Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Гомель принимает вид культурного европейского города: Так писала в 1911 году газета “Гомельская копейка”

7846 2 22:07 / 27.10.2014
Будучи в начале ХХ века уездным центром Могилевской губернии, Гомель выгодно выделялся из многих своих собратьев по административному статусу рынком периодики. Здесь издавалось около полутора десятков частных и ведомственных газет. Одной из наиболее популярных была “Гомельская копейка” — газета “информационно-просветительская и прогрессивная”, как она сама себя позиционировала. 
копейка.jpg
Под таким названием издание выходило с июня 1911-го по октябрь 1917 года, а в канун октябрьских событий сменило название на “Гомельскую жизнь”. Издателем и редактором газеты был один из успешных гомельских предпринимателей Артур Миляев, прадед популярного современного российского исполнителя Александра Розенбаума.
В деле основания газеты Миляеву следует отдать должное как журналисту и коммерсанту. Дело в том, что именно в те годы в России шли активные попытки создания прессы, доступной широкой аудитории. Доступность обеспечивалась как характером и стилем информации, которая была далека от официоза по форме и содержанию, отличалась оперативностью и разноплановостью, так и стоимостью номера — 1 копейка, откуда и пошло название газет. Первая “Газета-копейка” появилась в 1908 году в Петербурге, затем в 1909-м в Москве, еще через два года — в провинциальном Гомеле.
“Гомельская копейка” была достаточно выгодным коммерческим проектом для ее издателя, тем более что печаталась она в его собственной типографии, а редакция размещалась в его же собственном доме по улице Замковой. Однако и гомельские обыватели были рады появлению нового издания. Редакция декларировала нейтралитет относительно любых партийных позиций и ставила задачу служения всем согражданам, что ей во многом и удавалось. Выходя три раза в неделю, газета давала регулярную хронику городской жизни, выбирая именно то, что было небезразлично и интересно горожанам. Освещая, например, деятельность городского и уездного самоуправления (Гомельской думы и управы), “Копейка” печатала репортажи-стенограммы с указанием фамилий и позиций всех гласных, не упускала возможности критики или от имени самой редакции, или через мнения читателей. Значительное внимание уделялось экономическим вопросам. Сообщалось о чрезвычайных происшествиях и криминале.
Основной коммерческий успех газете обеспечивала реклама. Значительное место на страницах занимали объявления об услугах, культурных мероприятиях — гастролях, спектаклях, концертах, цирковых представлениях. Газета прекратила свое существование в первые месяцы советской власти. К сожалению, неизвестна судьба ее редактора издателя, не сохранилось полного комплекта издания. Однако и сегодня номера “Гомельской копейки” — интереснейший источник по истории нашего города. Примечательно то, что газетные публикации не только сообщают факты и события городской жизни, но и передают неравнодушное отношение гомельчан к родному городу, а также раскрывают их довольно амбициозные стремления и планы вывести его на европейский уровень. Сам лозунг и некоторые из городских проектов и сегодня сохраняют актуальность,
хотя и реализуются уже на новом уровне — например, в благоустройстве или планах строительства гомельского наземного метро.

“Гомельская копейка”, 10 июля 1911 года. “Электричество в Гомеле”:

В вопросе об электрическом трамвае(1) и электрическом освещении не может быть двух мнений... Электрическое освещение, как и трамвай, необходимы Гомелю. Говорить о том, что в Гомеле некому пользоваться электричеством, некуда ездить — значит ломаться в открытую дверь. Смешно, когда говорят, что для города с 85-тысячным населением трамвай — роскошь, что жителям некуда ездить. Почему вопрос о том, роскошь это или не роскошь, есть или некуда ездить, не возбуждается у жителей маленькой Швейцарии, где
почти в каждой деревеньке есть электрический трамвай? Да потому, что дешевый способ передвижения им также необходим, как воздух…
Говорить, что обывателю некуда и незачем ездить, а вслед за этим вопить о бельгийской эксплуатации(2), значит самого себя высечь. Если признать серьезным доводом, то должен
отпасть другой центральный мотив, в силу которого отрицается необходимость эксплуатации — “некому и некуда ездить”. Говорить же о том, что для проведения трамвая необходимы какие-то особенные мостовые, значит не только быть совершенно незнакомым с техникой, но даже не иметь представлений о том, как прокладывается трамвай. Когда
прокладывается линия трамвая, то как бы идеально ни была устроена мостовая, та часть ее, которая уходит под трамвай, укрепляется, усиливается, это делается для того, чтобы почва при движении трамвая не осела, что может мешать конному и прочему движению. Вопить же о том, что раньше нужно привести в надлежащий вид мостовые, в данном случае неуместно.
Все стремящиеся доказать ненужность трамвая, очевидно, не желают родному городу процветания. Быть может и сдадут устройство освещения и трамвая в руки бельгийцев,
но мы уверены, что если внимательно будет проредактирован договор, то все ужасы, страхи, которые мерещатся противникам трамвая и электрического освещения, будут изгнаны.
“Не так страшен черт, как его малюют”.

“Гомельская копейка”, 18 июля 1911 года. “Благоустройство города”:

Наш город постепенно начинает принимать вид вполне культурного европейского города. За последние 3 — 4 года город стал почти неузнаваем. Большинство улиц приведено в порядок. Приведен в порядок и городской сад (бульвар)(3), который после многих лет полного опустения стал привлекать под свою сень весьма многочисленную публику из всех слоев населения. Центральное положение его, обширность, тенистость, чистота, обилие удобных скамеек, цветники, фонтан, освещение и прочее снова вернули этому саду былое когда-то еще до открытия сквера и трека(4) значение его и делают его в настоящее время уже предпочтительным, любимым местом гуляния и отдыха для многочисленного населения, как и веселья, игр и резвости для детей. Наряду с этим на бывшей, довольно грязной площади в цент ре города разведен новый сквер, связанный с именем незабвенного и дорогого всякому русскому человеку писателя(5). Как раз против бюста Гоголя городская читальня-библиотека его же имени. В это же время открыл свои действия

водопровод, и водопроводная магистраль все более и более расширяется, захватывая все более далекие улицы.
Городской ночлежный дом(6) с чайною обслуживает всех нуждающихся в нем, а приемный покой принимает ежегодно около 17 000 человек, снабжая всю эту массу совершенно бесплатно не только врачебной помощью, но и нужными лекарствами за счет города. Число керосинно-калильных фонарей в городе почти удвоено. Словом, город цветет и
преуспевает.
И это все создалось при том тяжелом наследии, которое пришлось принять городу от прежнего времени в виде той крайней задолженности, которая препятствовала всякому
полезному начинанию. Между тем, за последние годы, наряду со всеми улучшениями города на благо населения, погашена и значительная часть долгов, накопившихся от прежних годов, и ныне после долгого перерыва впервые возникает мысль о возможности дальнейшего развития города. Городская управа разрабатывает вопрос об устройстве в г. Гомеле электрического освещения, необходимости трамвая, а также о постройке театра. Нет надобности доказывать обывателям необходимость скорейшего разрешения всех этих вопросов. Все отлично знают, сколь важно для городского населения и в особенности для торгово-промышленной его части скорейшее введение электрического освещения, важность вопроса о трамвае, особенно теперь, когда возникает вопрос о переносе вокзала на сортировочную станцию, приобретает особое значение; а построенный соответствующий своему назначению театр, как просветительное учреждение, даст возможность всем слоям населения зимою и летом пользоваться этим доступным и культурным учреждением для разумного развлечения и воспитательного занятия своего досуга. Все задуманные городским самоуправлением начинания, если они направлены на благо родному городу, должны найти деятельную и искреннюю поддержку обывателя, и тогда городу удастся осуществить все намеченные им начинания в полной мере.

1 - Трамвай в это время существовал в единственном городе Беларуси — Витебске, где он появился в 1898 году. В Москве трамвайное движение было открыто в 1899 году, в Петербурге — в 1907-м, а в Минске — только в 1929 году.
2 - Речь идет о бельгийской концессии в строительстве трамвая. Именно бельгийский капитал был вложен в витебский трамвай, а также передовую по тем временам витебскую льнопрядильную фабрику “Двина”.
3 - Современный сквер имени А. А. Громыко.
4 - Городской сквер находился над рекой Сож за Киевским спуском, а велосипедный трек — в районе современного центрального городского стадиона.
5 - Гоголевский бульвар находился за зданием городской думы, в районе современного здания УКГБ по Гомельской области.
6 - Находился за городским сквером на берегу Сожа.

Автор благодарит сотрудника Государственного архива Гомельской области Марию Алейникову за помощь в комментировании текста
Только в «ГП»


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Гость 01/01/1970 03:00
Вельмі цікава, дзякуй
Цитировать
Немо 01/01/1970 03:00
Прыемна і цікава ад таго часу, як жа раней меркавалі,будавалі,выконвалі абавязкі.Зусім іншыя прыярытэты ў стврэнні нешта здольнага і неабходнага,ужо тады імкнуліся стварыць пуці-трамваі,сучасны рух .Неверагоднае імкненне да свайго,будаўніцтва,культуры і г.д.Праглядая часопісы,фота,лістоўкі тых дзён - адчуваеш вялікую асалоду ад тых "іх".На жаль зараз кепска,страта і сум,амаль аніякага адраджэння і поўная глыбіня - хмурнасці,а можа будзе росквіт?),не ..здалося мабыць.
Цитировать