Активисты инициативной группы развешивают объявления и призывают участвовать в общественном обсуждении. Собрали более 900 подписей «против» и отправляют письма во всевозможные инстанции.
Александр Ефименко в числе тех, кто относится к проекту отрицательно. Эта зона пользуется популярностью, здесь хорошо отдыхать мамам с детьми, пенсионерам, удобно гулять с собакой. Но в первую очередь люди обеспокоены тем, что после исчезновения зеленого уголка ухудшится экологическая обстановка, а ведь рядом две загазованные улицы — Кожара и Советская.
Жительница Старого аэродрома Наталья Иванова считает, что участок выполняет роль защитного буфера между авторемзаводом и домами. Исчезнет — летом будет нечем дышать. Скверик многим дорог еще тем, что деревья высаживали своими руками. Есть молодые насаждения.
И тех, кто не согласен с ликвидацией зеленой зоны, немало. Жильцы провели два собрания, на которых призывали отстаивать свою позицию и ратовали за то, чтобы проект пресечь на корню. Последняя встреча состоялась в минувший понедельник во дворе дома № 1 по улице Кожара. Инициативная группа собирала подписи, каждый мог высказать свою позицию. О перспективах зеленой зоны люди говорили эмоционально, зачитывали выдержки из документов. Петр Чернецкий, хоть человек и пожилой, но собрал все силы, чтобы прийти и поддержать соседей:
— Я против! Здесь не должно быть никакого дома! — категорично высказался пенсионер.
Из толпы звучали реплики о том, что строить планируют дорогое огороженное жилье, что никакая компенсация высадкой деревьев в других местах не спасет ситуацию, а главное — никто не хочет слышать мнение людей.
— Конечно, мы за то, чтобы город рос и развивался, — сказала активистка инициативной группы Людмила Семенова, — но не ценой зеленой зоны.
Люди волнуются во многом еще и потому, что не имеют полной информации. Кто-то думает, что уже со дня на день здесь начнут рыть котлован. Специалисты в диалог с жильцами пока не вступили, зато в интернете как на дрожжах растут эмоции, что вопрос также не проясняет.
Быть или не быть скверу и кто решит его судьбу?
За ответами «Гомельская праўда» обратилась к заместителю начальника управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Кириллу Гапееву.
— Кирилл Викторович, в первую очередь люди переживают по поводу экологической обстановки. Проект прошел экспертизы?
— Пока обсуждается только архитектурно-планировочная концепция. Если ее утвердят, будет разработан проект, которому предстоит пройти экологическую и государственную экспертизы. Что касается сквера, то застройщик его благоустроит и компенсирует вырубленные деревья посадкой новых.
— Что, помимо угловой многоэтажки, на этом месте может появиться? Правда ли, что в числе объектов стоянка на 130 мест и банк?
— О стоянке речь не идет, имеются в виду парковочные места. На первом этаже может быть встроенная инфраструктура, но магазин это будет, аптека или что-то еще — говорить рано. Точную раскладку даст проект.
— Люди отмечают, что неподалеку от сквера есть дома, где не проданы квартиры, достаточно офисных помещений, торговых объектов. Кто принимает решение о том, что такой объект должен появиться на этом месте?
— Заказчик. И в данном случае им является областное УКС. Каждый застройщик просчитывает, насколько ему выгоден проект, и этот вопрос не в нашей компетенции.
— Раньше участок относился к ландшафтно-рекреационной зоне, где запрещено строительство, но был исключен из этой категории после утверждения генплана в конце прошлого года. Жильцы говорят, что этот момент нигде не был обозначен, и они только сейчас узнали.
— Общественное обсуждение генплана проходило в 2015 году, а в декабре 2016-го он был утвержден. В целом замечаний от горожан было много. Некоторые излагали их письменно, некоторые просто приходили и спрашивали, что ждет территорию их проживания. Но по поводу сквера около «Туриста» никто не обращался. Что касается строительства в рекреационной зоне, на ней могут появляться небольшие объекты, к примеру, общепит, как кафе в сквере Строителей на улице Кожара.
— По этому проекту идет общественное обсуждение, как и где можно высказать свое мнение?
— С 11 сентября в течение 25 дней графический материал размещен в администрации Центрального района. Еще 10 дней будут приниматься заявления от граждан. И плюс в течение такого же срока итоги подведут на областном архитектурно-градостроительном совете, в который входят представители разных инстанций. Все они выскажут свое мнение.
— Как анализируются данные? Учитываются ли голоса «за» и «против» от горожан?
— Во внимание принимаются только аргументированные замечания, основанные на соответствии проекта нормативам. «Не хочу» не рассматривается в качестве довода.
— Были ли в Гомеле случаи, когда дома не проходили этап согласования на областном архитектурном совете?
— Да, на доработку отправлены проекты по улице Жукова и Тимофеенко.
Комментарий
Начальник Гомельской городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Голубев:
— Согласно Закону о растительном мире, участок возле гостиницы «Турист» попадает под категорию парка или сквера, где строительство запрещено. Есть вероятность, что вне зависимости от компенсации, которую предоставит заказчик объекта за снесенные деревья, площадь озеленения сократится, и к такой перспективе мы относимся настороженно. Однако более точно озвучим свою позицию, когда ознакомимся с документацией.
Компетентно
Периодически появляются слухи о том, что и сквер Строителей на Кожара также могут постигнуть изменения. Пенсионер Василий Никитич слышал о сносе деревьев якобы для расширения проезжей части. Сам строитель, четыре десятилетия назад участвовал в возведении одной из близлежащих многоэтажек. Вспоминает, что когда-то здесь были ямы, сейчас же долгожданное оборудованное место для отдыха.
— В скверике и старики гуляют, и мамы с детьми. Приходят провести время в зеленой зоне и те, кто живет поодаль, — рассказывает Василий Никитич. — Перспектива переустройства энтузиазма не вызывает.
В управлении архитектуры и градостроительства горисполкома сообщили: строительство крупных объектов, расширение дороги здесь не планируется, как и снос деревьев. Рекреационная зона будет максимально сохранена.
— Пока обсуждается только архитектурно-планировочная концепция. Если ее утвердят, будет разработан проект, которому предстоит пройти экологическую и государственную экспертизы. Что касается сквера, то застройщик его благоустроит и компенсирует вырубленные деревья посадкой новых.
— Что, помимо угловой многоэтажки, на этом месте может появиться? Правда ли, что в числе объектов стоянка на 130 мест и банк?
— О стоянке речь не идет, имеются в виду парковочные места. На первом этаже может быть встроенная инфраструктура, но магазин это будет, аптека или что-то еще — говорить рано. Точную раскладку даст проект.
— Люди отмечают, что неподалеку от сквера есть дома, где не проданы квартиры, достаточно офисных помещений, торговых объектов. Кто принимает решение о том, что такой объект должен появиться на этом месте?
— Заказчик. И в данном случае им является областное УКС. Каждый застройщик просчитывает, насколько ему выгоден проект, и этот вопрос не в нашей компетенции.
— Раньше участок относился к ландшафтно-рекреационной зоне, где запрещено строительство, но был исключен из этой категории после утверждения генплана в конце прошлого года. Жильцы говорят, что этот момент нигде не был обозначен, и они только сейчас узнали.
— Общественное обсуждение генплана проходило в 2015 году, а в декабре 2016-го он был утвержден. В целом замечаний от горожан было много. Некоторые излагали их письменно, некоторые просто приходили и спрашивали, что ждет территорию их проживания. Но по поводу сквера около «Туриста» никто не обращался. Что касается строительства в рекреационной зоне, на ней могут появляться небольшие объекты, к примеру, общепит, как кафе в сквере Строителей на улице Кожара.
— По этому проекту идет общественное обсуждение, как и где можно высказать свое мнение?
— С 11 сентября в течение 25 дней графический материал размещен в администрации Центрального района. Еще 10 дней будут приниматься заявления от граждан. И плюс в течение такого же срока итоги подведут на областном архитектурно-градостроительном совете, в который входят представители разных инстанций. Все они выскажут свое мнение.
— Как анализируются данные? Учитываются ли голоса «за» и «против» от горожан?
— Во внимание принимаются только аргументированные замечания, основанные на соответствии проекта нормативам. «Не хочу» не рассматривается в качестве довода.
— Были ли в Гомеле случаи, когда дома не проходили этап согласования на областном архитектурном совете?
— Да, на доработку отправлены проекты по улице Жукова и Тимофеенко.
Комментарий
Начальник Гомельской городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Голубев:
— Согласно Закону о растительном мире, участок возле гостиницы «Турист» попадает под категорию парка или сквера, где строительство запрещено. Есть вероятность, что вне зависимости от компенсации, которую предоставит заказчик объекта за снесенные деревья, площадь озеленения сократится, и к такой перспективе мы относимся настороженно. Однако более точно озвучим свою позицию, когда ознакомимся с документацией.
Компетентно
Периодически появляются слухи о том, что и сквер Строителей на Кожара также могут постигнуть изменения. Пенсионер Василий Никитич слышал о сносе деревьев якобы для расширения проезжей части. Сам строитель, четыре десятилетия назад участвовал в возведении одной из близлежащих многоэтажек. Вспоминает, что когда-то здесь были ямы, сейчас же долгожданное оборудованное место для отдыха.
— В скверике и старики гуляют, и мамы с детьми. Приходят провести время в зеленой зоне и те, кто живет поодаль, — рассказывает Василий Никитич. — Перспектива переустройства энтузиазма не вызывает.
В управлении архитектуры и градостроительства горисполкома сообщили: строительство крупных объектов, расширение дороги здесь не планируется, как и снос деревьев. Рекреационная зона будет максимально сохранена.
Инфраструктура не успевает за новостройками: где выход?
104-й микрорайон в Новобелице — проект из четырех десятков многоэтажек — уже практически завершен. Если не считать нескольких домов и социальных объектов
Предусмотрено, но...
Сейчас строится супермаркет с пиццерией, аптекой, отделением связи, а еще павильоны бытового обслуживания и розничной торговли. Генпланом предусмотрено несколько магазинов и кафе, станция техобслуживания, пункт приема вторсырья, банный комплекс, химчистка, гаражный кооператив, поликлиника со стоматологическим отделением, школа и два детсада.
Отсутствие дошкольного учреждения особенно волнует людей, которым приходится возить малышей в другие места. В долгожданную квартиру вселились, надеясь, что ребенок будет пристроен недалеко от дома. Ближайший 73-й комплекс заполнен.
Начальник отдела архитектуры и строительства администрации Новобелицкого района Анастасия Смальцер рассказала, что на детский сад на 230 мест разработана и прошла экспертизу проектно-сметная документация. Но из-за отсутствия финансирования, а учреждения образования строятся за бюджетные средства, определить сроки пока не представляется возможным.
Варианты, альтернативы
— Ситуация такова: неудобства испытывают родители и малыши, которым нужно рано просыпаться и ехать в сад общественным транспортом, — отмечает начальник отдела образования, спорта и туризма Гомельского горисполкома Людмила Крилистенко. — В свою очередь мы рассматриваем все варианты, стараемся подобрать дошкольное учреждение с учетом удобства для семьи: вблизи от работы мамы или папы, рядом с проживанием бабушки.
За три года в областном центре создано 2,5 тысячи дополнительных мест. И в целом их достаточно. Вопрос в шаговой доступности. В Новобелице его решают разными способами. Один из них — реконструкция имеющихся помещений. В 2014 году таким образом удалось открыть два сада. Сейчас идет реконструкция здания реабилитационного центра на улице Международной под детский сад на 75 мест. Обойдется проект более чем в полтора миллиона рублей.
Благодаря уплотнению групп создано сто мест и столько же — после перепрофилирования 169-го сада из специального в обычный. Организованы три родительских маршрута, два из которых отвозят детей в школы и сады Советского района. Ежегодно до сентября корректируется график движения транспорта.
Проблема шаговой доступности ощущается и в Центральном районе. Здесь также продумывали варианты устройства детей в сады. Дошкольное учреждение строится в 19-м микрорайоне на первом этаже жилого дома. Пустили родительский автобус на Старый аэродром.
В чем-то альтернатива с переездами не совсем удобна, но есть и плюсы. Например, малыши, которые посещают учреждения старой части города, как правило, попадают в менее заполненные группы. И когда подходит очередь в сад возле дома, многие родители оставляют ребенка на прежнем месте.
Что касается школ, то шесть лет назад в 21-м микрорайоне началось строительство учреждения образования на 765 мест. Готовность составляет чуть более десяти процентов, ориентировочная стоимость объекта — 15 824 190 рублей. Однако
Госинвестпрограммой финансирование из республиканского бюджета на этот год приостановлено, сообщили в городском УКС.
Поставить на паузу
В Шведской горке генпланом предусмотрены школа и два сада. Но пока эта перспектива даже не рассматривается. Новый микрорайон вырос в черте старого, и, как отмечают в горисполкоме, для школьников и дошколят найдутся места в имеющихся учреждениях образования шаговой доступности.
Есть ли выход из ситуации, когда в бюджете нет средств на строительство сада или школы? В пресс-службе Минстройархитектуры отмечают: заказчик и генподрядчик могут приостановить работы по согласованию с местными властями. Документацию проверяет Госнадзор, и при отсутствии замечаний срок сдачи объекта продлевается.
Если социальная инфраструктура запаздывает, возведение жилых домов рекомендуют ставить на паузу, но решение принимает заказчик.
При таком раскладе возникает вопрос: район будет возводиться синхронно, однако пока не построят детский сад, людям, которые могли бы заселиться в новые дома, придется ждать, когда их заветные многоэтажки догонит инфраструктура. То есть жилищный вопрос для многих так и останется в подвешенном состоянии.
104-й микрорайон в Новобелице — проект из четырех десятков многоэтажек — уже практически завершен. Если не считать нескольких домов и социальных объектов
Предусмотрено, но...
Сейчас строится супермаркет с пиццерией, аптекой, отделением связи, а еще павильоны бытового обслуживания и розничной торговли. Генпланом предусмотрено несколько магазинов и кафе, станция техобслуживания, пункт приема вторсырья, банный комплекс, химчистка, гаражный кооператив, поликлиника со стоматологическим отделением, школа и два детсада.
Отсутствие дошкольного учреждения особенно волнует людей, которым приходится возить малышей в другие места. В долгожданную квартиру вселились, надеясь, что ребенок будет пристроен недалеко от дома. Ближайший 73-й комплекс заполнен.
Начальник отдела архитектуры и строительства администрации Новобелицкого района Анастасия Смальцер рассказала, что на детский сад на 230 мест разработана и прошла экспертизу проектно-сметная документация. Но из-за отсутствия финансирования, а учреждения образования строятся за бюджетные средства, определить сроки пока не представляется возможным.
Варианты, альтернативы
— Ситуация такова: неудобства испытывают родители и малыши, которым нужно рано просыпаться и ехать в сад общественным транспортом, — отмечает начальник отдела образования, спорта и туризма Гомельского горисполкома Людмила Крилистенко. — В свою очередь мы рассматриваем все варианты, стараемся подобрать дошкольное учреждение с учетом удобства для семьи: вблизи от работы мамы или папы, рядом с проживанием бабушки.
За три года в областном центре создано 2,5 тысячи дополнительных мест. И в целом их достаточно. Вопрос в шаговой доступности. В Новобелице его решают разными способами. Один из них — реконструкция имеющихся помещений. В 2014 году таким образом удалось открыть два сада. Сейчас идет реконструкция здания реабилитационного центра на улице Международной под детский сад на 75 мест. Обойдется проект более чем в полтора миллиона рублей.
Благодаря уплотнению групп создано сто мест и столько же — после перепрофилирования 169-го сада из специального в обычный. Организованы три родительских маршрута, два из которых отвозят детей в школы и сады Советского района. Ежегодно до сентября корректируется график движения транспорта.
Проблема шаговой доступности ощущается и в Центральном районе. Здесь также продумывали варианты устройства детей в сады. Дошкольное учреждение строится в 19-м микрорайоне на первом этаже жилого дома. Пустили родительский автобус на Старый аэродром.
В чем-то альтернатива с переездами не совсем удобна, но есть и плюсы. Например, малыши, которые посещают учреждения старой части города, как правило, попадают в менее заполненные группы. И когда подходит очередь в сад возле дома, многие родители оставляют ребенка на прежнем месте.
Что касается школ, то шесть лет назад в 21-м микрорайоне началось строительство учреждения образования на 765 мест. Готовность составляет чуть более десяти процентов, ориентировочная стоимость объекта — 15 824 190 рублей. Однако
Госинвестпрограммой финансирование из республиканского бюджета на этот год приостановлено, сообщили в городском УКС.
Поставить на паузу
В Шведской горке генпланом предусмотрены школа и два сада. Но пока эта перспектива даже не рассматривается. Новый микрорайон вырос в черте старого, и, как отмечают в горисполкоме, для школьников и дошколят найдутся места в имеющихся учреждениях образования шаговой доступности.
Есть ли выход из ситуации, когда в бюджете нет средств на строительство сада или школы? В пресс-службе Минстройархитектуры отмечают: заказчик и генподрядчик могут приостановить работы по согласованию с местными властями. Документацию проверяет Госнадзор, и при отсутствии замечаний срок сдачи объекта продлевается.
Если социальная инфраструктура запаздывает, возведение жилых домов рекомендуют ставить на паузу, но решение принимает заказчик.
При таком раскладе возникает вопрос: район будет возводиться синхронно, однако пока не построят детский сад, людям, которые могли бы заселиться в новые дома, придется ждать, когда их заветные многоэтажки догонит инфраструктура. То есть жилищный вопрос для многих так и останется в подвешенном состоянии.