Московский мэр Юрий Лужков должен дать ответ на этот вопрос. Но прежде он выслушает доклад генерального директора управляющей организации АМО ЗИЛ Константина Лаптева. В минувшую среду топ-менеджер этого холдинга побывал на Гомельском заводе пусковых двигателей вместе с гендиректором Минского моторного завода Николаем Лобачем.
Гомельчанам было что показать. А москвичам на что посмотреть. РУП “Гомельский завод пусковых двигателей им. П. К. Пономаренко” был образован в 1944 году на базе мотороремонтных мастерских. В 2003 году предприятие вошло в состав ПО “Минский моторный завод”. Сегодня производственные мощности “пускачей” сконцентрированы на 11 гектарах старой промышленной площадки. Новая, в 21 гектар, законсервирована. Срок консервации истекает в декабре 2009 года и, как пояснил главный инженер предприятия Владимир Андреев, к этому времени необходимо ввести промплощадку
Российскому ЗИЛу она предложена как вариант для размещения здесь каких-либо его производств. Один из аргументов с нашей стороны — промплощадка № 2, имеющая автомобильные и железнодорожные подъездные пути, находится на территории СЭЗ “Гомель — Ратон”. “Что такое свободная экономическая зона?” — поинтересовался московский гость. Ему объяснили без изысков: “Налоги меньше…”
“Будем думать”, — сказал Константин Лаптев, пройдя по объекту. И в интервью “ГП” добавил, кивнув на пустующие корпуса: “Больно на это смотреть. С одной стороны — гигантище строили. Я и не предполагал, что во времена Советского Союза такая потребность была: пятьсот тысяч пусковых двигателей в год! А с другой — к чему развал Союза привел?”
Между тем легендарный завод им. И. А. Лихачева после распада СССР столкнулся с теми же проблемами, что и большинство белорусских предприятий. В частности, значительная часть территорий, занимаемых заводом, оказалась невостребованной. Сегодня главный акционер ЗИЛа — правительство Москвы. Ему, со слов Константина Лаптева, принадлежит около 65% акций. Несколько лет назад была разработана концепция реформирования ЗИЛа с тем, чтобы он смог занять достойную нишу в обойме мирового автопрома.
Предприятие, как уточнил гендиректор, находится в центре российской столицы, всего в шести километрах от Кремля. Принято решение, согласно которому на первом этапе реформирования необходимо реструктуировать его в классический автомобильный завод западного типа. То есть оставить только штамповку, окраску, сварку и сборку. А какие-то заготовительные и экологически небезопасные производства вывести за пределы Москвы — на дочерние предприятия в регионы. В Гомеле, к примеру, может быть организовано прессовое производство или сборка каких-то узлов.
Впрочем, в настоящее время это теория. Во-первых, как сказал Константин Лаптев, мы — другое государство. Во-вторых, различные формы собственности: там — частная, здесь — государственная. По его мнению, решить вопрос технически проще всего. Есть политические моменты. Любого инвестора (вкладывает он рубль, миллион или миллиард) интересует снятие рисков. Нужны гарантии, что капитал не пропадет. Впрочем, подчеркнул Константин Лаптев, размышления на эту тему не в его компетенции. Его задача — совместно со своими специалистами всесторонне рассмотреть предложение гомельчан и доложить Юрию Лужкову. Вероятно, на это уйдет около двух месяцев. “А дальше, — сказал, улыбаясь, гендиректор АМО ЗИЛ, — пусть старшие думают. У них голова большая!”
Лара Навменова