатор охотугодий принимает решение, как быть с раненым или убитым животным — туша может быть использована для трофея, продана на корм охотничьим собакам или же подлежит утилизации.