Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Требуется трансплантация чувств

2382 0 23:16 / 24.01.2008
Трансплантация органов становится нередко единственным шансом на спасение жизни. Готовы ли мы добровольно стать донорами?
Диагноз, поставленный врачами после длительных обследований, поверг Юрия М. в шок. В самом расцвете лет стать инвалидом I группы, оказаться прикованным к больнице, совершая трижды в неделю поездку туда для проведения спасительной процедуры гемодиализа... И хотя отчаяние посещает нередко, все четыре года молодой мужчина надеется на чудо: вдруг найдется для него донорская почка?
Таких, как он, рассчитывающих на пересадку жизненно важного органа, в области более сотни человек. Сегодня, по информации заведующего отделением нефрологии и программного гемодиализа областной клинической специализированной больницы Андрея Ворущенко, чуть более 300 человек страдает заболеванием почек, при котором требуется или перитониальный диализ, или гемодиализ. Половина из больных — в листе ожидания донорской почки: каждые три месяца наведываются в столичную клинику № 4, сдают анализы. Эти еще верят и ждут, другие разуверились и отказались, принимают стандартное лечение. И повод для такого пессимизма есть — в 2005 году в республике сделано только восемь пересадок почки, в 2006-м — 20.
Донорство навязывать нельзя!
Трансплантация почки пока не стала в нашей республике такой же обычной операцией, как на благополучном Западе или в США. Но не только из-за экономических проблем. Пересадка органов — как раз та область медицины, развитие которой возможно лишь при активной поддержке большинства членов общества, а не их молчаливого согласия. Что пересаживать, если нет доноров?
В Беларуси недавно принят новый закон о трансплантации органов и тканей человека. Возможность изучить его будет предоставлена всем жителям. Ведь понятно, что пока не изменятся стереотипы в отношении пересадки органов, ни одно даже самое совершенное законодательство ситуацию не улучшит. Эта проблема настолько тонка, что вызывает немало дискуссий как среди больных, так и специалистов.
По мнению одних, среди которых главный внештатный трансплантолог республики, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Усс, донорство второй почки не несет в себе угрозы состоянию здоровья отдающего ее, что подтверждено многолетним опытом применения трансплантации в разных странах мира. По мнению других, полной гарантии здесь давать нельзя.
— Безусловно, — говорит заведующий отделением нефрологии и программного гемодиализа областной специализированной клинической больницы А. В. Ворущенко, — трансплантацию в республике надо сдвигать с мертвой точки. Более десяти лет назад мы предпринимали множество попыток сделать на базе нашей больницы центр трансплантологии, написали множество различных бумаг в соответствующие инстанции, но усилия оказались тщетными. Сегодня начало развиваться донорство от родственников первой линии. Существует и так называемое перекрестное донорство: то есть две семьи, у которых есть нуждающиеся в пересадке почки, договариваются об обмене этими органами. Но твердо убежден: не нужно ни в коем случае это навязывать. Приведу конкретный пример. 15 лет назад к нам в больницу поступил молодой человек из Петриковского района. По всем показаниям ему подходила трансплантация почки. Я узнал, что у него есть брат-близнец и пригласил того для беседы. Сказал ему прямо: “Есть возможность пересадить брату твою почку. Подумай. Если согласишься, приезжайте вместе. Если не хочешь рисковать своим здоровьем, мы никогда больше не вернемся к этому разговору. Живи спокойно со своей семьей”. Так он и не пришел. Осудить его за это? Ни в коем случае! Ведь есть опасность, что вместо одного больного станет два. И никто меня не убедит в обратном. Природа не просто так придумала парные органы. И это все должно деликатно объясняться.
Для такого утверждения у Андрея Викторовича есть веские основания. Ежедневно общаясь с больными, он наслушался немало грустных историй. К примеру, жена больного мужа терроризирует его отца, чтобы тот отдал ему почку. Сестра поссорилась с сестрой, отказавшей ей в донорстве. Но у каждого, как бы он ни любил родных, есть своя семья, ответственность перед ней. В 2005 — 2006 годах в области пересадка почки осуществлена только четверым: двое получили ее от умерших граждан, в роли других доноров выступили отец и сестра больных. Около 85% трансплантации почки сегодня осуществляется от живых доноров, и здесь нужен умный подход. Нужно объяснять и то, что почка пересаживается не по блату, а тому, кому подходит по иммунному статусу.
Не забирайте свои органы на небеса
Лидером по трансплантации органов сегодня в Европе считается Испания. Развитие этой области медицины активно поддерживают религиозные конфессии. Во время туристической поездки в эту страну мы посетили костел, и сопровождавший нашу группу гид перевел слова, написанные на табличке, висящей в нем: “Когда умрешь — не забирай после смерти свои органы на небеса — там они никому не нужны. Пусть твои органы помогают больным на земле”.
А многие ли из нас задумывались: готов ли я написать заявление, что согласен после своей кончины на использование собственных органов для нуждающихся в них? По мнению медиков и простых жителей, с которыми побеседовала на эту тему, настороженное отношение к трансплантации останется до тех пор, пока люди не будут уверены, что их органы не будут изъяты у них еще при жизни. Общество должно получить четкие объяснения по поводу смерти мозга, не путать ее с клинической смертью. Состояние последней обратимо, хотя, к сожалению, не всегда. В новом законе о трансплантации все требования четко прописаны. Смерть мозга констатируется консилиумом врачей, при этом подтверждается энцефалограммой. Если пациент выскажет желание стать донором, реаниматологи поддерживают его жизнь искусственно, после констатации смерти мозга ответственный врач вызывает бригаду трансплантологов. Напомним, у нас запрещена эвтаназия. Когда есть хотя бы малейшая надежда на спасение, подтверждаемая медицинскими показателями, ни один врач не имеет права отключать аппарат, поддерживающий жизнь пациента. Это уголовно наказуемое деяние.
Добавим, в нашей республике действует ограниченная презумпция согласия. К примеру, если человек попал в аварию и нет надежды на спасение, его органы не будут изъяты, если родственник, находящийся в больнице, выскажется против.
Что под силу трансплантологам в республике?
Сегодня в Беларуси качественно выполняется трансплантация костного мозга, стволовых клеток крови при злокачественных новообразованиях — в первую очередь системы крови, при некоторых других наследственных заболеваниях. К нам приезжают на пересадку костного мозга из Прибалтики, Украины, России, где эта процедура стоит дороже. Наиболее готовы в Беларуси к выполнению трансплантации печени. Это может произойти в конце текущего — начале будущего года. Пока не делается у нас пересадка сердца. А расчет потребности в ней на 1 миллион человек составляет 67 операций в год.
В республике надо проводить на
1 миллион жителей 74 трансплантации почки.
Экономика здравоохранения — очень сложный вопрос. Все высокие технологии в трансплантологии экономически эффективнее стандартных методов лечения — это заключают эксперты Всемирной организации здравоохранения. Абсолютное большинство пациентов после операций возвращается к активной жизни. И чтобы это стало реальностью, нам всем нужно изменить свои стереотипы в отношении к пересадке органов. Что, безусловно, невозможно без усилий не только медиков, но и общественных организаций, религиозных конфессий, средств массовой информации.
Евгения МИРОНОВСКАЯ
От редакции. Дорогие читатели, а вы готовы высказаться по поднятой проблеме? Звоните: 57-80-51. Пишите: mironovskaia@gp.by
БЛИЦ-ОПРОС А вы готовы стать донором органов?
Н. Захаров, мастер ПО “Гомсельмаш”:
— Если бы мой орган понадобился для спасения собственного ребенка, однозначно да. Думаю, многие родители поступили бы так же. А по поводу развития вообще трансплантологии в республике хочу сказать: нужно действительно больше информировать людей, просвещать их, что не стоит забирать свои органы с собой на небеса. Но, конечно же, должна быть гарантия, что их не заберут у тебя еще живого. Все-таки известный фильм журналиста Мамонтова о русских трансплантологах напугал всех. Решиться написать заявление, что после кончины твои органы могут использоваться для спасения других жизней, думаю, не многие смогут.
Священник
Петропавловского
кафедрального собора
отец Максим:

— Православная церковь всегда руководствовалась евангельским принципом: возлюби Бога и ближнего своего, как самого себя. В вопросе трансплантации органов позиция такая: если человек добровольно жертвует ближнему свою почку, то это принимается как жертвенная любовь к человеку.
Е. Сазонов,
сотрудник
правоохранительных органов:

— Несомненно, трансплантологию нужно развивать. Но здесь должна вестись очень тонкая просветительская работа. Нужно объяснять людям, вкладывать больше финансовых средств в здравоохранение. Сегодня в нашей стране сложная демографическая ситуация, и исправить ее можно в том числе и развитием медицины, внедрением технологий, продляющих жизнь.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Сколько органов можно пересадить одному человеку?
На Западе в крупных медицинских центрах трансплантация сердца, почек, печени и кишечника поставлена на поток. Выполнены первые операции по одновременной пересадке печени и костного мозга, других органов. В мировой практике одновременная трансплантация почки и поджелудочной железы у больных сахарным диабетом с хронической почечной недостаточностью — золотой стандарт лечения.
Общество


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать