В Рио-де-Жанейро отправилась самая маленькая в истории белорусская олимпийская делегация.
Много-много соломы
В Играх, которые стартуют завтра, примут участие 123 отечественных спортсмена. Плюс-минус пару человек, потому что на момент подписания номера в печать было неизвестно, достались ли нам дополнительные лицензии в отдельных видах спорта в связи с дисквалификацией россиян.
До этого наименьшее представительство на летних Олимпиадах у нас было в Сиднее — 139. При этом в Австралии наши соотечественники набрали аж 17 медалей, устроив настоящий бронзовый дождь из 11 наград такой пробы. Тогда как в Пекине чуть больше 180 белорусских спортсменов сумели на всех добыть 18 медалей. То есть КПД ребят в Сиднее было куда большим, чем в столице Поднебесной.
Впрочем, в этот раз, уверена, математические расчеты будут как никогда точны и логичны. Малое количество участников обернется малым количеством медалей. И никаких противоречий.
Вероятно, это понимают и спортивные чиновники всех мастей. Раз в преддверии Игр очень активно стелют солому — на пресс-конференциях и совещаниях убеждая журналистов считать героями всех спортсменов, которые просто доехали до Олимпиады. Ну а уже как выступят, так выступят.
Однако, думаю, белорусский народ к такой формулировке не готов. Все-таки спорт в нашей стране уже давно стал делом государственной важности. Да и на подготовку атлетов денег не жалеют, поэтому наши люди вправе ожидать отдачи — достойных результатов в Рио-де-Жанейро. И если не всегда медалей, то однозначно — ярких и красивых выступлений, когда ясно, что спортсмен боролся, не сдавался, проявил морально-волевые качества, а не просто отбыл номер, закупился сувенирами и полетел домой.
Равшан, Джамшут и Зика
При том что выступать в Рио, конечно, будет непросто. Климат маловыносимый, санитарные условия оставляют желать лучшего — кишечная палочка в воде, инфекционные насекомые в воздухе — сразу не поймешь, куда бежать и где прятаться. Но уж точно не на улицах Рио-де-Жанейро, где пребывать еще более небезопасно — если уж смогли средь бела дня похитить тещу президента Формулы-1 Берни Экклстоуна и потребовать за нее выкуп, то про обычных людей вообще говорить нечего. А спортсмены как раз обычные люди. Пока австралийцев эвакуировали из-за пожара в олимпийской деревне, неизвестный похитил у них майки и два ноутбука. Причиной возгорания стал окурок, брошенный одним из рабочих мимо ведра. А на стадионе «Маракана» (на нем как раз завтра пройдет церемония открытия) взорвали бомбу. То ли это были учения, то ли реальный случай, непонятно. Но на стадионе обнаружили подозрительный предмет, похожий на ящик с инструментами. К находке отправили робота. Как только он коснулся ящика, прогремел взрыв, который бразильские СМИ назвали запланированным. Видимо, все-таки учения.
Отдельная история — знаменитые латиноамериканские наркотики. Конечно, Бразилия — не Колумбия с ее наркобаронами, но и там притонов хватает. Информагентства уже сообщили, что зелье в Рио продают даже с логотипом Игр-2016.
Кто строит олимпийские объекты — тоже вопрос. Бразилия — не самая богатая страна в мире, а уровень коррупции в ней, говорят, зашкаливает. Так что позволить себе суперпрофессионалов они явно не могут. Про мнение белорусской делегации о заселении в олимпийскую деревню мы уже не раз писали — в зданиях перебои с водой, электропроводка торчит наружу, газовые котлы готовы взорваться в любую минуту. Но тут посыпались сообщения и о спортивных базах. Так, обрушился главный причал для участников игр по парусному спорту. Неужели и его Равшан с Джамшутом строили? Нет, причиной организаторы назвали... прилив и шторм. Восстановление займет четыре дня, а пока прибывшие спортсмены начинают тренировки с резервного причала.
И наконец, вирус Зика. Зараза в регионе разбушевалась настолько, что медики не рекомендовали беременным женщинам посещать Олимпиаду из-за угрозы развития микроцефалии у плода. Вот и наша знаменитая теннисистка Виктория Азаренко в ожидании первенца остается дома.
Неуместное сочувствие
Теперь непосредственно к нашим спортсменам. На что рассчитывать белорусам? Прежде всего на то, что никого из команды не дисквалифицируют до, во время или после Игр. Вот это, и правда, будет большим успехом. Причем я бы здесь не грешила на козни WADA или МОК. Сегодня на планете, давайте смотреть на вещи реально, допинг принимается повсеместно, во многих странах мира. Не сомневаюсь, что и в нашей тоже есть отдельные личности, которые не гнушаются запрещенными препаратами. Задача состоит в том, чтобы выявлять их самим, не доводя позор до вселенских масштабов. Как это, например, было с толкательницей ядра Надеждой Остапчук, когда олимпийскую медаль Лондона у нее отобрали на следующий день после вручения.
И, кстати, о позоре. У нас в Беларуси фигурантам допинговых дел народ все больше сочувствует. Хотя непонятно, конкретно чему сочувствовать. Тому, что спортсмен-аферист нечестно выиграл медаль, а потом получил бонусы от родной страны в виде квартир, машин, призовых и весьма внушительных стипендий? Так я напомню: это наши с вами деньги, деньги налогоплательщиков. Хорошо, пусть спонсорские средства — но если разобраться, то и они в конечном итоге все равно из нашего кармана.
Так за что мы платим: за позор на международном уровне, за обманутые надежды и за разочарование от мнимой победы? И я что-то пока не слышала, чтобы у проштрафившихся атлетов отбирали квартиры-машины-призовые. То есть если даже и отбирают, то огласке это не придается. И зря. Потому что по-другому нельзя воспитать нетерпимость к допингу.
За ними не заржавеет
Что касается медалей, не перевелись еще в нашей стране виды спорта, которые стабильно прославляют Беларусь на мировой арене.
Прежде всего это представительницы художественной гимнастики. Подопечные Ирины Лепарской возвращались с Олимпиад в Пекине и Лондоне с серебряными и бронзовыми наградами. Очень мы рассчитываем на них и в Рио. Рассчитываем, что это и есть тот самый механизм, который никогда не даст сбой. И, конечно, болеем за сборную в групповых упражнениях, а также за Мелитину Станюту с Екатериной Галкиной в индивидуальном многоборье.
Второй важный для нас вид спорта — гребля на байдарках и каноэ. Несмотря на отстранение мужской команды, вполне есть на кого надеяться в женской. По крайней мере, присутствие Марины Литвинчук вселяет оптимизм. Да и остальные участницы байдарки-четверки настроены по-боевому.
На женщин мы можем надеяться и
в вольной борьбе. В предолимпийский период Мария Мамошук и Василиса Марзалюк снискали немало титулов. Так что теперь от них требуется финальный аккорд в виде медалей Рио. Не сомневаюсь, постараются проявить себя мужчины. На прошлой Олимпиаде в Лондоне ребята ударили лицом в грязь: провалились сразу пять борцов греко-римского стиля и четыре вольника. Зная амбиции, которые присущи этим парням, хотя бы один из них обязан взять реванш.
Обещают нам медали и тренеры по тяжелой атлетике. Хотя, с моей точки зрения, ситуация с этим видом спорта сегодня наиболее мутная. К сожалению, штангисты плотно связали свои имена с допинговыми скандалами. Новости о дисквалификациях сменяют друг друга как из пулеметной очереди. Так, недавно стало известно, что золото Игр в Лондоне в весовой категории до 94 килограммов достанется спортсмену... дисквалифицированному за допинг на 8 лет. Как такое может быть? Пять штангистов из тех, которые вошли в семерку лучших на Играх, были уличены в применении допинга в Лондоне. А у молдованина Анатолия Кырыку, что официально тогда занял третье место, именно олимпийская проба чистая. Правда, его поймали на употреблении запрещенных препаратов через три года на чемпионате мира-2015, но это в лондонском смысле никого не волнует. Так что он и станет олимпийским чемпионом-2012. В этих условиях в Рио, действительно, могут выстрелить те, кто раньше не хватал звезд с неба. А таких в белорусской, особенно женской, команде, хватает.
И наконец, еще один традиционно наш вид спорта — легкая атлетика. Правда, в Лондоне белорусы не завоевали ни одной награды, но почему-то верится, что со сменой руководства федерации и тренерского штаба дела пойдут в гору. Вадим Девятовский и Игорь Сиводедов — хороший тандем, которому стоит пожелать удачи. Ну а особенно поболеть можно за Марину Арзамасову на дистанции 800 метров, Татьяну Холодович в метании копья и Алину Талай в беге на 100 метров с барьерами. Последней, впрочем, придется особенно несладко в компании американских и европейских конкуренток.
Все не так ясно
Закончив с так называемой «большой пятеркой», перейдем к видам спорта, в которых медальные перспективы куда более туманны.
Велоспорт. Несмотря на то что Василий Кириенко стал в прошлом году чемпионом мира в гонке с раздельным стартом, в его победу на Олимпиаде не особо верится. У Елены Омелюсик в женских соревнованиях, на мой субъективный взгляд, и то шансов больше. Но, конечно, будем за них болеть. Как и за других наших велосипедистов — Константина Сивцова и Татьяну Шаракову.
Бокс. Специалисты говорят о высокой готовности Дмитрия Асанова в весовой категории до 56 килограммов. Что ж, поживем — увидим.
Гребля академическая. Конечно, хочется пожелать успехов нашей легендарной Екатерине Карстен. Спортсменка выступит на своей седьмой Олимпиаде. И пусть суровая статистика сегодня не в ее пользу, но почему бы нам всей страной не взяться за руки у телевизоров в порыве подогнать лодку двукратной олимпийской чемпионки — Екатерины Карстен, которая уже 20 лет прославляет нашу страну на международных аренах, не мешая свое имя в допинговой грязи. Медаль Рио стала бы прекрасным завершением поистине яркой и красивой карьеры. Вперед, Екатерина!
Плавание. В Бразилии все рассчитывают на победы Александры Герасимени. Тогда как и здесь сухие цифры результатов на оптимистический лад не настраивают. Возможно, на Саше сказался год перерыва и отдыха от спорта после Лондона. Не блещут сегодня и Евгений Цуркин с Павлом Санковичем. Так что их медальные претензии весьма спорны. И все же они есть.
Прыжки на батуте. А вот эти ребята — Владислав Гончаров, Анна Горченок, Татьяна Петреня — могут выстрелить. В их пользу стабильно хорошие выступления на протяжении трех последних лет и успешный опыт международных стартов — закалка батутом, если хотите.
Стрельба пулевая. С одной стороны, Виктории Чайка пора бы, простите за каламбур, выстрелить. С другой, в стрельбе всё решают нервы. Сколько раз было, что без одного выстрела олимпийские чемпионы этим самым последним выстрелом попадали в молоко или вообще в мишень соперника, и оставались без медалей. Так что тут не угадаешь. Но здоровые амбиции наверняка есть и у Ильи Чергейко с Виталием Бубновичем и Юрием Щербацевичем.
Современное пятиборье. Относительно новый для нас вид спорта, но бурно развивающийся. Лично я ему прочу славу фристайла. И очень буду рада, если медальный прорыв белорусского пятиборья случится в Рио. Может быть, Анастасия Прокопенко сумеет себя проявить. В Лондоне она была шестой, сейчас самое время для медали. Но даже если и нет, то Токио-2020 уж точно будет нашим, поверьте.
Таэквандо и дзюдо. Честно говоря, это как раз те немногие виды спорта, в которых я не особенно разбираюсь. Поэтому здесь буду полагаться исключительно на мнение отечественных специалистов. А они считают, что у Армана-Маршала Силлы, а также у Дарьи Скрыпник и Дмитрия Шершаня есть шансы на успех. Поэтому они в этой категории.
Маловероятно
Ну и о тех видах, которые совсем маловероятно, что станут для нас медальными.
При всем уважении к женской сборной по баскетболу претенденток на награды хватает и без них — американки, австралийки, испанки, француженки...
Совершенно точно не взойдет на пьедестал Кайли Рэй Диксон в спортивной гимнастике, крайне вряд ли там окажется еще один наш представитель Андрей Лиховицкий. Такая же ситуация в синхронном плавании, стрельбе из лука и разве что немногим лучше в прыжках в воду. Конкуренция очень высокая, и моду там диктуют отнюдь не белорусы.
Намерена проявить себя Татьяна Дроздовская в парусном спорте. За ее плечами немало титулов, но, кажется, для олимпийской награды и их недостаточно. То же можно сказать о ветеране настольного тенниса Владимире Самсонове. Очень известный и заслуженный спортсмен, однако проблема в том, что в олимпийском турнире таких много. Как и в олимпийском турнире теннисистов. Никто не сомневается, что Максим Мирный — великолепный спортсмен, но в паре с Александром Бурым его шансы на успех резко падают. Все же Бурый — не Виктория Азаренко.
Итого
Однако хочу остановить и уж слишком пессимистичные настроения. Еще ни разу с 1996 года, когда суверенный белорусский спорт впервые заявил о себе на летней Олимпиаде в Атланте, белорусы не возвращались домой меньше, чем с 12 медалями. Думаю, около 10 будет и сейчас.