Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Мы узнали, как поживает первый в области пациент с донорской почкой спустя три года

9968 1 02:13 / 11.10.2015
Первая на Гомельщине операция по пересадке почки была проведена в октябре 2012-го. Спустя три года “Гомельская праўда” поинтересовалась, как поживает тот самый пациент с донорской почкой.
IMG_8426.JPG
Тот самый исторический кадр: заведующий хирургическим отделением Александр Величко осматривает первого пациента с пересаженной почкой 
Когда всё хорошо, подозрительно
Той осенью житель Калинковичей Валерий Пятикоп не мог и подумать, что станет героем дня, а его фото попадет на первые полосы газет. Вместе со здоровой почкой он получил известность, а главное, шанс на полноценную жизнь. Операцию по пересадке органа провели в Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека. Главному нефрологу Беларуси Олегу Калачику ассистировал заведующий хирургическим отделением (трансплантации, реконструктивной и эндокринной хирургии) РНПЦ Александр Величко. 
Через двое суток Валерия перевели из реанимации в палату, где он мужественно выдержал фотосессию, как говорится, для истории. Пообщаться удалось уже после выписки, спустя две недели. Тогда он признался, что ощущает себя бодро, но непривычно: “Уже забыл, что такое нормальное самочувствие. Когда всё хорошо, уже подозрительно”. Рассказал, что болезнь началась, когда был на заработках, с безобидной температуры 37,4, которая держалась три месяца. Лечение антибиотиками не помогло. Недуг дал осложнение на почки. В больнице несколько недель гомельские врачи боролись за его жизнь. Затем почти год на гемодиализе, о котором и вспоминать не хочется. Здоровый, крепкий мужчина превратился в инвалида первой группы.
Для него донорская почка оказалась счастливым лотерейным билетом. Тогда мечтал об одном: быстрее восстановиться и выйти на работу. 
Разыскав Валерия спустя три года, первым делом интересуюсь его здоровьем. 
— Пересадка прошла хорошо, сейчас чувствую себя нормально, — охотно вступил в диалог собеседник. — Врачи реально вытащили меня с того света. День, когда провели трансплантацию, 21 октября, считаю вторым днем рождения. 
— Если не секрет, расскажите, изменились ли после операции ваши образ жизни и отношение к ней?
— Болезнь действительно повлияла на меня, я стал совершенно другим человеком. Думаю, перемены связаны с тем, что пережил клиническую смерть. Все изменилось: и стиль, и смысл жизни, теперь ценю каждый момент. Многое замечаю, появилось больше сострадания, понимания, раздражает вранье. Не скрою, раньше любил погулять, пошалить, по­драться. Ушел из одной семьи, потом из другой, за что хочу попросить прощения. Переоценивая прошлое, скажу: “Да, я всё видел, всё пробовал. Будь моя воля, всё бы изменил”. 
Сейчас не пью, не курю. Перед операцией выкурил последнюю сигарету и дал себе слово — больше не буду. Неправда, что человеку нужны какие-то препараты, кодирование, чтобы бросить пить. Главное — сила воли. Врачи разрешают немного спиртного по праздникам, но я не прикасаюсь к алкоголю, даже запаха не переношу. Изменился на все сто. Знакомые не узнают, на работе уважают. Живу, наслаждаюсь новой жизнью. Меня поддерживают любимая жена Светлана и ее дочь Жанна.
Валерий Пятикоп (фото из личного архива).jpg
2015. Валерий Пятикоп вместе с родственниками из Питера. После пересадки почки жителю Калинковичей не нужно ездить на гемодиализ через день. Он может позволить себе не только прогулку по Гомелю, но и путешествие за границу
— Вы упомянули про работу. значит, сбылось, о чем мечтали три года назад?
— Действительно, с работой повезло. Служу в охране на Калинковичском заводе ЖБИ. До пересадки об этом и речи не было — нужно было через день ездить в Мозырь на гемодиализ. После операции государство помогает с препаратами, их выдают, когда приезжаю на плановое обследование в РНПЦ в Гомель. 
— Видите какой-то знак судьбы в том, что стали первым пациентом в области, которому пересадили почку?
— Я родился 14 августа на Спас, в этом году отметил 45 лет. Думаю так: “Наверное, не зря мне дали второй шанс. Значит, не такой уж я плохой, если мне спасли жизнь”. Первая благодарность минскому хирургу Олегу Калачику и Александру Величко, который очень внимательно ко мне отнесся. Отдельное спасибо моему нефрологу Елене Свистуновой — хороший, приятный врач.
Живая очередь
Помнит ли заведующий хирургическим отделением Александр Величко ту первую пересадку почки и самого пациента? Ведь за эти годы провел не одну сотню различных операций, а хирургическая память быстро стирает лица.
— И Валерий, и первая операция запомнились хорошо, — рассказал Александр Владимирович. — К счастью, пересадка прошла успешно, совместимость донора и реципиента совпали. Конечно, самой трансплантации предшествовала большая организационная работа: обучение специалистов, закупка оборудования, подготовка операционной. До появления в Гомеле центра трансплантации в листе ожидания на донорскую почку стояли 112 жителей области. Практически за три года мы провели 132 трансплантации. Сегодня в очереди на пересадку 70 человек. Вместе со списком значительно сократилось и время ожидания донорского органа с четырех-пяти лет до двух. 
В Беларуси трансплантологию почки уже освоили во всех регионах, кроме Могилева. Первым, безусловно, был Минск, после Брест, третьим — Гомель. 
Недавно первую такую операцию провели в Витебске. Ошибочно думать, что гомельские хирурги пересаживают только те почки, которые забирают. Вся трансплантология в стране завязана в единую систему. Хирургическая служба участвует во всех этапах: от момента изъятия органов до пересадки и сопровождения реципиента после операции. В трансплантологии крайне важна оперативность, ведь донорскую почку можно пересадить в течение всего 36 часов. Операции очень сложные, не скрывает хирург, но практика показывает, что выживаемость почки высокая, летальность соизмерима с европейскими цифрами, в пределах 3%. Средний срок функционирования пересаженного органа до десяти лет. Но в области есть пациенты, которые живут с донорской почкой по 12 — 15 лет. 
В первую очередь трансплантация позволяет улучшить качество жизни пациентов, освободить от гемодиализа, значительно сократить затраты на лечение. 
Тайна, покрытая шансом
Сегодня на Гомельщине живут с пересаженной почкой 172 человека. История болезни каждого хорошо знакома врачу-нефрологу РНПЦ Елене Свистуновой.
— После трансплантации пациенты должны наблюдаться у терапевта по месту жительства и регулярно посещать нефролога, — пояснила специалист. — Наблюдаем жителей области, тех, кого оперировали в Гомеле или раньше в Минске. Валерий Пятикоп — один из них. Плановые визиты позволяют контролировать состояние пациента, работу донорской почки, корректировать дозы подавляющих иммунитет медикаментов, при необходимости проводить диагностику и лечение. 
Реабилитационный период после операции длится от трех месяцев до полугода. Все это время сохраняется высокий риск возникновения осложнений. При нормальной работе почки не требуется строгой диеты, важно придерживаться здорового образа жизни и правильно питаться. Нужно пить достаточное количество жидкости, следить за показателями здоровья: давлением, температурой, весом. 
После трансплантации у человека появляется больше возможностей для социальной адаптации. Если нет сопутствующих заболеваний и противопоказаний, можно вернуться к труду. Однако пересадка — не панацея, не решит полностью проблем со здоровьем, подчеркивает врач. Вероятность отторжения сохраняется на всем протяжении функционирования донорского органа. Поэтому пациенту все время придется принимать иммуносупрессивные препараты. Случаи отторжения достаточно редкие, однако расслабляться не стоит. 
Врач-нефролог РНПЦ наблюдает и тех, кому только предстоит операция. В лист ожидания попадают кандидаты, у которых нет абсолютных противопоказаний к пересадке (опухолей, активных инфекционных заболеваний, хронической сердечной и печеночной недостаточности). Молодой возраст — не главный показатель. Основной критерий отбора — только совместимость реципиента с донорским органом. Возраст не помеха, если нет сопутствующих патологий. К слову, самой взрослой пациенткой, которой пересадили почку, стала 70-летняя жительница Светлогорска, самой молодой — 19-летняя. И все же среди подопечных Елены Свистуновой с небольшим перевесом лидируют мужчины.
— Никто из наших пациентов, которые получили новую почку, не открыл у себя новых возможностей, картины рисовать не начал, — улыбается врач. — Нередко интересуются, кто был донором. Но это медицинская тайна.
Фото из архива “ГП” и семейного архива Валерия Пятикопа
Новости


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Гость Александр Викторович 01/01/1970 03:00
Спасибо Вам!
За полезную информацию.
Спасибо Всем Врачам и Медработникам!
За их помощь работу и проведению лечение пересадку,  хорошое отношения к пациентам, Огромная Вам Спасибо!  
Цитировать