Всякий раз, когда открываю брошенную в мой почтовый ящик рекламку об очередном «чудо-препарате», поневоле вспоминаю Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад!» Чего только не предлагают сегодня ушлые торговцы, зная нашу легковерность. Расчет на пожилого человека, обремененного болячками, который готов хвататься за соломинку, не дает сбоя. Как и бизнес, требующий минимальных вложений, зато приносящий гарантированный навар.
Удивительная сила... обмана
Вот уже целый год гомельчан настойчиво агитируют приобрести поистине волшебное средство от всех болезней — уникальный тибетский бальзам «Сто даров», который пришел на смену вчерашнему бальзаму «Медолия» и маслу «Живица». Все та же верстка рекламных листовок под знакомым слоганом «Удивительная сила природы», благодарные отклики излечившихся бабушек и дедушек, скидки пенсионерам и инвалидам. И если еще вчера этот рекламный спам печатался на плохонькой бумаге форматом А4 с грязными пятнами фотоснимков, то сегодня выглядит получше — в симпатичном цветном формате А3. Впечатляет и тираж последнего выпуска — 250 тысяч экземпляров! Можно представить, сколько людей, страждущих в одночасье стать здоровыми, поддались настойчивому призыву избавиться от болезней и боли с помощью тибетского бальзама.
Да и как не соблазниться? В каждой газетке на все лады расхваливается «средство с многовековой историей», которое впитало в себя «тысячелетнюю энергию Тибета... соединившись с первозданной чистотой таежных даров». Для усиления эффекта сюда добавлена самая сильная биоэнергетическая вода на планете — шунгитовая, чистейшие масла из медвежьего жира, бобровая струя и «живые» экстракты из байкальской и сибирской природной кладовой». Одним словом, не бальзам, а панацея от всех болезней — сахарного диабета, атеросклероза, стенокардии, инсульта, радикулита, язвы желудка, заболеваний глаз, щитовидки... Таким универсальным препаратом осчастливило нас ООО «Научно-производственная компания «Апифитогрупп», специалисты которого «восстанавливают древние алтайские рецептуры» путем «длительного поиска и тщательного отбора традиционных компонентов тибетской медицины». Они-то и создали «лекарство из самого сердца Сибири». Вероятно, обилие таких красивых фраз кого-то и заворожит. Но не у каждого хватит терпения дочитать их до конца.
Разве что по диагонали пробежать глазами истории тех, кто на себе испытал действие бальзама. Тем более что в каждом новом выпуске — новые истории об исцелении и довольные лица пациентов, которые благодарят за облегчение и спасение. Вот только некоторые из них: «Вылечила гипертонию за три дня», «Стали уменьшаться узлы на щитовидке!», «Избавился от ишемии и грудной жабы», «Камни в почках стали выходить песком», «Практически вся кожа очистилась от псориаза!», «Забыл о простатите», «Сахар в крови снизился в 2,5 раза!» Один из таких восторженных отзывов, который неизменно помещается на первой странице, даже без подписи. Не иначе как адресат на радостях забыл оставить свои координаты. Но это и не столь важно, когда рассказ о парализованной дочке-инвалиде трогает до слез. Да и как остаться равнодушным, когда молодая женщина после инсульта осталась инвалидом? Но ее спасла настойка из сибирских трав, сообщает анонимный автор. И сейчас она «из парализованного инвалида превратилась в сияющую красотой и здоровьем привлекательную даму».
Волшебное превращение случилось не с помощью лечения в больнице или близких друзей, которые отвернулись в трудную минуту (беднягу вдобавок сократили еще на работе и бросил муж-подлец), а благодаря чудесному бальзаму. И хотя эта история немного смахивает на фантастику, все-таки хочется верить в хеппи-энд — такова уж природа человека. Как и неистребимая вера в наличие чудес среди прозы наших будней. К тому же человек, накопивший под старость кучу болячек или попавший в плен тяжелого недуга, готов поверить в любую красивую сказку, лишь бы выздороветь.
А таких невероятных историй в листовках хоть отбавляй. Например, тибетское лекарство якобы помогло молодому человеку, который «перенес одновременно инфаркт с инсультом и находился на грани жизни и смерти», — для выздоровления хватило трех курсов бальзама. Пенсионерке из Подмосковья будто бы удалось поставить на ноги дочь-инвалида, «у которой три года назад врачи обнаружили опухоль головного мозга». «Даже людям с такими заболеваниями бальзам придает настолько много сил, что человек в безвыходной ситуации имеет надежду на жизнь».
Согласитесь, что дипломатично-витиеватый отзыв звучит многообещающе. Можно представить, сколько онкобольных, получив надежду, бросятся на поиски тибетского бальзама. Хотя официальной медициной до сих пор не зарегистрировано ни одного случая излечения рака с помощью чаги, веселки или бобровой струи с медвежьим жиром.
Без лоха и жизнь плоха
Начитавшись подобных историй, человек вправе удивиться: отчего волшебного бальзама нет в аптеке? Ведь все лекарственные препараты, разработанные учеными, прошедшие проверку и обладающие лечебным эффектом, там доступны покупателю. Но «Сто даров» можно купить только у распространителей компании Аpifito или на специализированных выставках-продажах. Почему же на этот факт люди не обращают внимания?
Впрочем, как и на то, что рекламный листок «самопального» происхождения не содержит официальной информации о своем производителе и продукции. Написать любые хвалебные отзывы, как и найти под них фотоснимки пожилых людей, сегодня нетрудно. Самой пришлось в этом убедиться нынешним летом на одной из выставок-продаж. В библиотеку Ленина со всех сторон стекался ручеек пожилых людей, некоторые ковыляли с помощью костылей и палочек. Там и разговорились мы с Надеждой Дробышевской. Женщина пришла не за бальзамом для ее старенькой мамы, а с рекламной газеткой. На ее страницах она увидела... свою фотографию. Правда, под ней стояла другая фамилия с именем. Как это могло случиться? Но девушка-консультант Алеся (так значилось на бейджике) только хлопала накрашенными ресницами. Зато обрела дар красноречия, когда стала во всей красе рекламировать тибетскую продукцию. Пенсионеры слушали, сомневались, колебались, задавали вопросы. Многие потихоньку выстраивались в очередь за чудодейственным лекарством. Люди хотели пообщаться с теми, кому средство помогло. Но среди страждущих и болеющих я не встретила ни одного такого человека.
В инструкции к бальзаму содержатся комментарии доктора медицинских наук, профессора и академика РАЕН (Российская академия естественных наук — общественная организация) Евгения Владимирского, кандидата медицинских наук, заместителя директора «Федерального научного центра» Игоря Мельникова и врача-висцерального терапевта Розы Даутовой. Регалии, как видите, имеются, научные степени, но место работы почему-то не указано. Удивляет здесь другое. Их отзывы, в отличие от отзывов пациентов, более сдержаны и лишь подтверждают общеукрепляющее и стимулирующее действие бальзама. Судите сами: «регулирует функции желудочно-кишечного тракта и печени», «нормализует аппетит и содержит биологически активные вещества», «оздоравливающий продукт», «полностью усваивается» — вот, пожалуй, и все восторги.
Но и такие куцые комментарии с готовностью заглатываются больными. Особенно теми, кому уже не помогают таблетки с уколами, которые своими жалобами надоели участковым. Вот и отправляются они, прочитав газетки и прихватив остатки пенсий, на подобные презентации «за здоровьем». Одни руководствуются тем, что «если столько времени дают рекламу, то средство стоящее», другие решаются на себе испытать действие бальзама: если не поможет, то однозначно не навредит, ведь в его состав входят только натуральные компоненты. Правда, многих смущает высокая цена — 150 тысяч рублей (со скидкой) за одну 100-граммовую упаковку бальзама. Учитывая тот факт, что почти при всех болезнях его надо употреблять по одной чайной ложке три раза в день, баночки хватит от силы на неделю. Указанный курс лечения не меньше 20 — 30 дней. Значит, только за один курс потребуется выложить около полумиллиона рублей. Для полного излечения требуется повторить два — три курса. Вот и считайте, какие суммы улетают из пенсионерских кошельков, оседая в карманах легких на подъем распространителей. Те же с помощью микроавтобуса только за один день могут устроить около десятка таких распродаж в Жлобине, Гомеле, Добруше или Речице.
Вопрос в тему В состав бальзама «Сто даров» входит мед, который обычно повышает уровень сахара в крови. Но реклама утверждает, что снижает: «Я пропила полный курс бальзама, раньше сахар в крови был 15 единиц, сейчас 6,1». Можно ли этому верить? Из телефонного звонка
Отвечает на вопрос кандидат медицинских наук, доцент Гомельского государственного медицинского университета Георгий Романов:— Самому забавно читать такие отзывы. Особенно рассказы пациентов с сахарным диабетом. В своей практике я не встречал больных, которые называют свои показатели крови «единицами». Обычно используют слово «инсулин».Мед в небольших количествах (до 1 чайной ложки в сутки) не оказывает пагубного действия на углеводный обмен больного диабетом. Но как скажутся другие компоненты бальзама на уровне сахара в крови, сказать очень трудно. Для этого необходимо провести клинические испытания. Но их нет.Ни один врач не позволит пациенту с уровнем глюкозы в крови 15 ммоль/л назначить в качестве лечения биологически активную добавку (БАД обычно используется только для профилактики). При названных цифрах речь может идти только об инсулине, так как высокая гликемия часто приводит к развитию острых и хронических осложнений сахарного диабета.
Немного из истории
Напомним, что два года назад Министерство торговли нашей республики боролось с ЧТУП «Медэль Трэйт», продвигающим «Медолию» и «Живицу». Не один раз выставлялись штрафные санкции этой компании за нарушение закона о рекламе. Несмотря на заверения об исцеляющей силе, ни бальзам, ни масло как лекарственные средства до сих пор не зарегистрированы. Как выяснили эксперты, «Медолия» представляет собой обычный медовый соус, «Живица» — растительное масло. В наличии лишь сертификаты этих пищевых продуктов, полученные в институте «Плодовощпроект». Нынешней весной Министерство торговли заинтересовалось уже новой рекламой из почтовых ящиков — бальзамом «Алтайский целитель», комплексами «Каменное масло +7», «Сибирская лиственница +7» и другой продукцией. Почерк все тот же: куча обещаний, вплоть до исцеления от самых тяжелых болезней. И опять без регистрации в Министерстве здравоохранения. Последовали предписания и протоколы об административных правонарушениях за размещение ненадлежащей рекламы. Ведь наличие в ней сведений о лечебных эффектах продуктов нарушает Закон Республики Беларусь «О рекламе». Поэтому рекламные листовки министерство запретило.
Частное предприятие изменило рекламу, но оставило в ней хвалебные отзывы с содержанием информации о лечебных эффектах продуктов. Был запрещен к распространению и такой вариант рекламных листовок, а компания оштрафована на... 20 базовых величин. Но это как укус комара для слона-гиганта. Поэтому и штурмуют до сих пор наши города и веси, вытягивая из тощих пенсионерских кошельков деньги, распространители всякого рода чудо-бальзамов, эликсиров и другой подобной продукции.
Очередная рекламная волна одной их таких компаний почти целый год штурмует гомельчан, предлагая бальзам «Сто даров», литомасло, препарат «Эффектум». Правда, предприимчивые молодые люди, чтобы не портить отношения с законом, добавили в свою рекламу информацию о том, что продукция не является лекарственным средством. Сейчас она названа оздоровительными препаратами. Но не каждый обратит внимание на это уточнение — информация набрана мелким шрифтом и помещена на последней странице.
Главное лекарство — это сила воли
Чтобы проверить подлинность историй из рекламных листков, я решила разыскать жителей Гомельщины и пообщаться с ними. Оказалось, что у большинства нет стационарных телефонов, и эти люди не зарегистрированы в городской телефонной справке (?). Однако сторонников, как и противников тибетского бальзама, все-таки удалось найти. Например, гомельская пенсионерка Таисия Дмитриева рассказала, что пережила большое горе, поэтому долгие годы не находила себе места и горевала. Бальзам ей помог разобраться с давлением и успокоиться. К тому же сосед у нее появился, стал помогать по хозяйству. Человек он непьющий, одинокий и совместное общение обоим на пользу. Так сказать, бальзам на душу. Я не стала уточнять, какой из них оказался эффективнее.
В свое время тибетский бальзам помог бороться с давлением и Валентине Смыкал из Калинковичей, у которой от таблеток очень сильно болела печень. «Приняла две баночки бальзама, и полегчало», — призналась женщина. Но когда сделала перерыв, давление опять стало зашкаливать. Вот и озадачена теперь пенсионерка: тибетское средство не лечит, дает только временное облегчение. Чтобы принимать его постоянно, никакой пенсии не хватит.
Зато гомельчанка Тамара Мищенко, услышав мой вопрос, категорично заявила о потерянных деньгах: 4 упаковки бальзама не принесли ей облегчения. Лучше бы фруктов или орехов купила на эти деньги, посетовала бывшая учительница.
Проверить силу тибетского бальзама Валерия Романькова из Жлобина заставили больные легкие и бронхи. Последняя флюорография подтвердила улучшение. Правда, 65-летний пенсионер согласился, что если бросит курить (начал смолить с третьего класса), то здоровье будет еще лучше. Но завязать с табаком пока не хватает силы воли, проще выпить таблетку.
А вот 83-летняя Антонина Макаревич из Октябрьского района не доверяет чужим бальзамам, готовит лекарства сама. Использует мед вместе с травами и чесноком, клюквой, лимонами, обычной крапивой, которая растет под забором. Заверяет, что этот сорняк может укрепить здоровье не хуже хваленого бальзама. Да и не стоит ничего. «Когда лекарству веришь, как Богу, оно обязательно поможет!» — подводит под разговором черту мудрая полешучка.
Старая бабушка ничего не знает об эффекте плацебо, но суть самовнушения выразила точно. Потому что в 30 случаях из 100 срабатывает обычная пустышка в красивой упаковке. Так что вывод напрашивается такой: все эти рекламные «санты-барбары» с тибетской и алтайской продукцией не что иное, как введение в заблуждение населения и, как следствие, элементарное вымогательство денег. Обидно только, что чаще всего на эту удочку клюют и ловятся самые незащищенные и необеспеченные люди — пенсионеры.