Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх
Мнение, Роман Старовойтов :

Добро пожаловать в магазин, которого нет

Добавлено 13.05.2014 11081 1
Одна моя знакомая столкнулась в социальной сети с предложением из категории «заработать, не работая». Нужно всего ничего: приобрести скидочную карту сети магазинов «Едоша», затем помочь купить такие карты друзьям и знакомым и... вуаля! Наслаждаемся высоким уровнем жизни, цветем, богатеем и так далее. Чем больше знакомая думала, тем больше ее одолевали сомнения: неужели всё так просто? В итоге решила, что мне, как журналисту, постичь суть нового «беспроигрышного» бизнеса будет проще. edosha

Бизнес на доверии

Когда-то давно я забрел на одно интересное собеседование. Не один, а с другом (оба искали работу). Адрес фирмы, торгующей какими-то медпрепаратами, подсказала мать друга. Заверила, что работу там обязательно дадут и даже помогут открыть свой бизнес. Семинар напомнил мне некое психоделическое шоу — нам рисовали схемы личностного и карьерного роста, рассказывали про оздоровление всей планеты и, главное, про наши миллионы долларов, которые мы заработаем через год (если все делать правильно). Я бежал оттуда энергично и без оглядки, а вот мой друг не удержался и купил целый пакет лекарств. Позже признался, что продал-таки пару упаковок, но дальше не пошло. Вы спросите, к чему эта история? И при чем тут «Едоша» — российский интернет-гипермаркет с быстрой доставкой на дом? Все очень просто: и то, и другое — давно проверенная бизнес-схема, имя которой «сетевой маркетинг». Сетевой маркетинг (он же многоуровневый маркетинг — англ. multilevel marketing, MLM) — реализация товаров и услуг через сеть независимых агентов-сбытчиков. Они не только реализуют продукцию, но и привлекают в свои ряды новых агентов. Чем шире сеть, тем лучше. Доход рядовых «бойцов» формируется из комиссионных за реализацию и дополнительных вознаграждений (бонусов), которые обычно зависят от числа завербованных ими новичков. По идее изобретателей MLM (сходство с другой известной аббревиатурой не замечаете?), сеть покупателей-продавцов должна расти подобно снежному кому — в геометрической прогрессии. Как и спрос на предлагаемую продукцию. Однако «эффект лавины» остается лишь мечтой сетевиков. Причина проста — стремительно прогрессирующий дефицит доверчивых людей.

Уголовный кодекс чтут

Сетевой маркетинг используется многими фирмами. Наибольшей популярностью у сетевиков пользуются косметические средства, лекарства, всевозможные БАДы, посуда, бытовая химия. А чем же торгует упомянутый «Едоша»? Ответ: ВСЕМ! От косметики до стройматериалов. Но акцент делает на продукты питания. Потому и название такое — ласковое и безобидное. Оно никак не ассоциируется с обманом. Деятельность компании «Едоша», равно как и других «монстров» сетевого маркетинга, вполне законна, это официально зарегистрированные организации. Хочешь — покупай духи, добавки или что-то еще, продавай другим, стриги проценты. Не хочешь — не покупай. Все по-честному. В управлении юстиции облисполкома подчеркнули, что за всю историю существования сетевого маркетинга в области не было возбуждено ни одного уголовного дела, связанного с противоправной деятельностью таких компаний. По словам начальника отдела информации и общественных связей УВД облисполкома Андрея Мазепина, в поле зрения правоохранительных органов представители сетевых компаний попадали только в качестве потерпевших — как правило, это были рядовые агенты, обращавшиеся в милицию с заявлением о краже товаров. Вместе с тем, отметил Андрей Сергеевич, деятельность компаний с сетевой концепцией действительно может выходить за рамки правового поля. Например, они могут не принимать обратно и не обменивать товар, как это положено по закону о правах потребителя.

Из России с любовью

«Едоша» — яркий пример того, что сетевой маркетинг не стоит на месте. Основатель компании и ее «бриллиантовый директор» Владимир Солошенко поступил просто и конгениально: вместо скучных кастрюль и загадочных БАДов предложил клиентам самые обыкновенные и столь необходимые продукты питания. Как это работает? Компания дает возможность делать покупки через Интернет или по телефону. То есть не стоять в очередях, не таскать сумки, а спокойно сесть за компьютер и сделать заказ. Но как зарабатывать в «Едоше»? Тоже просто. Сначала вы оформляете скидочную карту себе. Затем рассказываете о чудо-магазине родным, друзьям, знакомым, просто прохожим. Вы приводите их в «Едошу», чтобы им тоже оформили карты. Дальше они вербуют свой круг общения. Самая приятная штука — вы, как первое звено в цепи, получаете от компании деньги в виде процентов за всех подключенных людей. А теперь о грустном. Магазины компании есть далеко не во всех городах России, а в Беларуси их нет вообще. Вы можете накупить гору карт и распространить ее на 100 или даже 1000 знакомых, но причитающиеся вам бешеные проценты можно будет получить только после открытия магазина в вашем городе. А откроется он — ВНИМАНИЕ — только тогда, когда горожане купят достаточное количество карт. Другими словами, «Едоша» предлагает скидочные карты на магазины, которые еще не построены. Нет, магазины не миф, они реально существуют. Пока их всего 19. Первый появился в Санкт-Петербурге в прошлом году. Там же, к слову, располагается и головной офис компании. Затем построили в Вологде, Новосибирске, Краснодаре, Тюмени, Саратове, прочих городах. Но «Едоше» мало необъятной России — подавай СНГ. У нас, в Беларуси, и конкретно в Гомеле, «едошисты» уже сбывают карты и агитируют на строительство магазинов.

«За», «против», «воздержался»

Интернет пестрит многочисленными отзывами о сетевом маркетинге в целом и о «Едоше» в частности. Есть противники и сторонники. Первые считают это чистой воды мошенничеством, вторые — простым и доходным бизнесом для активных, современных людей. Первых можно обвинить в голословности, вторых — в личной заинтересованности. Два комментария для примера: Пишет A.s.s.a.: «Я бы посоветовала руководству „Едоши“ побольше внимания основному, продуктовому бизнесу уделять, а не всякой ерунде типа „бриллиантовых директоров“ и прочей сетевой бредятины. А то вы как интернет-магазин продуктов с доставкой на дом — просто никакие!» А теперь Nobody Dimwit: «Пользуюсь услугами „Едоши“ около 6 месяцев. Очень доволен новым качеством жизни. Меня привлекает качество продуктов премиум-класса. Продукты на дом заказываю следующим образом: звоню, трубку берет продавец-консультант и вместе с телефоном идет мимо прилавков, рассказывая, что на них находится. Я выбираю, а он складывает в корзину. Потом говорю, во сколько и куда привезти их». После долгой систематизации всех «за» и «против» выяснилось, что на каждый плюс компании зловредными интернет-критиками припасен обоснованный минус. ЗА: В «Едоше» продукты дешевле. ПРОТИВ: Неправда, они немного дороже, чем в других супермаркетах. После выплаты всех бонусов — еще дороже. ЗА: Пассивный доход. Ничего делать не нужно. ПРОТИВ: Рост собственной сети агентов и ее поддержание отнимают много времени и средств. ЗА: Бесплатная доставка. ПРОТИВ: Бесплатная за счет завышения цен на товары. ЗА: Ваш собственный бизнес. ПРОТИВ: Почему в моем бизнесе кто-то получает в тысячу раз больше меня? ЗА: Семинары обучения бизнесу. ПРОТИВ: Большей частью мотивационная вода. Как говорят, мнений много, а правда одна. Не стоит забывать, что сеть «Едоша» только развивается — они оттачивают приемы и устраняют шероховатости, без которых, безусловно, на первых порах не обойтись. Также важно помнить, что критиковать всегда легче, чем зарабатывать и созидать.

На вершине пирамиды

Мне удалось попасть на первый на гомельской земле групповой семинар-презентацию сети магазинов «Едоша». Происходило все на верхнем этаже физкультурно-оздоровительного комплекса по улице Кирова за дверью с надписью «Oriflame» (не успели сменить табличку коллег). Семинар, на который пришло всего семь человек, вела «директор», представившаяся Светланой. «Директор» — звание. В иерархии «Едоши» — предпоследнее снизу. Его присваивают тем, кто привлечет в сеть более 100 человек. Причем не тех, кто купил одну карточку и исчез, а тех, кто сам кого-нибудь привел. Светлана призналась, что «директорам» компания наряду с другими бонусами выплачивает ежемесячную зарплату в 1000 долларов. «Серебряный директор» получает две. Дальнейшую градацию можно угадать: золотые, платиновые... На самом верху стоят «бриллиантовые». На них работает легион, а они лишь пожинают плоды умственного труда прошлогодней давности, праздно нежась под звон процентной капели. Сладкие грезы семинаристов укрепила фраза ведущей о том, что на вершине сетевой пирамиды «Едоши» находится не кто-нибудь, а мы — ее сегодняшняя скромная аудитория. «А вот так, — пояснила Светлана, — в Беларуси наша сеть только начала развиваться. Вы — первые распространители карт, а значит — вы на вершине!» И ведь не поспоришь. Я так проникся, что даже купил скидочную карту. Цена ее невелика — 20 000 рублей. На ней ставят регистрационный номер новоиспеченного агента. Мой — 2796966. Немного смутило количество шестерок, но зато нас уже миллионы! Карта дает право на небольшую скидку в магазинах «Едоша» (до 3%) и возможность заказать большой набор карт для знакомых. Чем больше привлечете новеньких, тем больше будет скидка на товары плюс деньги за вербовку. За трех человек компания заплатит 4,5 доллара. Если каждый из них приведет еще по три, вам дадут уже 27 долларов. И так далее. Но есть условие — за вербовку заплатят лишь в том случае, если вы сами закупаетесь в «Едоше» на 150 долларов в месяц. Ловко придумано, да? Спустившись с вершины пирамиды, я облегченно вздохнул. Все-таки хорошо, что я устоял и не купил набор карт (минимальный стоит 900 000 рублей). Чтобы распространять эти штуки по знакомым, нужны изощренный ум, гипнотизирующий взгляд и колоссальный дар убеждения. Кроме того, на частые вопросы об открытии магазина нужно уметь отвечать так, как ответила участникам семинара «директор» Светлана — не моргнув глазом и с алмазной твердостью в голосе: «Обязательно откроется. Уже скоро». Видео: Москва 24
Фото Олега Белоусова
0 Обсуждение Комментировать
Гость 01/01/1970 03:00
Роман, своей статьёй Вы показали свою не просвещенность в данном вопросе! MLM-индустрия построенная именнно таким образом! Чтобы прийти любой сетевой компании на рынок ей сначала нужна сеть! Ведь если ещё нет сети, она будет работать в минус и так было со всеми известными компаниями!
Цитировать