Сейчас принято сокрушаться по поводу состояния языковой грамотности общества, горевать над довольно плачевными результатами ЦТ или ЕГЭ. Виновник такого положения дел находится сразу, и имя ему — интернет. Как доказательство приводятся статусы и комментарии в социальных сетях, материалы с новостных сайтов. Например, «Не пуха не пера», «Приглашаем поситить новый слон красоты по адресу...».
Да, красноречивее некуда, однако возникает вопрос: неужели в прекрасном прошлом, когда деревья были выше, а трава зеленее, прямо-таки все-все писали без ошибок? Откуда тогда каноничные примеры из школьных сочинений, фееричные милицейские протоколы, заявления и объяснительные с адской орфографией?
Тем же, кто любит взгрустнуть по еще более далеким дореволюционным временам, мол, там-то уж точно все были знатоками языка, будет полезным почитать некоторые примеры уличной рекламы тех лет: «Рещик печатей», «Здесь бреют и крофь а творяют». Им вообще будет полезным почитать. Допустим, про чеховских гимназистов и фонвизинских недорослей.
Да, в советские годы на рекламе или афише ошибки встречались редко. А всё потому, что любая печатная продукция проходила через редактуру и корректуру. Так что это не показатель грамотности 99,9 процента населения, скорее — показатель отношения к напечатанному слову.
В те годы любой мысли (письму в газету, стихотворению, лозунгу для плаката, рекламе отечественного продукта), чтобы стать печатной и дойти до читателя, нужно было пройти множество стадий, на некоторых она подвергалась исправлению и шлифовке, в том числе в вопросах орфографии и пунктуации. Интернет же открыл перед пользователями возможность без всех этих стадий просто и быстро донести до окружающих свое мнение, замечание, поделиться своим творчеством. Так что Всемирная паутина — это не причина, это — всего лишь зеркало.
Если же разбираться в причинах, то одной здесь быть не может.
Грамотность формируется в детском возрасте, стараться что-то исправить потом — сизифов труд. Поэтому важно, какое качество у текстов, которые видит ребенок, и у устной речи, которую он слышит. А видит ребенок рекламу, материалы на новостных порталах, посты в соцсетях и всё реже заглядывает в книги и тем более в газеты.
Сегодня для небольших рекламных агентств свой корректор — это лишняя трата денег. Поэтому они не заморачиваются и рекламу печатают так, как заказал клиент. Та же ситуация с прочей полиграфической продукцией и даже с некоторыми новостными порталами. За языковой грамотностью своего контента, как правило, следят крупные и серьезные сайты, но они редко интересны молодежи.
Об устной речи тоже можно сказать много нелестного. И я не о повседневных контактах. Так, в последние годы заметно ухудшилось качество речи ведущих новостных и авторских программ на телевидении, поп-исполнителей, публичных личностей.
А еще дети просто не знают, для чего им нужна грамотность. Для них язык — это лишь предмет в школе, пара часов в неделю. Да и результаты ЦТ, где можно наугад набрать минимальный для поступления балл, оказываются важнее отметки за выпускное изложение, где школьник показывает свои реальные знания по языку.
Причины кроются и в излишней вере в технологии. Текстовый редактор Word всё подчеркнет! Ну-ну. Орфографические ошибки он исправит, пунктуационные — уже не факт, а если дело касается грамматики или синтаксиса, он практически бесполезен.
Еще одна причина, мне кажется, кроется в нетерпимости к чужим ошибкам грамотных людей. Они постоянно поправляют, одергивают, высмеивают — в общем, только критикуют и никакой любви к языку, ясное дело, вызвать не могут. В интернете есть целые сообщества для таких. Многие пользователи Сети их люто ненавидят, ведь некоторые члены сообществ не просто указывают на ошибки в постах и комментариях, но еще и довольно жестко глумятся над ними. Конечно, нельзя бороться с неграмотностью не указывая на ошибки, но не в такой же манере это делать!
Какую любовь можно вызвать к языку, если в интернет-спорах, когда заканчиваются аргументы, начинают цепляться к правописанию. Выходит, что позиция оппонента неверная лишь потому, что он допустил орфографические ошибки в ее изложении. Таким поборникам чистоты русского языка хочется напомнить: хорошим человека делает отнюдь не грамотность.
Что касается самого интернета, так в нем есть масса полезного для тех, кто интересуется филологией. Многие популярные интернет-персоны (обзорщики фильмов, игр, блогеры и т. д.) очень трепетно относятся к языку, и их посты и статьи отличаются блестящим стилем и высоким уровнем грамотности.
Когда умерла одна из преподавательниц школы, где я работала, ученики оставляли комментарии с соболезнованиями в группе соцсети «ВКонтакте». Даже двоечники, у которых с языком совсем была беда, не допустили ошибок.
Поэтому в завершение перефразирую Линкольна. Интернет можно сравнить с тенью, которую отбрасывает общество-дерево. И заботиться нужно вовсе не о тени.