Народ общается в соцсетях, музыку или, как теперь принято говорить, «музло» закачивает в свои девайсы.
Но... Армия тех, кто грезит о профессии диджея, по-прежнему велика. А раз есть спрос, значит, и предложению быть. Федеральная Школа Радио делает такое, от которого сложно отказаться. Особенно, когда слышишь: «Вам звонят из Москвы, вы прошли кастинг...»
Давай сделаем это по-быстрому
На «Правда Радио» из Москвы позвонили 14 февраля, в Валентинов день, поэтому дата запомнилась. ФШР через социальные сети объявила, что в этот день в одном из гомельских бизнес-центров пройдет кастинг радиоведущих. Звонил Дмитрий Гордеев — креативный директор школы, которая, судя по ее пиар-кампании, широко распахивает двери в мир радио практически всем желающим — был бы голос. Отсюда интерес к гомельским радиостанциям: поиск кураторов и преподавателей для тех, кто готов выложить за трехмесячный курс обучения 480 белорусских рублей, — такой была его начальная стоимость.
С преподаванием сразу не срослось: слишком ответственно для молодой радиоволны, которой к тому моменту еще и двух лет не исполнилось. Но именно по этой причине, в части дополнительных профессиональных навыков, показались любопытными сами курсы. Их программа с небольшим сопроводительным письмом чуть ли не в считанные минуты после разговора пришла по e-mail. Часть письма, сохраняя авторскую стилистику, орфографию и пунктуацию, привожу.
«Если коротко, Федеральная Школа Радио работает уже шесть лет в 70 крупнейших регионах РФ и стран СНГ и базируется в Доме Радио на Пятницкой в Москве. Мы готовим ведущих не только для информационных станций, что, скорее, актуально для Москвы и СПб, но также для музыкальных и развлекательных. Сотрудничаем с крупнейшими медиа-холдингами, ведущими программными директорами, консультируем действующих ведущих и топ-менеджмент станций. У нас преподают и дают свои мастер-классы Владимир Познер, Андрей Малахов, Антон Комолов, Ирина Хакамада, Сергей Шнуров и другие...»
Собственно, после перечисленных имен «и другие» можно было не добавлять. Уже впечатлило. Как и напористость, с которой ФШР выстраивает деловые контакты. Программа курсов, на первый взгляд, тоже показалась интересной. Легкое недоумение по поводу активного интереса к «Правда Радио», проявленного именно в день кастинга, конечно, возникло. Но тут опять позвонили из московского офиса ФШР. Договорились, что один из наших диджеев придет на кастинг в качестве наблюдателя. Жребий пал на Евгения Маханова:
— Администратор почему-то встретил меня как куратора. Удивило: мы так не договаривались. Нам бы самим поучиться. За тем, собственно, и пришли. Минут пятнадцать администратор подключался к видеоконференции в скайпе, после чего на связь с Гомелем и, к слову сказать, Ставрополем вышли Дмитрий Гордеев и Екатерина Седова, которые представились руководителями и основателями ФШР. Примерно в течение получаса они рассказывали пришедшим на кастинг, какие горизонты готова открыть перед ними школа: и стажировки на лучших станциях России, и мастер-классы от радио гуру, и, конечно же, последующее трудоустройство на радиостанцию, которая «подойдет вам». А если не будет подходящей станции в своем городе — не беда! Распахнуть свои двери готовы и радиостанции других городов. Даже Москвы. Тоже удивило. Перебор, по-моему, с патокой.
Творческое задание для кастинга — представить в воображаемом эфире какую-нибудь музыкальную композицию. На подготовку дали пять минут. Затем юноши и девушки (собралось человек 20 — 25) по очереди стали подходить к администратору и зачитывать свои тексты. Видео снималось на смартфон. Если ФШР — это серьезно, почему бы студию не арендовать, чтобы в настоящий микрофон дать поговорить? А не так вот, по-быстрому, дыша в сторону мобильника.
Ничего лишнего, только бизнес
В Доме радио на Пятницкой, 25, в Москве когда-то располагался Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Сегодня здесь работают эфирные студии ряда популярных российских радиостанций, где бывают известные политики, журналисты, селебрити. Вполне вероятно, что кто-то из них нередко заглядывает и в офис ФШР. Просто так, проходя мимо по коридору. И нет ничего проще: сделать совместное фото на фоне своего баннера, оказаться рядом за одним круглым столом на какой-нибудь пресс-конференции. Тоже с фото на память. Что, кстати, абсолютно нормально. Но мастер-класс — это немножко больше, чем просто зашел, поздоровался, пожал руку, сказал пару слов. Хотя и пара слов от Познера — уже мастер-класс. С маститым журналистом и телеведущим мы попытались связаться через социальные сети. Узнать: преподает ли он в ФШР, дает ли мастер-классы? Ответа не последовало, что не удивляет. Мегазвезда. Наше сообщение, скорее всего, просто затерялось в потоке других. Зато известный радио- и телеведущий Антон Комолов на вопрос, имеет ли он какое-либо отношение к ФШР, ответил оперативно и кратко: «Нет, не имею».
От директора известного российского политика и публициста Ирины Хакамады тоже пришел ответ: «Нет, не имеет. Возможно, выступала, но название школы было другим. Но дальше все — это их фантазии с целью нечестного продвижения, видимо».
От какого-либо сотрудничества с ФШР «Правда Радио» корректно отказалось. Тем не менее буквально тут же Евгений Маханов получил через социальные сети аудиосообщение от Дмитрия Гордеева с предложением попробовать свои силы в качестве преподавателя. Тем более что от его программного директора согласие на «пару уроков» уже получено (???). Из-за отсутствия необходимого опыта тоже можно не переживать: есть конспекты, которые помогут подготовиться к занятиям. В очередной раз удивились явно недостоверной информации насчет нашей готовности к сотрудничеству и пожали плечами, оценив «серьезность» подхода к процессу обучения будущих радиоведущих. В итоге решили за этим процессом понаблюдать, пообщавшись с его непосредственными участниками.
Каждый день, по будням, в эфирную студию «Правда Радио» приходят гости. Михаил Мищенков пришел как артист Гомельской областной филармонии, а не как слушатель курсов
Михаил Мищенков из первой группы слушателей курсов ФШР в Гомеле, он артист Гомельской областной филармонии. Личность творческая, харизматичная. На курсы, с его слов, пришел влекомый тягой ко всему новому. На фоне обещанной возможности трудоустройства не только на местные, но и на российские столичные радиостанции цена вопроса явно проигрывала. Что в итоге? Разочарование. Большинство занятий, по его словам, разговоры обо всем и ни о чем. Хотелось активной практики на радиостанциях — не случилось.
Алексей Барабанов — из другого набора слушателей. Студент пятого курса одного из технических вузов еще в школе мечтал о журналистской стезе. Пришел на кастинг. Когда позвонили «из самой Москвы» и сказали, что кастинг успешно пройден, был несказанно рад. Он в числе избранных, значит, есть способности. Разговор об оплате шел параллельно с обещанием бесплатной стажировки на крупных российских медиафорумах. Что в итоге? Ни ожидаемой практики на радиостанциях, ни стажировки. Есть, правда, сертификат об окончании курсов, но, как сейчас понимает Алексей, это всего лишь листок бумаги.
Наталья Николаева, под таким именем ее можно найти в социальных сетях, в них же и узнала об очередном кастинге ФШР в Гомеле. Как человек, который находится в постоянном творческом поиске, записалась. Была слегка обескуражена, когда ей позвонили «из Москвы» и, сообщив об удачном кастинге, ознакомили с ценой вопроса. Ей казалось, что обучение будет бесплатным. Кастинг же... Значит, «алло, мы ищем таланты», а таланту нужно помогать. Но сомнения вмиг улетучились, когда ей пообещали бесплатную стажировку в Москве, Питере и Прибалтике. Проезд, проживание — все бесплатно! О работе на радио Наталья всерьез не думает, но курсы пока посещает. Нет ожидаемой практики у настоящего микрофона, зато новые знакомства, приятная компания. Тем более, все равно уже заплатила.
А теперь, собственно, о том, что представляют собой курсы ФШР. Это 24 двухчасовых занятия. В настоящее время стоимость обучения — 540 белорусских рублей. В той программе, которая была прислана ФШР на «Правда Радио», только три занятия отводились работе с голосом. Остальное — теория радио от преподавателей и кураторов (сегодня это, в основном, ведущие местных радиостанций). С одной стороны, теоретическая часть кажется разноплановой, с другой — ее немного. Если говорить о попытке объять необъятное, она не удалась. Программу несколько оживляют редкие вебинары с участием руководителей ФШР и запись демо для радио «СОК» (это интернет-радио, где участники тренингов в специально отведенное время могут услышать себя в эфире между музыкальными треками).
А как же стажировки и прочее? Смотрим на пункт 2.1.6. договора на оказание образовательных услуг, который подписывают слушатели курсов ФШР. Он гласит: «Оказывать содействие при устройстве успешных, по мнению ООО „Москва Медиа“, студентов...» Не отправили на стажировку? Не трудоустроили? Значит, не успешный ты, по мнению ООО «Москва Медиа». Формально ФШР свои обязательства выполняет. Ничего лишнего, только бизнес.
За чей счет банкет?
«Не знаю, будете ли вы послезавтра в Нижнем Новгороде на конференции академии радио... Жаль, что мы не вышли на контакт с вашей радиостанцией раньше, потому что у нас всегда есть возможность на подобные конференции бесплатно вывезти вас... Оплачивать вам проезд, перелет, проживание... фуршет...»
Это аудиосообщение от Дмитрия Гордеева один из радиоведущих «Правда Радио» получил в конце сентября накануне международного фестиваля «Радио без границ» — крупного медиафорума, организованного Российской Академией Радио при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям совместно с Федеральным агентством по делам СНГ. В чем интрига, возник вопрос? Оказалось, что ФШР «Немного не хватает практики в Гомеле, в Гродно, в Бресте... В небольших городах... В Минске там все четко... Там мы работаем с крупнейшими холдингами», — говорилось в сообщении.
В двух словах: поступило предложение записать интервью с выпускниками ФШР в формате, надо полагать, дружеского пиара и, опять же, взять на себя на коммерческой основе проведение мастер-классов (примерно 60 белорусских рублей за двухчасовое занятие).
Какие счеты между радийщиками? Пообщаться с гомельскими выпускниками ФШР мы и так собирались. В разговоре о мастер-классах все точки над «і», правда, были расставлены еще несколько месяцев назад, а вот насколько все «четко» у ФШР в Минске, стало интересно. Найти свою нишу в белорусской столице, где работает более двух десятков радиостанций, на базе многих из которых действуют и курсы радиоведущих,— это действительно о многом говорит.
Мы связались с тремя популярными минскими радиостанциями, чтобы узнать, сотрудничают ли они с ФШР? На одной из них, не вдаваясь в подробности, факт сотрудничества подтвердили. На двух других ответы были уклончивыми: общались в основном по телефону, встречались на каких-то форумах, организованных, впрочем, не ФШР. Да, как-то приходили на кастинг, который ФШР попыталась организовать в Минске, сказали на одной из радиостанций. Но кастинг не состоялся.
Замечательная штука интернет! Впечатлениями именно об этом кастинге двухгодичной давности поделилась одна из его участниц в «Живом Журнале». Почему именно об этом? В записи под заголовком «Как я на „кастинг“ ходила» фигурировало название знакомой волны. Честно говоря, за чувство юмора и стиль блогеру, кстати сказать, выпускнице БНТУ, хочется поставить лайк. На кастинг, пишет девушка, вместе с ней пришли шесть человек. Трое — то ли школьники, то ли студенты. Заполнили анкеты, полчаса просидели просто так, продолжает автор, сочувствуя сотрудникам радиостанции, которые вместе со всеми только время потеряли. Пиар-кампания провалилась, подытоживает блогер.
Но не будем иронизировать. Лиха беда начало. Алексей Барабанов, один из героев данной публикации, вспоминает, что на кастинг с его участием пришли человек 70(!). И отзывы о ФШР есть прямо-таки восторженные. Коллеги, работающие на одном из гомельских радио, именно в то время, когда готовился этот материал, прислали ссылку как раз на такой пост в соцсетях одной из слушательниц курсов и целую подборку демозаписей других участников проекта.
Утраченные иллюзии — это не очень приятно. «Отправьте меня в Питер», — пишет девушка по имени Анна на своей странице дня за три до восторженного поста об окончании курсов, делясь ощущением магического притяжения северной столицы России. Но вот вопрос: кто должен отправить в Питер выпускницу ФШР в Гомеле?
Что касается демозаписей — пусть их оценят на тех радиостанциях, на которые они будут отправлены. Как показывает практика, даже качественно записанное и отрепетированное демо мало о чем говорит. Когда ты садишься к настоящему микрофону, начинается совершенно другая история. Тут проявляется и сбивчивая речь, и хромающая на обе ноги дикция, и неумение стилистически грамотно выстроить простейшую фразу. И уж, конечно, не стоит думать, что некий документ, сколько бы ты за него ни заплатил, чудесным образом поможет открыть двери в мир радио.
Мы все знаем из сказки, в какой стране находится поле чудес. У Остапа Бендера, помнится, было четыреста сравнительно честных способов отъема денег. Ничего не изменилось. Всевозможные курсы, мастер-классы, школы и тренинги, обещающие легкий путь к успеху, — всего лишь сладкий сироп, сравнительно честно приготовленный на бизнес-кухне. Банкет в любом случае будет за твой счет. Потому что самому придется доказывать собственную состоятельность.
Не секрет, что радиостанции, особенно региональные, пребывают в постоянном поиске ярких, тембристых голосов. Обладателя такого голоса на любом радио с радостью усадят к микрофону без всяких сопроводительных сертификатов. Вот только к голосу в обязательном порядке дожны прилагаться широкий кругозор, харизма, знание музыкального контента и, разумеется, хорошая дикция. Один из слушателей курсов ФШР нашел работу на популярной гомельской радиостанции. Хотя не благодаря приобретенным на курсах навыкам. Как доверительно рассказали коллеги, обучать приходится практически с нуля. Но юноша буквально жил мечтой о радио. Ряду других соискателей на должность радиоведущего пришлось отказать. Несмотря на сертификаты, которые были у них на руках.
Недавно на «Правда Радио» вновь позвонили из московского офиса ФШР. Предложили принять участие в широкомасштабной международной конференции с участием ведущих экспертов радиоиндустрии и представителей крупнейших медиахолдингов. Конференцию организует Российская Академия Радио, и она пройдет в середине ноября в Москве в отеле «Ритц-Карлтон». Проезд, проживание и т. д. — за счет приглашающей стороны. Вежливо отказались. Не то чтобы «Правда Радио» — это такая маленькая, но гордая радиостанция. Просто любой шаг навстречу предполагает ответный ход. А его как раз делать не хочется.
Мы еще раз связались с представителем Ирины Хакамады и Антоном Комоловым, чтобы окончательно убедиться, что ни известный политик, ни блестящий радио- и телеведущий не преподают и не дают мастер-классы в ФШР. Ведь продолжать жонглировать известными именами — это, мягко говоря, нечестно.
«Ирина Хакамада действительно не преподает. Так что вы правильно написали, что кто-то жонглирует известными именами. Спасибо!»
«Я не "преподаю" и не „даю свои мастер-классы“. Я в свое время ДАЛ мастер-класс в этой школе. (Кстати, тогда она называлась немного иначе, по-моему). Это была разовая история, в связи с чем я и попал в такую „ленту имен“, связанных с ФШР. В общем, буду благодарен, если мое имя Вы вычеркнете из перечисления тех, кто преподает в этой школе, в ваших публикациях».