Наш собеседник — Владимир Шантарович, главный тренер национальной сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ, заслуженный тренер БССР. За достижение высоких спортивных результатов награжден орденом Отечества двух степеней, орденом Славы.
В 1973 году выпускник Гомельского госуниверситета (позже ГГУ имени Ф. Скорины) Владимир Шантарович по распределению попал в Мозырь. Талант молодого специалиста дал о себе знать с первых шагов самостоятельной работы: вскоре его воспитанники стали выступать на европейских и мировых чемпионатах. С 2001 года — главный тренер национальной команды Беларуси по гребле на байдарках и каноэ. Подготовил более 200 мастеров спорта СССР и Республики Беларусь, 30 мастеров спорта международного класса, целую плеяду чемпионов Европы, мира, олимпийских чемпионов. Читателям будут интересны его рассуждения.
О мотивации в спорте и психологии победителя
Мотивация в понимании, зачем тебе это нужно. Именно она основа успеха. Хорошо, если у юного спортсмена есть стремление, мечта: хочу быть чемпионом страны, олимпийским чемпионом. Потом уже педагог настраивает ученика на определенный ритм жизни. Следование ему — это как пребывание в секте. Если ты вошел в нее по-настоящему, уже не выйдешь. В детстве я не был легким ребенком, но повезло попасть к хорошему тренеру и человеку — Виктору Степановичу Станибуло, потом к его ученику Николаю Васильевичу Гавриленко. Я мог бы стать спринтером, но мой первый тренер по гребле сказал: «Приходи, все у тебя получится». И я поверил, очень важно поверить своему учителю.
Мотивированный человек уже не выбирает, куда ему пойти после вуза и не смотрит, какая у него будет зарплата. Так и для тренера: он должен жить этим делом, совершенствоваться, развиваться. Если в основе мотивации только большие деньги, успеха ждать не приходится. Несколько минут на пьедестале почета, флаг, гимн страны, как бы пафосно это ни звучало — тоже часть мотивации. К сожалению, знаю из собственного опыта, что изначально у большинства начинающих спортсменов отсутствует правильная мотивация.
О чемпионском характере
Он начинается с работоспособности, которая нужна в любом деле. Есть она, тогда будет формироваться и характер. Далее идет непрерывный и неустанный труд под руководством педагога. Как подготовить чемпиона? Нет однозначных рецептов, и никто еще не написал такой книги, хотя у каждого тренера есть своя схема, план действий. Но даже строго следуя им, нет гарантий, что станешь чемпионом мира. Надо прежде не раз показать требуемый результат, а потом в нужный час и нужную минуту суметь мобилизовать себя.
Я бы хотел написать книгу о конкретных спортсменах, которые, приняв тренерский план, стали чемпионами мира, олимпийскими чемпионами. Важнейшие составляющие такого плана — психология, функциональная диагностика, механика, генетика. Гребля — сезонный, циклический вид спорта, это титанический труд и, если хотите, рабство. Пять тысяч километров в лодке за сезон — это рабы на галерах. Спортсмен должен издеваться над собой и получать от этого удовольствие. И так долгие годы.
Где-то в 18 — 20 лет гребец может бороться за титул олимпийского чемпиона. Но не у всех получается. А вообще за всю спортивную карьеру «пробег»,
к примеру, у гребца-академиста — 30 — 40 тысяч километров.
О слагаемых успеха
Здесь важно уметь отделять главное от второстепенного. Не дать мелким бытовым заботам поглотить себя. В современном мире столько ненужной суеты из-за того, что нет круга единомышленников. А между тем хорошее, плодотворное общение с ними может дать много. Если человек мне интересен, всегда стараюсь взять максимум ценного, полезного из нашего общения. Даже два — три человека, если между ними есть взаимопонимание, способны перевернуть мир. Самообразование тоже очень важно, и для этого сегодня есть все условия. В интернете столько полезной информации: читайте, учитесь. Надо жить разумом и в ногу со временем, в ритме 21-го века, иначе никуда не успеть.
О главных жизненных принципах
В жизни и в спорте они одинаковы: честность, порядочность, принципиальность, профессионализм. Я не диктатор, я — философ. Хочу, чтобы ты сделал это так, как я хочу. Не люблю, когда человек опаздывает хотя бы на 10 — 15 секунд, когда люди дают обещания и не выполняют их, в общем, когда слова расходятся с делом. Я романтик по жизни. Спланировать победу в Олимпийских играх — разве это не романтизм? Когда мне было 27 лет, казалось, что я это сделаю. Но потом надолго затянулось. В нашем деле романтики — люди, которые сегодня живут в другом измерении, хотя бы лет на тридцать опережают время.
О тренерской школе Шантаровича
К сожалению, 90% спортсменов в процессе тренировок не думают и не осмысливают этот процесс. Если атлет не может понять и объяснить свою победу или поражение, он останавливается в развитии. Он просто исполнитель или испытатель, и когда заканчивается спортивная карьера, остается не у дел. Есть у меня олимпийский чемпион, он за долгие годы так и не приобрел определенных знаний, которые пригодились бы в тренерской работе. Теперь ему все надо начинать сначала. Совсем другое дело, если весь тренировочный процесс проходит осмысленно.
Могу сказать, лет сорок — вся моя профессиональная деятельность, тренировочный процесс — своего рода наглядное практическое пособие для молодых коллег. Если кто-то из них сможет позаимствовать и усвоить процентов на 30 мои методики, знания, опыт, будет хорошо, и можно ожидать успеха для начала на чемпионатах страны. Спорт высших достижений не стоит на месте, он стремительно развивается. Сегодня очень важно не только не отстать от существующих методик, но и работать на опережение: анализировать, считать — это своего рода арифметика.
О любимых учениках
У меня нет и никогда не было любимчиков. Ученики могут быть друзьями, товарищами, партнерами, но панибратские отношения исключены. Профессиональный спорт жесткий: пришел на тренировку, получил задание — трудись, иначе не получишь результат. Никаких любимчиков не должно быть, эту установку я взял еще из команды Советского Союза, в которой прошло мое становление как тренера. Там многие лоббировали свои интересы, но был главный, у кого я учился, — Александр Силаев. Хотелось бы считать своих учеников своей семьей, но не всегда так получается — все люди разные.
Случалось переживать разочарование, когда уходит способный ученик. Помню, Алла Боханко — первый подготовленный мною мастер спорта, вдруг сказала: «Всё. Я больше выступать не буду, ухожу». В тридцать лет для меня это было трагедией, сильно переживал. Что ж, такое случается. Но можно посмотреть на ситуацию иначе: спортсмен, подающий надежду, у кого-то ее отнимает. Хочу всем тренерам сказать: относитесь к этому философски, не стоит драматизировать ситуацию. Вы работаете не с железными станками, а с живыми людьми, у которых свое понимание мира, отличное от вашего. Меня тоже считали тренером, подающим надежды, но до определенного времени. В 2004-м в Хорватии по окончании чемпионата мира один мой зарубежный коллега сказал: «Шантарович уже пять лет у многих забирает надежды».
Об образе жизни
Он таков, что от силы три месяца в году провожу дома. У меня нет хобби, точнее хобби — это моя работа. Хотел бы найти годам к 70 занятие для души, но пока не получается. Даже в отпуске через неделю начинаю скучать. Секта, в которую я попал, — спорт высших достижений — не отпускает. Есть профессионалы, которые при этом еще и любят зарабатывать деньги, а я просто этим живу. Наверное, это плохо, но к быту я совершенно не приспособлен. Не могу заплатить за коммунальные услуги, у меня даже карточек нет. Не знаю, какая у меня зарплата, хотя догадываюсь, что она европейского уровня. Быт, финансы — это прерогатива супруги, мне некогда этим интересоваться.
Если бы я был министром спорта...
Министр — это человек, который возглавляет одну из отраслей народного хозяйства. А прежде он должен привести к успеху крупное подразделение в своей отрасли, целый район, потрудиться на должности замминистра. При этом свой опыт трансформировать на всю страну. Если бы мне было лет сорок, и я созрел бы до осознания того, что мог бы стать министром, то, возможно бы, согласился. При условии, что у нас на государственном уровне было бы понимание: министр — это организатор, который создает условия для развития всех видов спорта, что культивируются в нашей стране. И отвечать он должен прежде за организацию, внедрение передовых методик. Понадобилось бы лет восемь, чтобы подобрать команду единомышленников, которая способна была бы организовать процесс и управлять им. Прерогативы заместителей министра — методики управления технологиями развития качества. Далее идет управление национальными командами.
Методики тренировок и восстановления, функциональная диагностика, фармакологическое восстановление — это не мелочи и этим тоже должны заниматься специалисты, их надо подготовить и подобрать. Ведь сегодня вся методология строится под конкретных спортсменов, лидеров. При таком подходе у нас был бы прогресс во многих видах спорта. Но сейчас спортивные чиновники далеки от понимания, из чего складывается профессиональный спорт. Руководители региональных спортивных центров — управленцы, мало понимающие в спортивных методиках. Мне объясняют это дефицитом кадров, с чем я в корне не согласен.
О футболе, хоккее и гребле
В футболе и хоккее уже в юном возрасте можно достичь успеха и заработать деньги, сравнимые с теми, что получает олимпийский чемпион в другом виде спорта. Увы, деньги все чаще становятся самоцелью. Гордость за страну отходит на второй план, на первый выходит мечта попасть в КХЛ, НХЛ. О том, чтобы играть в национальных сборных, никто не мечтает. Это слабое звено в игровых видах спорта. Если во внутреннем чемпионате страны нет конкуренции, то вряд ли можно ждать, что когда-нибудь наши хоккейная или футбольная команды станут чемпионами мира.
Существующая сегодня инфраструктура в гребле на байдарках и каноэ появилась во многом благодаря бывшему председателю правления Нацбанка Петру Прокоповичу. В свое время была принята госпрограмма о создании благоприятных условий для развития гребли. Программу финансировал «Беларусбанк». С помощью спонсоров совершенствовались спортивные базы в Минске, Гомеле, Мозыре, Полоцке. Сегодняшние результаты в гребле закономерны.