Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Как живут на Западной Украине и ждут ли там туристов?

5850 1 16:43 / 20.12.2016
Как живут на Западной Украине, чем впечатляют и угощают приезжих? Какие фишки для привлечения зарубежных гостей может позаимствовать Гомель у Львова? Об этом и не только узнала корреспондент «Гомельскай праўды» во время пресс-тура для белорусских журналистов.

Какой отдых без политики
Не секрет, что в свете последних событий поток туристов на Украину резко сократился. Осторожные белорусы выбирают другие направления для отдыха. Я в этом плане — не исключение. Приглашение от «Центркурорта» стало хорошей возможностью увидеть, чем сейчас живет и дышит ближнее зарубежье.
Поскольку на Западной Украине оказалась впервые, было интересно всё. В пути отметила множество храмов в населенных пунктах. Даже в маленьких деревушках золотились купола. Как позже узнала, местные весьма терпимо относятся к разным религиям. Униатская вера — симбиоз православия и католицизма — здесь очень распространена. Почти треть местных жителей — греко-католики, пояснил гид.
Курортный Трускавец приятно поразил компактностью и холмистым рельефом. Лично мне напомнил маленькую Швейцарию. Несмотря на несезон, на улицах было многолюдно. Это доказывало, что знаменитая здравница по-прежнему популярна.
Хотя цель визита касалась курортно-туристического потенциала Прикарпатья, от политики уйти не удалось. В первую очередь речь шла о безопасности. На пресс-конференции для белорусских журналистов заместитель мэра Алексей Балицкий подчеркнул, что в Трускавце, как и соседнем Львове, всё спокойно. Приезжают туристы из разных стран, в том числе из России. Инцидентов не возникало.
В общении с местными нет-нет да и проскакивала тема политики. Собеседники хотели знать, какую сторону в конфликте занимают белорусские соседи. Очевидно ждали сочувствия к их стране как жертве российской агрессии. Приходилось корректно уходить от оценок. Во время поездки довелось не раз слышать от украинцев, что раньше не понимали политики белорусского руководства. Сейчас по-другому зазвучали слова «спокойствие и стабильность», хотят, чтобы у них было так же. Когда тревожно в стране, страдает турбизнес.

Европа шаговой доступности
Раньше не понимала, почему знакомые так фанатеют от Львова, пока не побывала в этом древнем городе. Жаль, на экскурсию было отведено всего пару часов. Первая мысль, что находишься в каком-нибудь европейском городе и даже столице — Вене или, скажем, Риме. Такого количества старинных, не уничтоженных войной зданий и величественных храмов не видела нигде. Обязательно посетите львовский оперный театр, который входит в число красивейших в мире. Даже если ничего не смыслишь в архитектуре, можно ходить по городу и ощущать себя героем исторического фильма. А по деньгам — бюджетный тур в Европу шаговой доступности.
Вечерняя прогулка по центральным улицам оставила незабываемые впечатления. Променад заставил задуматься, как мы, гомельчане, встречаем своих гостей. Поразило серьезное отношение Львовской рады к теме туризма, чего, к сожалению, не хватает у нас.  

Всю экскурсию группу журналистов сопровождала представитель управления туризма. С готовностью отвечала на вопросы. Как нам пояснили, Львов — мультикультурный город, где ценят историю и всегда рады гостям. В доказательство тому — слоган «Львов открыт миру», который вместе с брендом был разработан к 760-летию города. На логотипе изображены очертания пяти зданий: городской ратуши и четырех храмов. Такой ход подчеркивает, что во Львове спокойно уживаются верующие самых разных конфессий. 
Местные власти серьезно работают над концепцией развития города — как крупнейшего туристического центра Украины. Над задачей трудятся также университет, центр IT-технологий и общественные организации. Постоянно идет поиск идей, как привлечь в город туристов, а значит, живые деньги.
Львов давно стал площадкой для различных фестивалей, в том числе пива, джаза. Одна из новых идей — фестиваль «МоцАрт». За основу взяли тот факт, что сын Моцарта долгое время проживал во Львове. Как скажем, на благо туриндустрии Гомеля используется историческая фигура Петра Румянцева? Кроме памятника, одноименного ресторана и закусочной, интерьер которых не имеет ничего общего с графским, следов не найдешь.

Рада в ратуше
Поразило, что старинный Львов притягивает к себе молодежь. Способствует этому не только уникальная архитектура, но и множество вариантов для досуга. В центре города — на площади Рынок — на каждом шагу тематические кафе, куда любопытно зайти и приятно остаться. Каждое предлагает к чашечке свой вариант наливки, выпечки или другую фишку.
Вечером буднего дня в центре было очень многолюдно. 
Заметила, что одна из улиц называется Руська. Немного удивило, что ее не коснулась волна переименований. Как пояснили: «Она же Русская, а не российская».
Увековечен тот факт, что во Львове жили изобретатели керосиновой лампы. Об этом расскажет бронзовая фигура возле кафе, где собрано множество керосинок.
Каждый гость Львова должен подняться на ратушу, чтобы увидеть город со смотровой площадки. Признаюсь, удивило, что вход находится в городской раде. Ежедневно толпы туристов идут через административное здание, чтобы подняться по винтовой лестнице на высоту 20-этажного дома. При этом возле рады продают карамель, предлагают купить глинтвейн, просят милостыню. Никого не смущает такое соседство. Представляю, если бы возле нашего горисполкома творился такой балаган... Хотя идея со смотровой площадкой классная. Скажем, обустроить под нее башню фабрики «8 Марта». Бойкое место! Продавай билеты, показывай центр Гомеля и радуй туристов.
Деньги липнут к рукам
Нашим бизнесменам нужно поучиться у львовских коллег, как делать деньги из воздуха — вернее, из идеи. Одна из них выглядит так: берем бельгийский шоколад, создаем из него шедевры на глазах клиентов и продаем ПОШТУЧНО под брендом «Львовская мастерская шоколада». Каждая конфетка стоит от 0,4 доллара и дороже. Шедевра-то — на один укус, но лакомство пользуется неимоверной популярностью. Что мешает нашим шоколатье организовать мастерскую в центре Гомеля и на глазах покупателей лепить вкусняшки? Как гласит закон кулинарного бизнеса, блюда, приготовленные у всех на виду, разжигают аппетит и ажиотаж.

Разнообразием красок, вкусов и форм поражают карамельные мастерские. Филиалы видела во Львове и Трускавце (фото на 1-й стр.). На витрине — сказочный сладкий город. Прямо в магазине кондитеры создают сосульки из воды и сахара. По выходным устраивают мастер-классы для детей. Думаю, гомельчане воспримут на ура идею с карамельной мастерской в центре города. Были бы желающие организовать.

Во Львове хорошо уяснили секрет гостеприимства — туриста нужно напоить. Не споить, заметьте. Разве не гениальная идея с копальней кавы — шахтой по добыче кофе? В магазине-кафе, расположенном на площади Рынок, каждый может спуститься в подвал, стилизованный под забой. Гостям надевают шахтерские каски, а в кафе предлагают кофе с пенкой, запаянной паяльной лампой. Слоган копальни кавы — «Здесь жарят лучший кофе». На самом деле зерна из Эфиопии, Гондураса и других кофейных стран. Но какова идея! Гурманам советую попробовать сорт «Коли паде дощ» — эфиопская арабика местной обжарки радует вкусом и ароматом. И, конечно, без покупок из «шахты» никто не уходит. 
Сколько гостя ни корми, напьется
Хочу замолвить слово о знаменитом львовском пиве. Кроме промышленного производства, его варят и в частных пивоварнях. Например, популярный ресторан «Кумпель» (по-нашему закадычный друг) предлагает посетителям живое пиво разных сортов собственного производства. Пивовар Тарас Фалык рассказал, что делится с коллегами своими рецептами. Знает, что у каждого мастера получится свой вкус. 
Как любитель вкусно поесть не могу обойти тему местной кухни. Гуцульские блюда поразили простотой. За время поездки угощали, безусловно, варениками (с капустой и картофелем), палюшками — по виду как ленивые вареники из картофеля с брынзой внутри. Отведали кулиш и кулешу — кукурузную и пшенную кашу, посыпанные сверху шкварками. Удивили тыквенный суп и банош — кукурузная каша на сливках с брынзой. Все эти блюда объединяет одно — дешевизна. Под местную наливочку и гостеприимство идут у туристов на ура.
Сколько в центре Гомеля точек общепита национальной кухни или хотя бы стилизованных? По пальцам можно пересчитать. Зато как грибы после дождя растут заведения с бургерами. Не понимаю, чем фастфуд так привлекает гомельчан? Когда наедятся бутербродов по заоблачным ценам? Думаю, нужно активнее развивать тему национальной кухни. И не просто белорусской, а региональной — полесской. Почему не использовать «бульбу» как кулинарный бренд. Мы-то привыкшие, а для гостей экзотика. Где еще жарят драники, колдуны, запекают бабку? 
«Моўныя фішкі»
На мой погляд, турыстаў прывабліваюць моўныя фішкі. Жыхары Заходняй Украіны размаўляюць на роднай мове дома, на працы, у краме. Што цікава, госці з іншых краін спакойна гэта ўспрымаюць. Напачатку гутаркі з намі, беларусамі, субяседнікі звычайна цікавіліся, ці пераходзіць на рускую мову? Мы пераконвалі суседзяў, што ўсё добра разумеем. Дарэчы, сама хутка загаварыла па-беларуску.
Падчас вандроўкі зразумела адну рэч. Каб зацікавіць турыста, трэба чым-небудзь вылучацца. Як у Гомель прыцягнуць гасцей з памежжа, акрамя як не за вушы? Падарожнік разважае: чаго ехаць, калі там усё тое ж самае. Трэба прапанаваць экзотыку. Часцей ужываць у назвах родныя словы. Моўныя фішкі — адрозненні, якія заўважыць кожны турыст. Нядрэнна, калі ў брэндавых крамах, сувенірных лаўках і кафэ нацыянальнай кухні будуць вітаць пакупнікоў па-беларуску. Спачатку дастаткова слоў «прывітанне», «калі ласка» і «дзякуй». Толькі ўводзіць такі сэрвіс трэба без прымусу. Хто гэта зразумее, зможа вылучыцца сярод канкурэнтаў і зарабіць.
P. S. В поездке для себя поняла, что Львов — тот город, куда хочется вернуться. Не знаете, как построить маршрут, подскажет сайт местной рады. По ссылкам найдете достопримечательности, анонсы событий, веб-камеру в режиме онлайн и многое другое. 
Увы, на сайте Гомельского горисполкома в разделе «Достопримечательности» указано всего пять мест. Разница очевидна. Почему же не перенять полезный опыт, чтобы привлечь в наш город львиную долю туристов?



































































Фото Фото автора
Выбор редакции


bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
УП Экорес сайт.jpg
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Яўген Малікаў, гісторык 01/01/1970 03:00
Цікавы артыкул. Прапаную "Гомельскай праўдзе" правесці ў рэдакыі круглы стол, з прыцягненнем розных спецыялістаў, на тэму развіцця ўязднога турызма ў Гомель і Гомельскую вобласць. Можа гэта падштурхне да развіцця дадзеную сферу і ў нас. Бо на сёння, нажаль, па дадзеных Белстата, па ўсіх паказчыках уязднога турызма, на фоне ўсёй астатняй Беларусі Гомельская вобласць на узроўні статыстычнай памылкі - 3-4%. Зато мы так ганарымся нашым палацава-паркавым ансамблем...
Цитировать
Виктор Земцов 01/01/1970 03:00
Цитата
Яўген Малікаў, гісторык пишет:
Цікавы артыкул. Прапаную "Гомельскай праўдзе" правесці ў рэдакыі круглы стол, з прыцягненнем розных спецыялістаў, на тэму развіцця ўязднога турызма ў Гомель і Гомельскую вобласць. Можа гэта падштурхне да развіцця дадзеную сферу і ў нас. Бо на сёння, нажаль, па дадзеных Белстата, па ўсіх паказчыках уязднога турызма, на фоне ўсёй астатняй Беларусі Гомельская вобласць на узроўні статыстычнай памылкі - 3-4%. Зато мы так ганарымся нашым палацава-паркавым ансамблем...
Уважаемый Евгений! Вы по-моему не только историк, но и самый настоящий белорусский чиновник(или собираетесь им стать)... Вы предлагаете провести круглый стол с привлечением специалистов?! Каких? Тех же чиновников из горисплкома, которым это вообще не интересно?! Привлекать, мотивировать и заинтересовывать в первую очередь нужно частный бизнес и обычных граждан-горожан, у которых была бы гордость за родной город, как центр культуры и  туризма на Полесье, которые чувствовали бы себя частичкой чего-то большого... Алена в своей статье пытается проанализировать почему у них получается, а у нас- нет?! Мне кажется, что сейчас у нас(как в Гомеле, так и в целом в РБ) проблема "замкнутого круга" в туриндустрии- бизнесу и государству не выгодно что-то делать, так как нет туристического потока с его финансовым потоком, а туристам не интересно ехать, так как нету инфраструктуры, сервиса и "что посмотреть". Вот эту проблему точно не решить круглыми столами, Евгений! Тут секретов никаких нет- само собой нужны идеи, нужны заинтересованные люди, но самое главное- нужны огромные финансовые вложения в отрасль в целом. Тогда будет эффект. Но, как сказал не безызвестный политик- "Денег нет, но вы там держитесь". Единственный выход из ситуации- полная либерализация туристической индустрии(ну может быть за исключением легализации проституции и легких наркотиков, хотя примеры Праги и Амстердама иногда заставляют задуматься), отмена визового режима, отмена поборов, налогов и всяких податей для людей занимающихся въездным туризмом и всем, что с ним связано-общепит, ремесленники и тд. Только так! Тогда появится заинтересованность бизнеса, а потом глядишь и государство, увидев положительный эффект, подтянется следом с бюджетными средствами. А круглые столы со специалистами можно проводить хоть каждый день- толку будет ноль! Спасибо.
Цитировать