Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

На большом экране. Сегодня исполняется 100 лет белорусскому кино

647 0 12:30 / 17.12.2024
Генеральный директор КУП «Гомелькиновидеопрокат» Александр ЛАВРИНЕНКО рассказал, что делается для того, чтобы зрители получали удовольствие от просмотра фильмов, как создаются отечественные проекты и, конечно же, как все начиналось.


– Александр Леонидович, 17 декабря 1924 года в Минске создано управление по делам кинематографии и фотографии «Белгоскино». А как эта сфера начала развиваться у нас?

– Кино на Гомельщине появилось еще до Октябрьской революции. Первые показы в кинотеатре имени М. И. Калинина, который тогда назывался «Савой», состоялись еще в 1912-м. Нынешнее название кинотеатр получил 105 лет назад в честь приезда Все­союзного старосты. Несмотря на все разговоры и споры, у нас нет желания его переименовывать. Если говорить о структуре кинопроката, то наша областная контора появилась в 1938 году, она существовала в разных формах, последняя реорганизация состоялась в 2022 году. Сегодня в структуру «Гомелькиновидеопроката» входят три кинотеатра в Гомеле и десять в районных центрах области. Кроме того, областная кино­сеть включает предприятие с кинотеатром в Мозыре и киноустановки в остальных районах.

– Кино всегда было любимым видом досуга, уверена, ничего не изменилось.

– Да, меняются только время и условия. Двадцать лет назад мы боролись с пиратскими DVD-дисками, а сегодня наши конкуренты – это совершенно законные онлайн-кинотеатры. Но конкуренция была и полвека назад, когда ее составляли театры, концерты и телевидение. Правда, не такая острая, как сейчас.

– Когда в нашей области началась цифровая модернизация кинотеатров и что за это время сделано?

– Первый цифровой кинозал, если говорить про нашу систему, появился в декабре 2010 года в «Октябре» – через год после запуска на постсоветском пространстве и премьеры фильма «Аватар». Последним, десятым в списке, стал Ельск, цифровой кинозал в райцентре открыли после обновления в конце прошлого года. Кинотеатр имени М. И. Калинина сейчас уже трехзальный. Большую помощь в модернизации сети оказал облисполком. Мы также вкладывали и свои средства. Например, лазерный проектор в «Октябрь» приобретен за счет кредита банка.

– Конечно же, это уже совсем другое качество картинки и звука. Какие еще плюсы появились?

– Показ фильмов в цифровом формате – это соответствие международному стандарту DCI, что позволило нам войти в мировую систему кинопроката. Фильмы – как свежий хлеб, их надо смотреть с пылу с жару. Появилась возможность запускать премьеры одномоментно с кинотеатрами мира, что для зрителя очень важно. При использовании пленочного оборудования у нас были одна – максимум две копии, которые колесили по кинотеатрам области. Представьте, сколько на это уходило времени. Мы не забываем и про жителей малонаселенных пунктов. Привозим им кино на мобильных установках, оснащенных мультимедийными системами, у нас их 23.

– Модные некогда ЗD-фильмы сегодня востребованы?

– В таком формате сейчас выпускается совсем немного картин, это говорит о том, что тренд ушел. В 2024-м мы показали всего несколько кинолент.

– Кинотеатры становятся социокультурными центрами. Чем привлекаете зрителей?

– Самое главное – создать для людей комфортные условия. Ведь они идут в кино за впечатлениями и эмоциями, и хотелось бы, чтобы уходили с желанием вернуться. Для нас важно создать настоящее кинопространство, и первое, без чего в наше время невозможен просмотр кино, – попкорн и напитки. Бары есть во всех наших кинотеатрах. В кинотеатре имени Калинина готовим к открытию уже второй. Рассматриваем вопросы об установке кофейных автоматов.

В трех районных кино­театрах организуем дискотеки. В Житковичах, Калинковичах, Петрикове и Речице есть детские кинозалы с игровыми зонами. Проводим предсеансовые культурные мероприятия, выставки, кинолектории, тематические показы, творческие встречи, большое внимание уделяем патриотическому воспитанию, профилактике негативных явлений.

– Как происходит выбор картин, которые мы потом увидим на большом экране?

– Мы ездим на кинорынки, смотрим фильмы или изучаем информационный материал. Отбором занимается областная репертуарная комиссия, еже­месячно рассматриваем как российские ленты, так и проекты других стран. У кинопредприятий есть графики выпуска картин. Все фильмы, которые показывают в Беларуси, проходят регистрацию в государственном регистре, но этот этап выполняется доста­точно оперативно.

– Как в этом многообразии понять, что будет интересно зрителям?

– Вкусы у них очень разные. Мы оцениваем, какой потенциал у фильма – художественный, социальный, коммерческий. Допустим, «Головоломка-2», как и многие сиквелы, получит свою аудиторию. Есть такое понятие – «контрпрограмминг». Это то, что происходит сейчас, когда перед Новым годом идут романтические комедии, сказки, и мы понимаем, что восемь зрителей из десяти придут смотреть «Волшебника Изумрудного города», «Финиста. Первого богатыря». Есть также зрители, которые хотят увидеть другое кино, к примеру, постапокалиптический российский фильм «Последний Ронин» или «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы.

Мы стараемся учитывать все предпочтения, чтобы люди с разными вкусами смогли увидеть то, что им по душе. Очень востребован небольшой кинозал «МиниОН» в кинотеатре имени М. И. Калинина, где мы показываем фильмы для более вдумчивого зрителя. Одновременно в течение недели могут идти 15–18 совершенно разных проектов. Популярны комедии, триллеры. Свою небольшую, но стабильную аудиторию поклонников имеют ужастики.

– Российские производители выдают одну премьеру за другой – кинорынок развивается очень интенсивно, что мы видим по афишам.

– Да, в кинопроизводстве там сейчас бум. Санкции послужили хорошим стимулом для этого, и продюсерские компании потирают руки. Потому что конкуренция с западным продуктом значительно снизилась, борются за зрителя свои компании, а это стимулирует снимать очень качественные картины. Между тем стремление поймать тренд приводит к созданию повторений, однотипных картин, возьмем, к примеру, сказки. Их сейчас очень много.

– Откуда к нам «приезжают» зарубежные фильмы?

– Дело в том, что нашей страны на мировой карте кино­показов нет, поэтому мы входим в зону России и закупаем все фильмы там, и так было всегда. Исключения бывают, когда на нас выходят посольства других государств, например, Индии и Кореи, когда страны ставят задачу пропагандировать свою культуру. В 2022 году ситуация была непростой, но сегодня мы можем демонстрировать фильмы многих стран, в том числе голливудские и европейские проекты. Так, недавно в наших кинотеатрах успешно прошел прекрасный французский фильм «Граф Монте-Кристо».

– В советские времена белорусский кинематограф славился на весь Союз, потом переживал сложные времена, сейчас пытается возродиться. Какие тенденции обозначились?

– В 90-е годы было трудное время, в нулевые наш кинематограф начал немного поднимать голову. Выходит много документальных фильмов. В этом году презентовали три игровых: «Время вернуться», «Культурный код» и самую громкую премьеру «Черный замок». Интересно, что очень много белорусов работают в киноиндустрии России. К примеру, немало успешных проектов выпускает продюсер и режиссер гомельчанин Георгий Малков. Можно назвать имена и других соотечественников, в том числе имеющих отношение к нашему городу.

– Как идет работа над белорусскими картинами, кто дает им оценку на этапе создания?

– Два года назад была переформатирована деятельность Совета по развитию кинематографии при Министерстве культуры, в ее состав включили генеральных директоров областных кинопрокатов. Сейчас мы отсматриваем каждый проект, который финансируется из бюджета, начиная с первой сценарной разработки, потому как мы работаем со зрителем и знаем, что ему близко. Ставится задача делать интересное зрительское кино.

– «Черный замок» уже пример такой стратегии?

– Конечо. Когда мы с коллегами посмотрели этот фильм, подумали, а это правда белорусское кино? Там все сошлось: тематика, сценарий, режиссерская работа, игра актеров, монтаж, музыка. Получился удачный и очень достойный проект.

– То есть социальное кино может быть ком­мерческим?

– Да, россияне снимают фильмы о войне, в которых мощная идеологическая составляющая, при этом их интересно смотреть. На основе шикарного сценария можно снять плохой фильм, который не понравится людям, а хорошая режиссерская и актерская работа вытянут слабый сценарий.

– Александр Леонидович, благодаря вашему коллективу мы получаем возможность прикоснуться к миру киноискусства, поклонников у которого очень много. Что пожелаете коллегам?

– В «Киновидеопрокате» работают почти триста человек. Это крепкий коллектив, есть люди, стаж которых составляет более 30 лет. Стараемся сохранять преемственность, подтягиваем молодые кадры. Хочу поблагодарить всех за труд, который зачастую не на виду. Но чтобы кинотеатры функционировали, чтобы они были комфортными и уютными, для этого работает вся наша команда. Хочу пожелать здоровья, отличного настроения. А также профессионального счастья, которое мы ощущаем, когда видим полные залы. Хотелось бы, чтобы как можно чаще были ситуации, когда люди перед сеансом спрашивали, нет ли лишнего билетика. И чтобы этот вопрос чаще звучал перед показами белорусских фильмов.

Цифры
  • Киносеансы в области в 2024 году посетили более 743 тысяч человек
  • На киноэкранах Гомельщины показано более 200 премьерных фильмов
  • В рейтинге самых посещаемых картин года белорусские проекты занимают: «Культурный код» – второе место (более 28 тысяч зрителей), «Время вернуться» – третье (почти 27 тысяч), а «Песня Сирин» – восьмое (около 16 тысяч)
  • Исторический белорусско-российский триллер «Черный замок» за первые выходные посмотрели почти 3,5 тысячи зрителей
Кинотеатр имени М. И. Калинина в советские годы


В киноаппаратной, 1970-е годы

Гомельчане на творческой встрече с кинематографистами


Михаил Пуговкин общается с работниками кинотеатра

Киноактриса Лионелла Пырьева во время приезда в Гомель


В кассе предварительной продажи билеты можно купить в любой кинотеатр города

Гомельский кинотеатр «Октябрь» в 1979 году


Гомельский кинотеатр «Мир» в 1984 году

Так выглядит современная аппаратная. Оборудование готовит к показу киномеханик Антонина Бахышова

Заветный билетик передает кассир Светлана Лукьянчик

Кинотеатр имени М. И. Калинина: белорусское кино на любой вкус

«Тарелка Почета» кинотеатра имени М. И. Калинина


Фото Игоря Трухана и Александра Лопатина
Актуально

0 Обсуждение Комментировать