Поддельные косметические средства, парфюм — это выброшенные на ветер деньги плюс риск навредить здоровью. Шансы купить контрафакт растут по мере удаленности от мировых центров моды и красоты. Много ли товара «с душком» у нас? И можно ли в Гомеле приобрести оригинальную продукцию известных брендов?
Купляем беларускае?
В этом бизнесе крутятся просто астрономические деньги. Конкуренты рвут на части денежный пирог, испеченный на тяге людей к прекрасному. Борются не по-детски за каждую нишу. Поэтому сразу оговорюсь: в материале хотел избежать скрытой, а тем более открытой антирекламы брендов, равно как и рекламы. Реальными исками пахнут даже намеки, не то что оценки журналистов.
И все же трудно не отметить отечественных производителей, не конкретизируя. Понятно, что их не подделывают — пока не доросли. Хотя качество заметно шагнуло вперед. Оборудование, сырье — такие же как в Европе. Зачем платить больше?
Особняком стоят сильные игроки — компании со ставкой на сетевой маркетинг. Например, Mary Kay, Oriflame, Faberlic (вот и конкретика). Эти производители для масс, имея множество заводов-изготовителей, распространяют продукцию через частных лиц (сеть агентов) и интернет. Особого смысла ее подделывать нет.
Как бы мрамор ни сиял...
Что же тогда копируют? Чаще всего дорогой парфюм, известные марки косметики люксового сегмента. Важно понять: подделки вы встретите и на дешевых базарах, и в приличных магазинах косметики. Как бы дорого ни блестела витрина, ни сиял на полу мрамор, это не будет 100-процентной гарантией оригинальности продукции.
О доле контрафакта в индустрии красоты рассказала знакомая, экс-владелица парикмахерской и спа-салона в Гомеле Наталья Погарцева. По ее словам, кроме парфюма часто подделывают помаду, блеск для губ, лак для ногтей, тушь. Сложнее с пудрой и тональниками — бежевые оттенки непросто подобрать в тон с оригиналом. Большая часть элитного парфюма производится не в Китае, как многие думают, а в Турции. Более дорогие и «качественные» подделки идут из Европы, например, из Голландии. К нам попадают через российских и украинских оптовиков. Есть и надежные поставщики — фирмы-дистрибьюторы, в том числе белорусские.
Знала бы Коко...
Чем больше бренд на слуху, тем чаще его копируют. Знала бы легендарная Коко Шанель, создавая знаменитый аромат, сколько мошенников будет кормиться на ее имени. Подделывают всё: от упаковки до механизма распылителя. Учесть каждый нюанс, конечно, не могут, иначе задумались бы о лицензии и своем бренде. Подделка «Шанели» — недешевое удовольствие.
Знатоки дела отличают настоящие духи от липы на стадии распаковки. Но у рядовых потребителей коробка и флакон подозрения вряд ли вызовут, имитаторы набили руку. Все точки над «і» ставит запах.
Оригинальный аромат держится не менее 8 часов на запястье, оставаясь насыщенным, ярким. В помещении, понемногу выветриваясь, может держаться сутки и более. Для кустарей эти параметры недосягаемы. Два-три часа — уже достижение, и то, если закупили хорошее оборудование.
Мы провели журналистский (не научный) эксперимент в редакции. Полгода назад коллега приобрела флакон «Шанель № 5» в крупном магазине в центре Гомеля. А месяц назад ее невестка купила те же духи на Центральном рынке. Бутылек невестки, по словам коллеги, казался произведением искусства в отличие от ее лаконичного флакончика.
Сравнили. Запах рыночного держится меньше трех часов. Магазинный же аромат встречает вечером хозяйку в комнате, где она душилась утром, уходя на работу.
Удивительно, не распыляя духи, журналисты отчетливо слышали запах оригинальной «Шанели» в просторном кабинете. Как будто он шел сквозь флакон.
Жалоб нет, ответил рынок
Эксперимент экспериментом, но я бы не спешил ставить крест на рыночных торговцах. Как удалось выяснить, на Центральном рынке Гомеля есть несколько торговых точек, в которых одни и те же люди работают чуть ли не с 90-х. Прошли огонь, воду, сотни проверок и, отдадим должное, здравствуют поныне. Но стали предельно осторожными, особенно выходцы из одной кавказской республики в составе СНГ. На вопрос, откуда родом парфюм, отвечают уклончиво: из Европы. Узнав про род моей деятельности, наотрез отказались от любых комментариев и общения в принципе.
На воре шапка горит?
К счастью, их конкурентка славянской наружности, чья точка неподалеку, оказалась более разговорчивой. Но имя попросила не указывать. Женщина поведала, что торгует с 2001 года, весь товар — парфюм и косметика — подлинный (кто бы сомневался?), и что за все это время не припомнит ни одной жалобы со стороны покупателей. Их не было и в начале нулевых, когда возила товар из Москвы. Теперь закупает у белорусских распространителей через интернет. Среди клиентов, отметила, много постоянных. «Помилуйте, какие подделки... Вы же знаете, какие сейчас штрафы», — сказала напоследок.
Уверен, на рынке есть подлинные Dior, Versace, Gucci, Chanel и прочие. Как минимум для «своих». Но что сбывается случайным покупателям, которых опытные торговцы видят насквозь? А по поводу проверок... Надо понимать: наши контролирующие органы интересует скорее не подлинность, а безопасность товара.
Теперь цена вопроса. В магазинах дороже, но не намного. Цена — вполне надежный индикатор подлинности. Оригинальные духи Chanel № 5 (7,5 мл) не могут стоить меньше 120 долларов. Магазины накручивают до 250 рублей, но и там вы не застрахованы от подделки. Выбор за вами.
Флаконы из паутины
Как модно нынче говорить, вся правда внизу, в комментариях. Оказалось, в интернете полно полезной информации для тех, кто учится отличать зерна от плевел в индустрии красоты. Выделил, в частности, такие мнения.
Sic: Пробник крема «Живанши» наполнил кожу влагой, она будто светилась. Купила крем — липкий, эффекта ноль. В пробниках и аромат насыщеннее.
Kassyopeya: С дорогой косметикой и парфюмерией у меня возникала проблема просрочки. Ну не раскупают ее. Потому кремы не имеют действия и запаха как пробники, а парфюм приобретает горькие ноты. В Европе дату производства на косметике редко ставят. Покупатель лишь видит знак: после открытия использовать в течение 12 месяцев (6 или 3). Но ничто не вечно, особенно баночка и содержимое под ярким светом витрины. Поэтому совет: покупать там, где товар не залеживается.
Amilcar: Интернет-магазины наши — это вообще цирк-шапито. Лучше знакомых попросите привезти, кто ездит за границу...
Tanya Boyko: В Беларуси известные сети магазинов злостно грешат подделками. Если и покупаю в Минске косметику (чего стараюсь не делать), изучаю по триста раз все. Ибо плавали, знаем. Покупала в Москве — полет нормальный.
Это интересно
⇒ Чтобы получить один грамм эфирного масла жасмина, входящего в состав Chanel № 5, нужно собрать около 8 тысяч цветков. Вручную.
⇒ Косметические компании скрывают, что в виде сырья используют химические отходы. Еще одна тайна — косметику выпускают на том же оборудовании,
что и бытовую химию, чистящие средства. Бывает, что и в одном цехе.
⇒ Китайские косметологи додумались применять использованные памперсы в качестве масок для лица. Чего добру пропадать.
Не смертельно, но...
Одно дело — нанести на ресницы тушь, которая не придаст обещанного объема, но и глазам не навредит. Совсем другое — ежедневно втирать в кожу крем сомнительного происхождения.
Впрочем, в областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья посоветовали не сгущать краски. Как отметила заведующая отделом гигиены, врач высшей квалификационной категории Татьяна Городецкая, прямой вред здоровью граждан некачественная косметика наносит крайне редко. Если говорить о дерматологических проблемах и аллергических реакциях, то такие жалобы в 2016-м единичны, в текущем году — ни одной.
Однако речь не идет о подделках — экспертизы на подлинность не проводятся. Косметику проверяют на соответствие заявленным параметрам: измеряют уровень pH (кислотность), химические и микробиологические показатели. В забракованных партиях товар может быть просто просрочен, нарушены условия хранения. Претензии чаще возникают к кремам, туши, шампуням. К парфюму — почти никогда.
Веское слово о степени опасности косметики высказал и врач-косметолог элитного гомельского спа-центра Николай Андриец. Он тоже считает, что бить тревогу преждевременно.
— Выходит, засилья подделок на косметическом рынке у нас нет?
— Проблема остро не стоит. В России — да. Там могут производить чуть ли не в гараже. У нас строже. Долго трудился в областном кожвендиспансере, не припомню случая, чтобы косметические средства причинили существенный ущерб здоровью.
— А несущественный?
— Бывают, конечно, аллергические реакции, чаще всего в виде дерматита. Но дело не в подделке или дешевизне товара. Реакция может возникнуть и на дорогие средства. Чем сложнее состав, тем больше риск. Более аллергенная, как это ни странно, органическая косметика, а вот скрытого вреда больше в «химии». Аллергенами и провокаторами пигментации могут быть растительные экстракты, эфирные масла.
— Слышал, поддельный крем — худшее из зол.
— Любая форма поддельной косметики — зло, не только кремы. Скорее, многие из них не отнесешь к «честным» — не выполняют то, что обещано в рекламе. Не разглаживают морщины, к примеру. Есть такие, что содержат витамины А и С. Это пустышка — компоненты друг друга нейтрализуют. Но пустышка неопасная. Другое дело — алюминий в некоторых дезодорантах. Он имеет свойство накапливаться, становясь причиной болезни Альцгеймера. Настоящее зло — фталаты, формальдегид, фенол, тяжелые металлы, лаурилсульфат. Цена — не всегда показатель. А уникальные природные компоненты с ласкающими слух названиями — не более чем маркетинг. Цену формируют не они, а имя бренда, раскрутка, упаковка. Каким бы хорошим ни был крем, он не должен стоить больше 30 долларов.
Хотя в целом сертификация безопасности у нас надежна. Но не сертификация эффективности, ее зачастую попросту нет. Самые же «честные» средства — декоративные: губная помада, тушь, краски для волос, лаки для ногтей. Но они же и самые опасные, не только по причине частой фальсификации.
— Как много на рынке некачественной продукции?
— Некачественной — не знаю, а вот не отвечающей заявленным свойствам — предостаточно. Это сверхдоходный бизнес, потому как сверхрентабельный. Грубо говоря, производят за копейку, продают за рубль. Понятно, что желающих на этом нажиться достаточно. Как грибы растут новые «профессиональные» линии косметики. Распознать юридически подкованных шарлатанов нелегко. Недавно в России прошли суды над известной израильской компанией. Оказалось, в Израиле о ней никто не слышал. В Беларуси они тоже представлены. Их средство, как написано в составе, «может содержать черную икру». МОЖЕТ, понимаете?
В сухом остатке...
К чему же мы пришли? Думаю, за здоровье беспокоиться действительно не стоит — спасибо контролирующим органам. Впрочем, свой дезодорант я проверил. В составе был-таки алюминий, и теперь придется сменить марку, которой верил годами.
Ответили мы и на вопрос, можно ли приобрести оригинальную продукцию именитых брендов. Можно. Во всяком случае, стойкий запах «Шанели» после эксперимента проник в мой дом, слегка озадачив супругу. Пришлось покупать такой же на 8 Марта.
А чтобы не набивать карманы мошенников, нужно научиться отличать оригинальную продукцию. Из массы советов выделил основное. Первое — тщательно изучайте упаковку. Известные компании на ней не экономят, подозрительны даже мелкие огрехи. Касается и тюбиков, флаконов. Второе — состав! В нем должно быть минимум продуктов нефтепереработки — минеральных масел, парафина, фталатов, силикона, формальдегида. Это дешевые и вредные для кожи компоненты. Третье — штрих-код. Расшифровать поможет интернет, но запомните: первые три цифры — страна-изготовитель. Например, с 300 до 379 — Франция, с 400 до 440 — Германия... И последнее. Консистенция. В жидких средствах не должно быть примесей, осадка, в гелях — комков, на помаде — конденсата.
А вообще, господа и дамы, будьте готовы к тратам и жертвам. Красота требует.