Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Корреспондент «ГП» стала участницей нашумевшего квеста самоубийц

14796 2 21:45 / 30.03.2017
Два месяца назад интернет взбудоражила новость о том, что в одной из социальных сетей стремительно набирает популярность игра «Синий кит». Суть ее в том, что за подростком закрепляется куратор, который за 50 дней склоняет подопечного к суициду.
Корреспондент «Гомельскай праўды» стала участницей игры и узнала, действительно ли она доводит до смерти и кто скрывается под маской куратора.
#я_в_игре
Судя по публикациям в российских СМИ, для того чтобы стать участником опасного квеста, достаточно на своей странице «ВКонтакте» написать хештеги #синийкит, #хочувигру, #тихийдом, #разбудитеменяв420. После этого на связь выходит человек, который ежедневно дает нестандартные задания: порезать руку, посмотреть страшные видео, сфотографироваться на мосту или кране, сходить ночью на железную дорогу. Всего заданий 50, последнее — суицид.
Действительно, как только на моей фейковой странице (которую завела специально для «китов») в социальной сети стали появляться вышеперечисленные хештеги, сразу написали три куратора. У всех первое задание было одинаковым — вырезать на руке кита и прислать в течение нескольких часов фотографию.
Удивительно, но как только выслала снимок своего пореза, который нарисовала в фотошопе, кураторы заблокировали доступ к своим страницам. Один из них сказал, что не верит фотографии. Другой посоветовал больше ему не писать и молча сброситься с крыши. Третий лишь посмеялся и признался, что ему просто хотелось выяснить, порежу себя или нет.
К слову, за время поиска кураторов мою страницу «ВКонтакте» два раза заблокировали из-за размещения хештегов, связанных с «группами смерти».
«Дельфины» приплыли на помощь
После восстановления доступа к профилю мне начали писать сплошные «дельфины» — люди, которые на просторах интернета противостоят «китам» и отговаривают подростков от суицида. В своих группах они пропагандируют блокировать «группы смерти», публикуют комментарии психологов и людей, выживших после попытки самоубийства, размещают посты о смысле жизни. Среди прочего там есть адреса страниц, на которых опубликованы хештеги или символы «китов».
Чтобы добиться моего расположения, один «дельфин» даже притворился куратором. Вначале попросил вырезать у себя на руке кита, а потом начал расспрашивать, почему решила покончить с собой, советовал обратиться к специалисту. Позже дал адрес моей страницы еще нескольким людям, которые тут же стали присылать картинки с жизнерадост­ными подписями и позитивные видео. Одна настырная особа писала мне каждый час и уговаривала позвонить по номерам телефонов экстренной психологической помощи в Гомельской области.
Популярность ради популярности
Чтобы найти настоящего куратора, пришлось вступить во все группы, имеющие хоть какое-то отношение к «китам». Даже в те, где просто размещались фотографии этих млекопитающих. К слову, почти во всех сообществах есть приватные беседы, где молодежь обсуждает правила игры, хвастается списком выполненных заданий, рассказывает о том, как играли знакомые.
Но большинство все же пытается самостоятельно найти куратора, чтобы испытать его влияние на себе. На вопросы, зачем им это нужно, отвечают, что хотят стать частью того, что стало таким популярным в интернете. Из 50 участников обсуждения только один парень под ником Олег Вайнер признался, что игра поможет ему окончательно решить, хочет он покончить с собой или нет по причине безответной первой любви. В итоге пришел к выводу, что это просто очередной вброс (попытка искусственно повысить интерес аудитории к определенной теме или проблеме — прим. автора).
Пообщавшись с искателями острых ощущений, поняла, что для многих игра не новая. Во время общего чата подросток под ником Павел Коротун вспомнил, как в 2015 году в интернете обсуждали девушку из Уссурийска, которая легла под поезд и за несколько минут до гибели выложила в социальные сети прощальные фото. Она была первой жертвой создателя «групп смерти» «ВКонтакте» Филиппа Лиса (в настоящее время он заключен под стражу в России, в его отношении проводится психолого-психиатрическая экспертиза — прим. автора). В ходе следствия выяснилось, что 21-летний парень хотел раскрутить свою группу f57 и стал размещать записи, связанные с убийствами и смертью. Позже создал и саму игру, которая сразу заинтересовала пользователей.
В этих группах из первой жертвы сделали идола и заработали себе популярность. Потом все поутихло, — рассказал парень. — После шумихи в СМИ начали массово блокировать и группы, и пользователей. Чтобы еще больше подогреть интерес к подобным занятиям, кто-то из кураторов даже придумал игру «Беги или умри». По ее условиям надо перебегать дорогу перед движущейся машиной. Однако игра не стала очень популярной. Сейчас в сети много подражателей Филиппа Лиса, которые к истинным кураторам не имеют никакого отношения. Но уверен, с таким ажиотажем организаторы скоро запустят новую игру.
Будешь куратором?
Наконец спустя месяц на мою страницу все же вышел настоящий куратор — Алексей Помаскин из российского Туринска. Реальный это человек или нет — неизвестно. Переписка с ним началась так же, как и со всеми остальными кураторами. Однако указания приходили исключительно в 4.20.
К слову, существует несколько теорий, почему кураторы выбрали именно это время. Во-первых, термин «4.20» используется в североамериканской наркотической субкультуре для обозначения популярного времени курения марихуаны. Во-вторых, в промежуток с четырех до пяти утра организм максимально расслаблен, и, резко проснувшись, человек не может четко мыслить. В-третьих, по мнению некоторых специалистов, именно в это время умирает больше всего людей. На меня данные пункты не произвели никакого эффекта. Но не исключаю, что особо впечатлительные подростки способны принять аргументы за чистую монету.
Вскоре куратора заинтересовало, зачем играю, почему хочу дойти до 50-го задания, резала ли себе вены. Разговор вел спокойно, на личности не переходил. Видя, что очередная жертва ответственно выполняет все задания, парень написал, что готов предложить мне самой стать куратором. Но ему требуется полный контроль. При поиске людей, желающих поиграть в «китов», должен быть открыт доступ к компьютеру. Если парня нет в сети, фотографировать все диалоги с подростками, но действовать строго по указаниям. Времени на раздумья не было: пришло сообщение с адресом первой девушки, которую необходимо склонить к суициду.
Тут же со своего настоящего аккаунта написала этой школьнице и объяснила, что я лишь пытаюсь побольше разузнать о своем кураторе и склонять ее к суициду не собираюсь. Услышав это, она согласилась подыграть и даже прислала фотографию надписи f57, которую нарисовала на руке красным лаком для ногтей. Через пару сообщений заявила, что выходит из игры. К счастью, Алексея и фейк убедил.
Далее последовали странные задания. Требовалось найти адреса 40 страниц «дельфинов» и прислать ему. Совпадение или нет, но в тот же день страницы этих людей заблокировали. Также нужно было собрать в интернете подборку фотографий порезов на руках. Якобы это позволит кураторам создать базу снимков и потом проверять, действительно ли подростки режут руки.
Следующее задание — заработать 10 тысяч российских рублей на специальном сайте для платного просмотра рекламы. На это отводилось всего несколько часов. Когда попросила объяснить, почему занимаюсь банальным зарабатыванием денег, парень ответил, что каждый из кураторов имеет какую-то выгоду от игры. Причем у всех она своя: кто-то материально заинтересован, кто-то набирает популярность, кто-то свое творчество продвигает, кто-то просто удовлетворяет альтер эго. Но самое главное — дается шанс испытать себя на прочность. На этом наше общение прекратилось: страницу Алексея «ВКонтакте» заблокировали.
В родных пенатах
Хотя влияние «китов» распространялось в России, оно все же добралось и до Гомельской земли. Учащаяся Елена (фамилию не указываю по этическим соображениям — прим. автора) рассказала о подруге, которая некоторое время назад тоже увлекалась игрой.
— Все началось два месяца назад. В интернете было много групп и хештегов, связанных с «Синим китом». Она просто из любопытства написала запрос, ей ответил куратор. В течение месяца выполняла задания, но никакого вреда себе не наносила. Когда по телевизору и в СМИ начали рассказывать о реальных жертвах игры, решила выйти из нее.
— Как на это отреагировал куратор?
Стал присылать сообщения с угрозами.
Тогда девушка испугалась, занесла куратора в черный список и удалила страницу. На следующий день ей по­звонил мужчина и попросил восстановить страницу «ВКонтакте». Она сразу положила трубку, выключила телефон и удалила профиль. Откуда у куратора ее мобильный номер, не знает. Когда через пару дней восстановила страницу, удалила всю переписку с куратором. Больше ее не трогали. Сейчас просто хочет обо всем забыть.
Горькое лекарство
Несмотря на то что гомельские ребята активно включились в игру, к счастью, трагических случаев в области пока не было. Вместе с тем стало известно о подростке, который после продолжительного общения с куратором проходил лечение в центре пограничных состояний област­ной клинической психиатрической больницы. Пообщаться с самим учащимся не удалось, поскольку это могло, по убеждению специалистов, плохо сказаться на его моральном состоянии. Об этом случае рассказал его врач-психотерапевт Владислав Селицкий.
— Что побудило подростка играть в «Синего кита»?
Он узнал об игре от преподавателя. Во время информационного часа педагог рассказывал о «группах смерти» и к чему они могут привести. У ребенка не было никаких дурных мыслей. Ради развлечения он решил попробовать себя в квесте, о котором все говорят.
— Но, проходя задания, решил, что ему нужна помощь специалиста...
Большинство заданий противоречили его внутренним убеждениям. И подросток выполнял только те, которые хотел. При этом не наносил себе никаких телесных повреждений (каждое третье задание связано с порезами на руках и ногах — прим. автора), а фотографии с ранами брал из интернета. К тому же он воспринимал все указания куратора с юмором, особенно угрозы, что вычислят домашний адрес и убьют родителей. Кстати, с ними у ребенка вполне дружеские отношения. Но из-за смертей, которые расписывались в интернете, учащийся испугался и, по рекомендации психолога учреждения, в котором обучается, решил обратиться за советом.
— Изменилось ли отношение учащегося к игре и в целом к социальным сетям после лечения?
Как и до консультации подросток остался абсолютно уверенным в том, что все эти «группы смерти» — сплошная ерунда. Ведь неизвестно, кто на самом деле дает задания и какие цели преследует. Также рассказывал, как его знакомых кураторы просили прислать фото в стиле ню. Так что это лишний раз доказывает: человек по ту сторону экрана хочет удовлетворить исключительно свои потребности и ему совершенно неинтересна судьба своего подопечного.
— Среди кураторов встречаются и ребята в возрасте от 12 до 16 лет. Зачем им доводить своих же ровесников до смерти?
Это лишь один из способов реализовать себя и выделиться на фоне остальных. Тот, кто играет, хочет привлечь к себе внимание. Это сигнал для родителей, друзей и педагогов, что с подростком нужно поговорить, обсудить проблемы, услышать просьбы, попытаться помочь. А те, кто ведут к суициду, желают руководить кем-то, управлять чужой жизнью. Своеобразная игра в лидера. Причем ребенок может в виртуальном пространстве представить себя в совершенно любой ипостаси, лишь бы быть принятым обществом.
— Как считаете, почему организаторы назвали игру в честь самого большого на земле морского млекопитающего?
Сначала подростки должны писать на страницах «ВКонтакте» «Я — кит». То есть тот, кто выбросился на берег и покончил жизнь самоубийством. Постепенно ребята начинают ассоциировать себя с этим животным: рисуют его на бумаге, на руках, называют себя так при друзьях и близких. Потом начинают идентифицировать себя с китом и в конце концов им становятся, совершив самоубийство. Это простые элементы нейролингвистического программирования.
К сведению
С начала года администрацией социальной сети «ВКонтакте» заблокировано более четырех тысяч групп, имеющих отношение к «Синему киту», «Тихому дому», «Разбуди меня в 4.20», и около трех миллионов пользователей, которые публиковали соответствующие хештеги.
Проблемы не возникают из воздуха
Под влияние игры «Синий кит» по­падают подростки, которые уже задумывались или сейчас думают о самоубий­стве. В этом убеждена старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры области Вера Замойская.
Как правило, ребенок начинает думать о суициде не просто так. В его жизни образовывается своеобразный клубок проблем, с которыми он не может справиться. И эта игра убеждает его в том, что самоубийство — выход из положения. Конечно, все зависит от темперамента ребенка. Он может вообще не думать о самоубийстве, но заиграется, испугается куратора и не сможет поступить иначе.
Вера Максимовна уверена, что дети, у которых в семье все хорошо, никогда не станут сводить счеты с жизнью. Ведь при дружеских отношениях с родителями ребенок не боится поделиться своими переживаниями, страхами, попросить помощи и совета.
Большинство родителей, когда узнают о том, что у ребенка есть мысли о самоубийстве, совершают ошибку — начинают кричать, ругаться, могут даже ударить. От этого дети еще больше замыкаются в себе и уходят в виртуальное пространство. Если случилось так, что ребенок задумался о смерти, надо с ним спокойно поговорить, узнать о его проблемах, объяснить, что это — не выход.
— Блокировка социальных сетей поможет бороться с организаторами «групп смерти»?
Блокировка групп, вероятно, целесообразна, но спустя время появится что-то новое. Чтобы оградить детей от чужого влияния, необходимо проводить профилактические беседы и рассказывать, как правильно вести себя в сети, воспринимать информацию из интернета, чего стоит эта мнимая популярность в виде лайков (знаки одобрения, оставляемые под фотографиями, записями и видео — прим. автора). И еще немаловажный факт — нужно найти интересное занятие для ребенка. Сейчас много кружков, секций и курсов для самореализации. Когда у подростка есть цель в жизни, у него нет времени на бесконечное сидение в интернете и сомнительные игры.
Без истерик
Проблема самоубийств среди под­рост­ков актуальна во все времена. Безответная любовь, трудности в школе, недопонимание со стороны родителей и друзей, депрессия — ситуации, из которых молодежь иногда выпутывается крайними методами. Особенно когда близкие люди зациклены на себе, вместо того чтобы выделить пару часов на общение и активный отдых с ребенком.
И так получилось, что социальные сети — идеальная площадка для общения и восполнения того внимания, которого не хватает ребятам. Сами по себе сети не опасны. Наоборот, они помогают большинству подростков не замкнуться в себе, найти людей, которые наставят на путь истинный.
Но по другую сторону экрана может скрываться человек, чье влияние способно подтолкнуть подростка к необдуманным действиям. Это интернет — здесь открыты все возможности для достижения своих эгоистичных и корыстных целей. Чтобы ребенок знал, как этого влияния избежать, необходимо его учить общаться с незнакомцами, объяснять, как решать те или иные проблемы, разговаривать на равных, без истерик и криков. Тогда не придется паниковать, что кто-то ради популярности склоняет вашего ребенка к суициду.
Если подросток,на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству
⇒ не отталкивайте, если он решил поделиться своими проблемами, даже когда вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.
⇒ доверьтесь своей интуиции, если чувствуете суицидальные наклонности подростка, не игнорируйте предупреждающие знаки.
⇒ не обещайте того, чего не в состоянии гарантировать, например, «Конечно, твоя семья тебе поможет» или «Завтра всё изменится само собой».
⇒ покажите, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить всё в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
⇒ сохраняйте спокойствие и не осуждайте, независимо от того, что вы говорите, будьте искренними.
⇒ определите, насколько серьезна угроза: разговоры о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам свести счеты с жизнью и на самом деле подросток может почувствовать облегчение после обсуждения и перейти к решению проблемы.
⇒ узнайте, есть ли у него план дейст­вий. Конкретный план — знак реальной опасности.
⇒ не предлагайте упрощенных решений типа «Всё, что тебе сейчас необходимо, это хорошо выспаться, наутро ты почувствуешь себя лучше».
⇒ убедите подростка в том, что он не один, что всегда есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
Рекомендации разработала кандидат психологических наук Наталия Новак 
Расследование


20240419_091146.jpg
Гомельгосплемпредприятие.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Елена 01/01/1970 03:00
"подросток остался абсолютно уверенным в том, что все эти «группы смерти» — сплошная ерунда. Ведь неизвестно, кто на самом деле дает задания и какие цели преследует. Также рассказывал, как его знакомых кураторы просили прислать фото в стиле ню. Так что это лишний раз доказывает: человек по ту сторону экрана хочет удовлетворить исключительно свои потребности и ему совершенно неинтересна судьба своего подопечного." (цитата из материала статьи)

А я вот, после прочтения статьи, абсолютно не уверена, что всё это ерунда. И что судьба подопечных так уж неинтересна кураторам. Откуда тогда у куратора описываемой здесь девочки был номер её мобильного телефона? Зачем он звонил подопечной и требовал восстановить закрытую страницу в соцсети? Бояться этого всего не надо, конечно, но и упрощать проблему не стоит. Проблема есть, и её нужно решать.
Цитировать
Гость 01/01/1970 03:00
куратора синего кита просто нет это просто какаета  шмаказявка
 :)   ;)   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D   :D
Цитировать