Информация о том, что нынешние выпускники автошкол массово заваливают экзамены в ГАИ, больше шокирует, чем удивляет. Лет десять назад не сдавшего с первого раза высмеивали как безнадежного неудачника. Теперь же, бывает, не сдают до 90% группы! Первое, что приходит в голову, — какой-то заговор. Но только кого и зачем? Корреспондент “ГП” разбирался в причинах странного явления.
Причина 1
ПОКОЛЕНИЕ ТАКОЕ?
В самом деле — взгляните на современное поколение. Оно без смартфонов и шагу не ступит. Что уже говорить о диагональной парковке. А еще в наш потребительский век закономерно растет число тех, кто четко следует аксиоме: клиент всегда прав. Я отправился в областной офис Госавтоинспекции на улице Федюнинского и плотно побеседовал с томящимися перед экзаменом курсантами. Догадки подтвердились: каждый второй — чистый потребитель. Ребята уверены, что раз они заплатили деньги, водителей из них по-любому сделают, то есть получение прав уже как бы не их забота. Кстати, деньги — это около 4 000 000 рублей плюс 800 000 на бензин (средняя по Гомелю цена). Интересно другое — почти все кандидаты в водители признались, что пропускали занятия. Кажется, это все равно что оплатить уроки скрипача, пропустить половину, а потом возмущаться, что не играешь, как Паганини.
Это же поколение придумывает анекдоты типа:
— Так, мы забираем ваши права!
— Не отдам! Это подарок.
Много блондинок и старец
Неужели наша молодежь так быстро вбила себе в голову, что все продается и покупается? Верится с трудом… А почему, собственно, молодежь? Желанию влиться в ряды водителей все возрасты покорны. Но поверьте, лично присутствовал на экзаменах (в ГАИ любезно пошли навстречу), видел разные группы и готов подтвердить: подавляющее большинство — молодые люди до 30 лет. При этом около 70% — девушки. Омоложение вкупе с феминизацией налицо.
Впрочем, видел я там одинокого старца. Он потоптался у кассы, а потом долго бродил по автодрому, наблюдая за тем, как молодежь выполняет элементы. Бродил, как оказалось, неслучайно.
Возрастного ценза нет, сдают и глубокие пенсионеры. Правда, не всегда успешно. В Сети наткнулся на информацию, что в Минске недавно с пятого раза сдала 80-летняя доцент одного из университетов. В Гомеле есть свой уникум 1937 года рождения — тот самый дедушка. В ГАИ рассказали, что он давно здесь примелькался, ходит как на работу.
Отказывать в короткой беседе мужчина не стал. По его словам, он дважды успешно сдавал теорию (по данным ГАИ — четыре раза!), но автодром не дается, хоть убей. Готовится к очередному штурму. Говорит, что претензий к экзаменаторам нет — все справедливо. Долго просил не указывать имени…
Внимание, на борту самописцы
Так нужно ли винить самих сдающих, молодых и грешных? Не стоит забывать, что молодежь будут критиковать всегда. На нее, бестолковую, жаловались древние египтяне, греки, римляне. Поверьте, и теперешняя молодежь подрастет и начнет жаловаться на своих детей. Это закон жизни. Другой же неофициальный закон гласит: количество дураков во все времена остается неизменным.
Установка видеорегистраторов на экзаменуемые авто это количество, конечно же, не изменило. Зато резко поубавило количество спорщиков, не согласных с тем или иным решением инспектора. Не пропустил встречную машину при развороте — не сдал. Это создание аварийной ситуации. И никакие доводы о том, что машина еле тащилась или ее вообще не было, не помогут — камера не врет. С другой стороны, у самих экзаменаторов меньше желания делать поблажки.
Причина 2.
ЛЮТУЕТ ГАИ?
Заместитель начальника управления ГАИ УВД облисполкома Александр Баскаков согласился: “тенденция несдачи” есть. Ни одна из 90 автошкол Гомельщины, по его словам, сегодня не сможет обеспечить стопроцентную сдачу группой экзамена в ГАИ. Более того, в некоторых районных школах иногда фиксируют стопроцентную (!) несдачу. Недавно такое было в Речице. Хотя на сенсацию случай не тянет — к экзамену из той группы было допущено лишь три человека. Александр Вячеславович заверил, что ситуация далека от шокирующей. При обычной для Гомеля численности группы в 20 — 30 человек первую попытку в среднем заваливают 10 — 12 человек, то есть где-то 40%. Речь, подчеркнем, идет только о категории В — легковые автомобили. Бывает, треть группы не сдает, бывает, половина. Через минуту нам сообщили точную цифру: общее число не сдавших с первого раза в области с января по август — 38,4%. При этом Баскаков признал, что примерно десять лет назад цифра была скромнее. На вопрос “что делать” дал вполне четкий ответ: ужесточать в школах контроль посещаемости занятий.
А вот мою робкую версию в духе “шерше ля фам” собеседник воспринял скептически. По его мнению, девушки мало в чем уступают парням, кое в чем превосходят. Но один общий недостаток у них есть: глядя, как ездят мужья и отцы, дамы быстро учатся плохому.
Засыпают, но не сдаются
Экзамен проходит в три этапа: теоретическая часть (карточки с заковыристыми вопросами на компьютерах), езда с выполнением элементов по автодрому и езда по городу. Еще один закон жизни от автора: кто не дружит с теорией, тот хорошо водит и наоборот. Сдача теории — первая битва на войне нервов. Два ряда мониторов, пластиковые перегородки, строгий дядя-инспектор за главным компьютером. Короткий инструктаж — и в бой.
Мертвая тишина нарушается лишь кликаньем мышек, каждый клик — ответ на вопрос. Всего там 10 заданий в виде рисунков с вариантами ответов, один раз можно ответить неправильно. Времени более чем достаточно — 15 минут. При мне большинство курсантов справилось за пять, но три человека (два парня и девушка) сидели до последнего. В итоге девушка сдала, парни — нет. Один из них был повторником.
В автошколах все эти вопросы (с “гаишными” они совпадают процентов на 90) заставляют учить чуть ли не наизусть. Как ни странно, находятся те, кто от картинок отмахивается, наивно полагая, что достаточно от и до зазубрить сами Правила дорожного движения. Поверьте, недостаточно. Вопросы составлены так хитро, что неправильный ответ можно дать даже с книжечкой правил перед глазами.
Я спросил про шпаргалки, наушники, телефоны в пакетах с соком. Оказалось, такого давно не было — в кабинете ведется видео-наблюдение. Зато было несколько случаев, когда с экзаменов выгоняли не совсем трезвых курсантов. Ребята, видимо, принимали для храбрости.
Еще здесь помнят девушку, которая переборщила с успокоительным и уснула перед компьютером. Хорошо, хоть не за рулем.
В ГАИ утверждают, что теоретическую часть сдают ровно много лет: трое нерешивших карточки на группу в среднем из 20 человек — норма. Выходит, основной отсев проходит во время практической части?
— Так и есть, — соглашается начальник межрайонного экзаменационного отдела ГАИ УВД облисполкома Андрей Лавшук. — Причем большая часть заваливает “город”.
Теорию выучить и понять может каждый, но стоит человеку сесть за руль, сразу ясно, что он за водитель.
Не гони, да не гоним будешь
С тем, что экзаменаторы с каждым годом все требовательнее, Андрей Андреевич не согласен. “Поймите, чтобы отсеять случайных людей за рулем, мы должны быть жесткими и принципиальными, — объясняет он. — Но требования не растут, скорее наоборот”. Например, раньше на автодроме нужно было сдавать все три элемента: гараж, парковку, эстакаду. Теперь только два.
Так почему же плохо сдают? Андрей Андреевич считает, что в автошколах должны больше часов отводить на вождение. Человек может блестяще знать ПДД, но за рулем он — никакой. Одна такая девушка недавно слетела с эстакады, поставила автомобиль набок. Сидевший рядом инспектор просто не успел среагировать, когда она зачем-то вывернула руль. Те, кто уверенно сдал автодром, могут учудить в городе. Инспектор отправляет на пересдачу человека за обгон остановившегося перед пешеходным переходом автобуса, а тот искренне удивляется: за что? “Таким права выдавать нельзя, — убежден Лавшук. — Они потенциально опасны, так как не читают ситуацию на дороге”.
Не мог я не вспомнить собственный экзамен. Это было в лохматом уже 2000 году. В городе я все делал с ювелирной точностью. Всю дорогу строгий инспектор молчал, а под конец выдал, что я не пристегнут. Забыл от волнения! Удивительно, но дядя-милиционер меня простил, в тот день я стал водителем. С тех пор, правда, всегда пристегиваюсь. А простили бы такой промах сегодня? Андрей Лавшук заверил, что простили бы. Да, это нарушение, но оно не считается серьезным. В городе курсанту допускается сделать два таких нарушения, главное — не создать аварийную ситуацию на дороге.
Причина 3.
ХАЛТУРЯТ АВТОШКОЛЫ?
В Гомеле ровным счетом 10 автошкол. На слуху “Лидер”, ДОСААФ, “Вишком”, автомобильный учебный комбинат (АУК). Все они схожи в главном — по ценам и условиям обучения. Но есть и различия. Например, в “Лидере” учат водить компактные “Дэу Ланос”, а в АУКе — громоздкие “Волги”. Те, кто сдавал диагональную парковку, знают, о чем речь.
Как ни крути, народ выбирает по принципу “ближе к дому”. Немаловажный фактор в свете того что большинство выкраивает драгоценное время, свободное от работы или учебы.
Вообще у меня сложилось впечатление, что автошколы давно разбили Гомель на зоны влияния и каждая “окучивает” свой район. Да, это бизнес. Со своими нерушимыми правилами и законами. Вникнуть в эту “кухню”, постичь все таинства у меня не получилось. Уж очень неохотно их представители и особенно руководство делятся подробностями. Даже друг о друге — молчок. В то время как ГАИ при всей немногословности людей в форме показалась структурой открытой, там реально все на виду.
Говорят новички
При выборе школы я бы все-таки посоветовал не искать, где ближе, а как минимум почитать отзывы о школах в Интернете. Вот здесь и раскрываются некоторые секреты “кухни”. Приведу, пожалуй, наиболее типичные.
Кира: “Очень не понравилось отношение инструктора. С этим человеком нельзя ни о чем договориться. Отношение директора к клиенту тоже не понравилось. Когда дело коснулось смены инструктора, то директор почему-то отстаивал не точку зрения клиента, а честь и достоинство инструктора!”
Елена: “На сайте автошколы в рубрике “Вопросы и ответы” указано, что пересдача зачетов бесплатная. Как бы не так! Они так хитроумно составили вопросы, что даже в билетах ГАИ их нет, и заваливают, а потом требуют по 75 000 за каждую пересдачу”.
Светлана: “Про теоретическую подготовку ничего плохого не скажу. А вот о вождении… Один час вместо двух в ведомости, на автодроме вообще полчаса. Я оплатила около 60 литров! Даже при расходе в 10 должна была наездить, грубо говоря, километров 400 — 500. А еще нашей автошколе нельзя ездить по Волотове, где сдается экзамен в ГАИ. То ли потому что много бензина съешь, то ли потому что инструктор хочет свое получить (на дополнительных занятиях там ездить можно, оказывается)”.
Женя: “Группа состояла из 30 человек, сдали с первого раза 11. Это меньше половины. И то, сдали те люди, у которых был опыт вождения. В ходе обучения появляются дополнительные затраты, на тысяч 500 заплатили больше. Теоретическую часть преподавали хорошо, чего не скажешь о практике. Много часов не откатали. Но разные мастера везде, это не от автошколы зависит. Желаю всем найти хорошего и честного инструктора!”
Во избежание града обвинений в антирекламе (или рекламе) я опустил названия школ и фамилии инструкторов. Скажу только, что отзывы касались четырех самых популярных школ. Положительных отзывов тоже хватает — писали их те, кто сдал с первого раза. В отрицательных часто пишут, что теорию преподавали хорошо, а вот вождение…
Больше часов, больше!
А вдруг эти интернет-опусы — банальные происки конкурентов. Я выпутался из бездушных сетей Интернета и пообщался с двумя девушками, которые сдавали экзамен с интервалом в три дня. Валентина сдала, Настя — нет. По словам новоиспеченной автоледи, в их школе мастера действительно склоняли к дополнительным занятиям. Как говорят, не краснея. А что? Копеечка в карман, да и курсанту польза. Валентина не отказывала, накаталась вволю и в итоге сдала. Хотя уверена, что все навыки можно привить и в положенные 19 часов. Было бы обоюдное желание.
Настя завалила город. С одной стороны, самый сложный этап, не зазорно. С другой… Обидно, когда все идет как по маслу, а потом бац… Нелепая ошибка, замешкалась, заглохла, не сдала. Настя уверяет, что никто из мастеров не откатывал с курсантами положенных два часа. Этой накатки, уверена, ей и не хватило. Сетует, что в ее автошколе дорого берут за аренду авто для пересдачи — 200 тысяч рублей. В других школах 150, 120 тысяч.
Получается, что на пересдачах курсантов школы накручивают деньги? Да, это часть бизнеса. В оплату входят бензин, износ машины, другие издержки. За каждую повторную попытку вносится плата и в кассу ГАИ. Но сумма там скромная — 15 тысяч. К тому же идут эти крохи в Министерство по налогам и сборам.
Заместитель директора автомобильного учебного комбината Игорь Филиппов согласился с тем, что главной причиной хронических несдач может быть количество часов практических занятий. Вместе с тем он уверен, что очень многое зависит от личности инструктора. Как уже было отмечено, они бывают разными, и от автошколы это не зависит.
Игорь Петрович рассказал про обычную для многих школ практику премирования и депремирования инструкторов. Хорошо сдали — получи. И наоборот. В некоторых частных школах может идти доплата за каждого сдавшего. Другими словами, какие прожженные бизнесмены не сидели бы в этих школах, они тоже заботятся о высоком проценте сдачи и своей репутации. Иначе курсантиков просто не будет. Се-ля-ви.
Кстати, Филиппов поддержал мои догадки о связи проблемы несдачи с засильем на курсах женского пола. Он подтвердил тот факт, что большинство девушек не дружат с физикой, особенно с понятием центробежной силы. Как результат, менее уверенное маневрирование и трудности при парковке.
По мнению директора Гомельской автомобильной школы ДОСААФ Виталия Рудольфа гарантией успешных экзаменов в ГАИ может быть только высокий профессионализм работников школы — преподавателей теории и инструкторов. В профессионалах ДОСААФ Виталий Александрович вполне уверен, говорит, что метод депремирования в школе широко не применяется. На его взгляд, неудачи курсантов так или иначе неизбежны: они возникают из-за форс-мажорных ситуаций, неблагоприятных погодных условий, самой атмосферы экзамена.
В чем же причины массовых несдач? Истина, как мне кажется, где-то в середине.
Вердикт:
Рассуждать о качестве поколения предоставим седым философам. Думаю, дело не в поколении, а в нашей эпохе — куда более быстрой, динамичной. Выделить время на зубрежку ПДД, конечно, можно, как и на оттачивание парковки. Но тогда придется меньше сидеть в социальных сетях! Я уверен, что экзаменаторы в ГАИ не стали жестче. Стражи дорог всегда были строгими — работа такая. Просто раньше они могли на что-то закрыть глаза. Или, наоборот, открыть и поставить зачет курсантке с красивой фигурой. Но теперь стоят регистраторы, которым все равно, какая фигура. Про автошколы тоже можно долго спорить. Верно одно — они предоставляют реальную возможность получить права. Бесспорно, очень многое зависит от личности того, кто обучает. Даже в школе с самыми лестными отзывами найдется мастер, с которым у вас ничего не получится. Лично я убежден, что успех на экзамене как минимум процентов на 70 зависит от самого курсанта. Просто нужно отбросить мысли типа “заплатил, пусть учат” или “а, все равно сдам”, и серьезно подготовиться. В том числе психологически. Осознать, что готовишься к смене статуса — с пешехода на водителя. Это же почти реинкарнация!
И еще момент. На экзамене не надо трястись! Об этом мне говорили и в ГАИ, и в автошколах. Некоторые трясутся так, что вместе с ними трясется машина. Это невольно передается остальным, деморализует. В таком состоянии не то что сдать — за руль лучше не садиться. Беда еще и в том, что этот мандраж может сохраниться после получения прав и обретения вожделенного статуса. Армия не в меру нервных водителей постоянно растет. В ГАИ ведется статистика ДТП, случившихся по вине молодых водителей (со стажем меньше года). К примеру, за II квартал текущего года на дорогах области по вине новичков совершено 8 аварий. При этом 1 человек погиб, 8 получили ранения. Сам собой напрашивается вопрос: стоит ли вообще переживать из-за поднятой в статье проблемы? Особенно пешеходам? Ведь в условиях быстро растущего автопарка сдерживать статистику ДТП как раз и позволяет справедливый отсев потенциально “плохих” водителей. Чем строже экзаменаторы, тем спокойнее на дорогах.