Утрем ли нос китайскому ширпотребу?
1152 0 23:15 / 24.01.2008
Пришлось подарить ему банное полотенце, купленное по случаю в фирменном магазине Ветковской ткацкой фабрики. Оно такое же широкое и длинное, как и китайское, но тяжелее и стоит дороже. Правда, переплата трех тысяч рублей компенсируется необходимым уровнем комфорта. Таким полотенцем можно и вытереться насухо после баньки, и укрыться вместо одеяла — не замерзнешь.
Директор Ветковской ткацкой фабрики И. Н. Авраменко, которому я рассказал об этом, от восторгов по поводу скорой и полной победы над китайским ширпотребом воздержался. Пока что и махровые, и вафельные полотенца ветковчан с трудом покидают склад предприятия. Не находится на них достаточного количества покупателей, хотя их активно ищут не только в Беларуси, но и за ее пределами. “Наши полотенца, казалось бы, и прочные, и на сто процентов из хлопка, и расцветки привлекательной, и красители на них стойкие, а не идут так, как хотелось бы”, — сокрушается Игорь Николаевич.
Справедливости ради надо сказать, что И. Н. Авраменко в Ветке сравнительно недавно. Перед тем как принять ткацкую фабрику, работал в Смоленске в ООО “Ленимпекс”. Там и нашли его ветковчане, попросили помочь в восстановлении предприятия, которое к тому времени уже вышло из ОАО “Речицкий текстиль”. Однако полная самостоятельность в вопросах производства и сбыта продукции экономическое положение не улучшила. Фабрика опять попала в долговую яму. 700 миллионов рублей ветковские ткачи задолжали поставщикам сырья и материалов. Поставки, в конце концов, прекратились, фабрика остановилось. Чтобы выйти из положения, начали осваивать новое производство — пошив постельного белья. Но все, что пошили, за¬стряло на складе. Вновь сосредоточились на производстве покрывал, вафельных полотенец и махровой группы товаров. Первым успехом Авраменко стал завоз сырья и красителей, запуск фабрики. А вот с рынками сбыта по-прежнему туго. Конкуренты из России и Китая теснят по всем направлениям.
Так что же нашим мешает сделать обычное полотенце лучше импортного?
— Самая большая проблема — кадры, — огорошил меня Игорь Николаевич. — Не хватает высококвалифицированных ткачих, помощников мастеров и мастеров. Техника на предприятии 80-х годов прошлого века. Попробуй сделать в таких условиях мировой шедевр. Хотя, еще раз повторюсь, по качеству сырья и красителей мы не уступаем лучшим производителям подобной продукции.
— Что в итоге?
— У наших конкурентов более широкая цветовая гамма рисунков, изделия получаются более привлекательными по внешнему виду. К тому же у них все полотенца упаковываются в специальные пакеты по 8 — 10 штук, а не отгружаются тюками. Поэтому их изделия лучше сохраняют товарный вид. У нас же пока современной упаковочной техники нет. Как говорится, не до жиру, хотя бы новый импортный ткацкий станок приобрести. Однако инвесторов пока нет.
— А почему ваши изделия дороже китайских и российских? Новую технику ведь не закупаете, на рекламу особо не тратитесь, за газ по мировым ценам не платите, за землю тоже.
— Все так. Однако устаревшее производство влечет огромные издержки. Идет постоянный перерасход электроэнергии, воды, тепла. Сможем уменьшить незапланированные расходы, снизить себестоимость продукции — уменьшатся и цены. Приведу такие цифры. Один килограмм китайских махровых изделий из хлопка даже с таможенными пошлинами обходится производителям в 3,5 доллара, а килограмм наших полотенец — в 7,5 — 8 долларов. Такая вот арифметика.
— Свою лепту в повышение себестоимости продукции, видимо, вносит и зарплата работающих?
— Она пока у нас не очень высокая. Штат небольшой — 139 человек и сокращать его нельзя. Ведь наше предприятие, по большому счету, и возрождается для того, чтобы решить проблему занятости в небольшом райцентре. Конечно, и социальные вопросы при этом важны, и налоговые поступления в районный бюджет. Задание прошлого года по основным показателям мы выполнили. На год нынешний за¬планировали рост производства на 10 процентов. Выпускаем продукции на 80 — 100 миллионов рублей в месяц. Но пока слабая ее реализация. Вот в декабре только на 30 миллионов рублей продали. Надо активнее искать рынки сбыта.
Такое же положение и на Кормянской ткацкой фабрике — филиале ОАО “Речицкий текстиль”. Руководство районов ищет возможности помочь своим текстильным предприятиям. Но все громче звучат голоса экономистов о необходимости их закрытия с последующим перепрофилированием.
Где же выход? Видимо, благоразумнее поспешать не спеша. Перепрофилирование устаревших предприятий начинать тогда, когда экономика небольших районов окрепнет и появится альтернатива неперспективному производству. Должен быть некий переходный период от одного состояния промышленного потенциала райцентров к другому, во время которого где-то нужно и помочь в реализации продукции малых государственных предприятий. А что думает по этому поводу торговля?
— Начнем с того, что Гомельщина сегодня занимает лидирующее положение в республике по продаже отечественных изделий, — сообщили мне специалисты управления торговли и услуг облисполкома. — Так что наши торговые предприятия стараются всячески поддержать местных производителей. Но нельзя создавать для них тепличные условия в вопросах конкуренции. Иначе покупатели рано или поздно перейдут на импортное. Вспомните, сколько было нареканий на качество эмалированной посуды местного производства: и декор не тот, и эмалевое покрытие оставляет желать лучшего. А посмотрите на сегодняшнюю гомельскую посуду! Это же скачок вперед.
— С текстилем, наверное, так быстро перестроиться не получится? Ведь речь идет о совсем небольших предприятиях.
— Получится, если постараться. Вот вы говорите, что ваш приятель купил китайское полотенце, а оно не вытирает. Возможно, это было современное многофункциональное полотенце, одна сторона которого предназначена для вытирания, а другая — для массажа. Многие наши покупатели, к сожалению, о такой новинке даже не слышали.
Направляюсь на оптово-розничную базу “Галантереятекстильторг” “Облторгсоюза”. Это крупнейший в Гомеле оптовый покупатель текстильных товаров.
— Мы работаем с четырьмя производителями текстильных товаров в Беларуси: Речицей, Кормой, Веткой и Кобрином, — рассказывает директор базы Е. Н. Утробина. — Самый большой ассортимент поступает из Речицы от ОАО “Речицкий текстиль”. В торговой сети 65 видов махровых полотенец. В Корме и Ветке ассортимент не такой широкий, как в Речице. Но и их изделия мы берем. Хотя, сами понимаете, рассчитаться с производителями можем только после реализации продукции. Значит, товар должен быть продаваемым.
— От чего это зависит?
— Изделия надо “раскручивать”. К примеру, речицкое банное полотенце может прослужить 20 лет, а китайское нередко линяет через год. Но кто об этом из покупателей знает? Начали продавать российские полотенца ОАО “Донецкая мануфактура” из Ростова-на-Дону. Современный дизайн, мировой стандарт. Так они же и стоят на 30 процентов дороже наших. Значит, не для массового покупателя. Немаловажна и высокая культура обслуживания, при которой реализация товара повышается в среднем на 10 процентов. Культура за прилавком — это не только вежливое обслуживание, но и компетентность продавца в потребительских свойствах товаров. И еще. Думаю, текстильщикам нужно активнее участвовать во всевозможных выставках и ярмарках, чтобы их продукцию увидели и оценили.
...Одним словом, нельзя опускать руки на том основании, что небольшие предприятия якобы не имеют перспективы. Ситуация на товарных рынках подтверждает: даже маленькие фабрики, выпускающие товары народного потребления, имеют немало возможностей для развития. Естественно, при ответственном отношении к делу.
Анатолий РЫДКИН
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать