В конце февраля в гомельской школе № 62 открылся семейный клуб «Такие, как все» для родителей, которые воспитывают детей с особенностями психофизического развития. Зачем нужно это сообщество и почему его не открыли раньше, корреспонденты «Гомельскай праўды» узнали из первых уст.
Время Платона (в шлеме) расписано по минутам: после школы он ходит на занятия по музыке, спорту, английскому и рисованию. Фото Олега Белоусова
Равный обучает равного
Директор средней школы № 62 Гомеля Жанна Царик признается, что идея создать клуб появилась у нее пять лет назад.
– Наша школа давно специализируется на обучении, развитии и воспитании детей с психофизическими особенностями. Однако все чаще к нам стали приходить дети с более сложными диагнозами. Тогда и увидела, что не все родители готовы принять эту ситуацию. Поняла – нужно как-то им помочь.
В школе начали учиться дети с интеллектуальной недостаточностью, речевыми сложностями, позже появились первоклашки с аутизмом. Поскольку у многих диагноз был приобретенным или проявлялся со временем, некоторые родители были подавлены, нуждались в психологической поддержке со стороны. Однако педагоги понимали, что действовать нужно аккуратно, без нажима.
– В этом плане нам помог опыт других людей – родителей с похожими проблемами, – объясняет Жанна Царик. – Когда пропускаешь через себя каждую историю, понимаешь, что наряду с родителями, которые раскрываются и готовы говорить о своих трудностях, есть и те, кто не готов делиться. Тогда-то я и подумала, что такие мамы и папы станут полезными друг другу.
В 62-й работают одни из самых сильных специалистов – здесь занимаются и с проблемными дошкольниками, и с учениками начальной школы, поэтому директор не сомневалась, что идея клуба приживется и получит профессиональное подкрепление. И не прогадала: на предложение сразу откликнулись дефектологи, завуч по воспитательной работе, психологи, социальные педагоги и учителя физкультуры, руководители кружков. Куратором нового проекта стала Татьяна Жерновая, учитель-дефектолог. Подключились также областной, городской центры коррекционного развития и реабилитации.
Инклюзия в первую очередь нужна не детям, а взрослым. Поэтому главная задача клуба – разговорить родителей, создать условия, при которых они смогут поделиться больными темами и параллельно получат полезную для себя информацию. Ведь когда мама или папа считает, что его ребенок ничем не отличается от других, появляются трудности: дети не начинают вовремя читать и говорить, испытывают сложности с социализацией.
Перед открытием клуба провели анкетирование, изучили запросы. Оказалось, в первую очередь родителям нужны психологи, а уже потом тренеры по другим направлениям. Откликнулись семьи из 62-й и других школ Гомеля.
– Не думали, что будет такая заинтересованность. На открытие пришли около сорока семей, все они готовы посещать занятия и дальше, – рассказывает директор школы. – Мы, со своей стороны, постарались создать максимальный комфорт: во время заседания дети занимаются с учителями физкультуры и дефектологами, тренинги проводим по вечерам.
Педагоги с сожалением отмечают, что в большинстве случаев детей с психофизическими нарушениями развития воспитывают матери-одиночки. Реже сохраняются полноценные семьи. Есть в клубе и один папа, который сам растит трудного ребенка. Именно поэтому главный посыл встреч – максимальное общение между собой и саморазвитие по всем направлениям. А еще разгрузка и отвлечение от бытовых проблем хотя бы на пару часов.
Полномасштабные заседания будут проводить три раза в год, плюс небольшие встречи по необходимости. Основной упор – на практику, теории постараются давать по минимуму. Планируют придерживаться принципа «равный обучает равного».
Следующее заседание клуба запланировано на 17 мая. Специалисты уже готовятся, интересуются запросами родителей, продумывают тематику.
Инициатива оказалась первой в области, и клуб себя уже оправдал, уверена Жанна Царик. Это подтверждает количество посетивших открытие и первое заседание.
Созидатель и пианист
Полина Ковальчук – член клуба «Такие, как все». Ее сын Платон ходил в 62-ю на дошкольную подготовку, а потом пошел учиться в школу № 32. Сейчас Платону десять лет, он третьеклассник интегрированного класса и очень даже неплохо успевает по своей программе «Трудности в обучении».
– При рождении все было хорошо, врачи сказали, что Платон полностью здоров. Но мы с мужем стали замечать, что он немногословен и мало играет с другими детьми, – вспоминает мама. – Медики успокаивали, говорили, что это возрастные трудности, которые скоро пройдут. К тому же мальчики часто в детстве более замкнутые.
Когда сын пошел в ясли, воспитатели поначалу тоже говорили, что Платон несильно отличается от других ребят – быстро запоминает буквы и цифры, развит по годам. Однако через четыре года у Полины родился второй сын Филипп, и он был гораздо активнее брата:
– Платон стал устраивать истерики, мы не совсем понимали, в чем дело. Вот тогда врачи согласились, что некоторые вопросы с развитием все же есть. Заподозрили аутизм, выдали направление в специальный детский сад.
Точный диагноз поставили перед школой. Здесь отношения со сверстниками спокойные, они друг другу не мешают, об уважении позаботилась первая учительница, которая изначально не делила детей по каким-то признакам. Одноклассники даже помогают – иногда рассказывают маме о поведении сына на уроках, так что Полина со всеми дружит. Кстати, на занятия Платон ходит с удовольствием, ему нравятся многие предметы. Правда, есть некоторые сложности.
– У нас сохранный интеллект везде, где не надо разговаривать. Напечатать, написать, почитать – все нормально, даже выше нормы. Вот пересказать – проблемы. У Платона снижен уровень эмоционального интеллекта, он замкнутый. Правда, если что-то нужно, то обязательно попросит. Например, поиграть с планшетом за быстро сделанные уроки, – не без улыбки делится мама.
Социализировать брата помогает Филипп – он тот еще выдумщик, часто сочиняет игры и пытается втянуть в них Платона, а еще постоянно отстаивает свои позиции. Тут уже хочешь не хочешь, а реагировать приходится. Кстати, по поводу реакций – в семье старшего сына называют лакмусовой бумажкой настроений: если мама или папа не в духе, Платон это быстро чувствует, сразу начинает паниковать. Поэтому родители стараются сохранять спокойствие даже в самых непредвиденных ситуациях.
– У нас есть основное правило: не кричать дома. К тому же стараемся детям ничего не запрещать, всегда предлагаем альтернативу. Не хочешь картошку – будем рис. Не хочешь играть – давай посмотрим мультик.
Клуб в школе № 62 как раз и должен помочь родителям Платона понять, как контролировать себя, с какими трудностями сталкиваются в других семьях, есть ли какие-то тренинги, чтобы сократить количество истерик у ребенка.
– Я не знала, что это такое, пока сама не прочувствовала, – не скрывает Полина. – Но мы с мужем собрались и начали воспитывать детей дальше. Платон ведь как под микроскопом, в обществе ему не позволено даже того, что могут делать обычные дети, на него как-то по-особенному реагируют окружающие. Но мы справляемся.
Кстати, Полина работает преподавателем физкультуры в ГГУ имени Ф. Скорины, поэтому она по сути своей человек собранный и пунктуальный. Любит разложить все по полочкам. Сложностей с тем, чтобы выстроить алгоритм поведения и выверенный режим дня для сына, у нее практически не было.
– Платон ведь как поезд, едет по своим рельсам, сворачивать не любит – иначе истерика. Поэтому если сказали, что заберем его в 14.00, ни на минуту опоздать нельзя. Все его вещи тоже лежат по местам, их не смеет никто трогать. Сломался пенал – новый не подойдет, нужно как-то ремонтировать старый.
Свободного времени у Платона практически нет, его постоянно чем-то занимают. Он учит английский, и неплохо получается, кстати. Раз в неделю ездит заниматься фортепиано: запомнить ноты сложно, а вот повторить за учителем движения и технику – без проблем, ребенок уже играет полноценные мелодии. А еще занимается у мамы в кружке:
– По осени начала в университете преподавать детям с аутизмом физкультуру, собираю мини-группу, показываю несложные упражнения. Отклонений по здоровью у сына нет, ему нравится заниматься, особенно когда я контролирую процесс.
Из хобби в списке Платона есть также катание на велосипеде и чтение. Он, кстати, читать начал сразу бегло, без знания слогов. Память у ребенка развита тоже неплохо – маршруты он запоминает лучше родителей. Однако это и самоконтроль для мамы с папой:
– Ребенку с аутизмом нужно все говорить правильно сразу, он запоминает с первого раза. Иначе потом полжизни будете исправлять свою же ошибку.
Полина шутит, что материнская профдеформация наступает, когда находишься с ребенком 24 на 7. Поэтому организацию клуба «Такие, как все» считает отличной идеей:
– Даже просто пообщаться, на час отвлечься – уже ценно. А если еще и полезные советы получаешь, вообще прекрасно. Например, как успокоить себя, а потом ребенка. Проблемы ведь у нас почти одинаковые. Здорово, что мы теперь можем обсудить их со специалистами.
Молодая мама дает совет будущим родителям: водите детей по развивающим кружкам и садикам с младшего возраста. Это поможет вам в будущем. Не ждите никого и ничего. Лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом, чем рисковать здоровьем ребенка.