Проходим в мастерскую Ирины – на кухню. Среди привычных глазу тарелок, кастрюль и сковородок не нахожу предметов, которые указывали бы на необычное увлечение.
– Мыловарением занимаюсь исключительно по ночам, – читает вопрос в глазах мастер. – Семью ужином накормлю, младших девочек спать уложу и достаю «мыльные» атрибуты. Работаю с одиннадцати часов до двух, а то и четырех утра.
– Супруга график не возмущает?
– Нет, он мой работодатель, – удивляет собеседница. Но тут же понимаю, что она шутит.
Дело в том, что заняться новым видом творчества побудил муж Сергей. Увидев, что Ирина проявляет сдержанный интерес к мыловарению, развеял сомнения: «Решайся. Это тебе по силам». В раз заказала по интернету мыльную основу, формы, красители, отдушки, масла и другие мелочи, необходимые для процесса. С нетерпением дождалась их и начала варить.
– Идеальный продукт получила не сразу, – признается Ирина. – Мыловары между собой неохотно делятся секретами. Большинство из них пришлось узнавать путем собственных проб и ошибок.
Поначалу мастер переживала, когда мыло заливалось неоднородно, выходило с воздушными пузырьками или при застывании меняло цвет. Сейчас, если и сетует, то лишь из-за того, что тон мыльного двойника не хочет приближаться к оригиналу. Так было с маринованными корнишонами. Огурцы, как ни старалась, больше походили на свежие, чем на обработанные термически. Только смешав четыре красителя, получила желаемый болотный результат.
– Со шпротами, по-моему, проблем нет, – беру в руки мыло, очень напоминающее рижский деликатес. Оказывается, это один из трудоемких ирининых продуктов. Чтобы рыба приобрела характерные золотистый и коричневый цвета, заблестела, заливать ее нужно в три этапа, а на конечной стадии покрывать перламутром. Нескольких подходов требуют и тост из ржаного хлеба, сало с мясными прослойками. Вообще, «съедобная» тема – любимая у мыловара.
В начале года загорелась идеей сварить мыло в форме пельменей.
Москвич, помогавший реализовать ее, перевел не одну пачку натурального яства, пока не получил хорошие силиконовые слепки. Недавно у него же заказала формы для заливки перца чили и других плодов – звездчатого аниса, лесного ореха, кешью, чернослива, кофейных зерен.
– В Беларуси тоже есть мастера, что работают с мыловарами. Но их немного, и товар, должно быть, поэтому стоит дорого. Согласитесь, отдавать полмиллиона за силиконовую форму накладно, – рассуждает Ирина Браим.
Только сырье для производства выписывает из-за рубежа. Покупателей и среди соотечественников хватает. К слову, вешать ценники на свои работы гомельчанка изначально не собиралась. Поделилась со знакомыми фото на страницах в соцсетях, и заказы стали поступать сами собой. Перед недавней Пасхой мыла всем не хватило.
– Переживаю, когда отказываю обратившимся, – признается мастер. – Но и ставить увлечение на поток не хочу. Оно должно приносить удовольствие и не мешать семье.
Ирина несколько лет в декретном отпуске. Младшей из трех дочерей – Софии – полтора года. Она, конечно, интереса к маминому творчеству не проявляет. Средняя же Варвара охотно носит в детский сад мыло ручной работы. Особенно нравятся девочке и сверстникам небольшие лошадки: яркие, пахнут вкусно, в детской ладони умещаются.
Высказываю предположение, что взрослым помывка оригинальными средствами тоже приносит большее удовольствие, чем стандартным бруском. И узнаю, что у женщин спросом пользуется мыло в форме цветов – орхидей, маков, роз, сладостей – пирожных, зефира, шоколада. Мужчины прозаичнее: им раков, бутерброды да бокалы с пивом варить успевай. В прошлом году девушка на подарок другу заказывала пистолет с надписью «реальный пацан». Перед днем защитника Отечества на «ура» шли танки и ордена «Лучшему мужу».
– Дорогое удовольствие мыться мылом ручной работы? – интересуюсь.
– Единичные экземпляры стоят от 25 тысяч рублей до 65, наборы – до 300, – не делает коммерческой тайны мастер.
Цену товара определяет в зависимости от веса и, конечно, ингредиентов, входящих в состав. Кроме красителей и отдушек к мыльной основе Ирина добавляет натуральные козье молоко, овсяные хлопья, кофе, мед. Хоть и не ставит свою продукцию в один разряд с кулинарной, признается, что очень любит, когда ее быстро употребляют.
– Фразы «жалко», «не решаюсь попробовать», «еще любуюсь» меня расстраивают. Мыло не декоративный элемент и не должно стоять на полке, – заключает Ирина Браим.
Было бы в сутках часов тридцать, больше идей успевала бы реализовывать. Но от одной не откажется точно. Когда дети подрастут, начнет мыльную основу варить с нуля, а не заказывать готовую. Процесс это хлопотный, но интересный. И дает полное право писать на ярлыках made in Gomel.