Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


На каком тесте замешаны тесты

1249 0 23:12 / 24.01.2008
Уже, кажется, все знают, что в Беларуси впервые в этом году будет проведено единое обязательное централизованное тестирование по белорусскому и русскому языкам для выпускников школ, а также выпускников ПТУ, ССУЗов и других желающих поступать в вузы как на дневную, так и на заочную формы обучения. Известны и даты проведения этого экзамена. По белорусскому языку он пройдет 30 мая, по русскому — 6 июня. А для тех, кто по уважительной причине не сможет прийти в эти дни, — 13 июня. Выбор предмета — за самим учеником. Тестирование — форма унифицированного контроля знаний, умений и навыков на основе педагогических тестов. Одно из его преимуществ заключается в том, что использование компьютерных технологий при обработке и анализе тестов исключает влияние “человеческого” фактора на оценку. Ведь оператор не может “подкорректировать” ответы тестируемых по своему усмотрению, его задача лишь помочь машине “правильно прочитать” написанное в тексте. Этот вид тестирования будет проведен на бюджетной основе, то есть бесплатно, а его итоги засчитываются в качестве результатов выпускных экзаменов в школах, а также вступительных экзаменов в вузы.
Кстати, что касается добровольного (платного) тестирования, то оно успело завоевать популярность у выпускников. Если в целом по республике в самом начале, пять лет назад, было проведено 424 человеко-теста, то в 2003 — уже почти 82,4 тысячи.
Но чем ближе экзаменационная страда, тем больше возникает вопросов как у самих выпускников, так и у их родителей. Неоднозначна и реакция общественности на данный вид контроля знаний — обязательное тестирование. Остро стоял этот вопрос и на последней коллегии Министерства образования республики. Об этом и других актуальных вопросах наша беседа с начальником управления образования облисполкома, участником заседания коллегии А. В. Лукьяновичем.
— Андрей Васильевич, известное дело, любое новшество требует не только детального осмысления. Необходима база, на которой оно может появиться. Как идет подготовка к обязательному тестированию учащихся?
— Мы располагаем проектом инструкции, в которой содержится порядок проведения тестирования. Предстоит протестировать 14400 школьников нашей области. Прежде всего, начали с учителей. Все преподаватели русского и белорусского языков, а это 1080 учителей, прошли подготовку через областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования.
В педагогической печати опубликованы тесты, изданы пособия. Вот и учились на этом. Много тренингов непосредственно в учреждениях образования провел директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи
В. И. Глазунов.
Для организации этого экзамена и для его контроля понадобится немало людей. Будут созданы комиссии — областная, районные, а также в каждом пункте тестирования.
Школам уже давно рекомендовано для подготовки к тестированию использовать дополнительные часы. В каждом районе, городе определены пункты тестирования. Дети туда должны быть заблаговременно доставлены. Списки составляются таким образом, чтобы в одной аудитории оказались ребята из разных школ и даже классов. В качестве наблюдателей в аудитории исключаются филологи.
За полчаса до начала экзамена, который будет длиться 110 минут, пакеты с заданиями, доставленные фельдсвязью, передаются комиссии, организующей экзамен. Все тесты будут обрабатываться в Республиканском институте контроля знаний. Результаты оцениваются по 100-балльной системе и отметками по 10-балльной. Шкала перевода устанавливается Министерством образования. Сертификат участники тестирования получат до 20 июня.
— В редакцию поступают вопросы из сельских школ. Например, из отдаленной деревни семь-восемь учеников доставляются в райцентр. Они должны быть расформированы по разным школам?
— Нет, они будут проходить тестирование в одной школе, но в разных классах.
— Согласитесь, что в определенной степени такие учащиеся испытывают стресс...
— Согласен. Более того, сельские школьники снова оказываются в самых невыгодных условиях. Городские дети, как правило, приходят на экзамен в свою школу, где, как известно, и стены помогают. Из деревень же детей надо везти, а среди них будут и такие, что плохо переносят дорогу. Их физическое состояние может негативно повлиять на результат экзамена.
— У вас есть и другие претензии и вопросы по поводу обязательного централизованного тестирования?
— Я их открыто высказал на последней коллегии Министерства образования. В принципе я против любого мероприятия, которое внедряется поголовно, без основательной проработки. Обязательное тестирование, на мой взгляд, не нужно тем, кто не собирается поступать. Даже если такие ученики сдадут тест на два балла (положительные баллы начинаются лишь с трех), то аттестат им все равно дадут.
Тестирование задумывалось, образно выражаясь, как инструмент прозрачного поступления в вуз. Но если комиссии по контролю за ходом вступительных экзаменов в вузы со своими функциями справляются, разве недостаточно такого уровня защиты?
Далее! Это не только большие волнения для тестируемых, их родителей, организаторов, но и большие материальные затраты. Одна только фельдсвязь обойдется области в 10 миллионов рублей. Кстати, наш облисполком не согласился с предложением Министерства образования о том, что обязательное тестирование необходимо.
Прокрутим, например, следующую ситуацию. Сдал юноша благополучно тест, но на экзамене в технический вуз завалил математику. Он уходит служить в армию. А спустя некоторое время все придется начинать сначала. Почему сертификат действителен только в течение одного календарного года?
Или же, допустим, успевал учащийся по всем предметам хорошо, но вдруг по какой-то причине плохо сдал тест. И весь парадокс состоит в том, что он уже в этом году вообще не имеет права поступать. Вспомним, пару лет назад еще можно было пробовать поступать в несколько вузов. Иные умудрялись подать документы в два-три вуза.
Я — за добровольное тестирование. За то, чтобы у человека была альтернатива. Обязательное централизованное тестирование лишает выпускника альтернативы...
— Андрей Васильевич, какие еще вопросы по поводу обязательного тестирования были в центре внимания коллегии?
— Пока непонятна ситуация с учащимися из других стран СНГ, которые уже традиционно обучаются в вузах Беларуси. Вряд ли они смогут приехать в эти, строго отведенные для обязательного централизованного тестирования дни. Такой экзамен не подходит, на взгляд многих профессионалов, и для тех, кто поступает на вечерние и заочные отделения вузов. Логичнее его было бы сдавать в стенах высших учебных заведений. Есть вопросы и по выпускникам средних специальных учебных заведений, которые занимаются по совмещенным с вузами программам. Руководители некоторых вузов обеспокоены тем, что единый централизованный экзамен по языкам перекроет дорогу детям, талантливым в других сферах. Не отработан и механизм апелляций.
— Вы полагаете, что в ближайшее время определенные вопросы будут доработаны, а конкретные предложения учтены?
— Подводя итоги коллегии, министр Александр Радьков пообещал, что многие возникшие вопросы будут рассмотрены. Во всяком случае хотя и малый, но запас времени для этого есть
Общество
3_НПЗ.jpg

Белпродукт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
3_НПЗ.jpg