Лилии Савицкайте – 35, она сирота, и у нее редчайшее заболевание, при котором кости настолько хрупкие, что могут сломаться даже от небольших резких движений. Пять месяцев назад девушка решилась на серьезный шаг: оставила интернат для престарелых и инвалидов в Гомельском районе, чтобы научиться жить самостоятельно. Вот ее история.
Лилия Савицкайте считает, что можно и нужно иметь насыщенную, интересную жизнь. Пусть и с ограничениями, но самостоятельную
Диагноз
Судьба испытывала Лилию на прочность с самого рождения: страшный диагноз обрек ее не только на физические, но и моральные страдания. Он лишил ее полноценного детства и родительской любви – мать оставила дочку в роддоме.
– Раньше я крепко обижалась на судьбу. Часто думала: ну почему это всё случилось именно со мной? Видела инвалидов, у которых есть мама и папа или нет родителей, но они могут бегать, прыгать, играть. А меня даже в коляске пеленали, поскольку я «ломалась». Травмоопасно было спать. Однажды перелом случился в кровати, когда, запутавшись в одеяле, я резко повернулась. Первая поездка на велосипеде, которая завершилась очередным переломом, стала и последней. Я давно сбилась со счета, сколько раз и какие конечности у меня ломались, – рассказывает Лилия.
Круг добра и надежды
Как ни парадоксально это звучит, но инвалидность и даже сиротство Лилия со временем смогла сделать своими преимуществами.
– Инвалидность свела меня с замечательными людьми. Их было достаточно и в Витебском доме ребенка для детей-инвалидов, и в Речицком доме-интернате для детей-инвалидов, и в Копаткевичском доме-интернате для престарелых и инвалидов. А Наталия Ивановна Яхнина, медсестра из Дома-интерната для престарелых и инвалидов «Васильевка», что в Гомельском районе, и вовсе стала для меня по-настоящему родным и близким человеком. Мы постоянно с ней на связи, я чувствую ее поддержку даже на расстоянии и очень скучаю. Большую роль в моей судьбе сыграла Инна Вечорко – девушка с таким же диагнозом, как у меня, живет с родителями в Пинске и занимается благотворительностью. Cлучайно увидела ее в соцсетях и просто не поверила глазам – настолько мы похожи. Между нами, конечно, завязалась переписка, но это мне показалось недостаточным. Я уже была готова искать сопровождающего и ехать к Инне в Пинск. Спасибо директору интерната в Копаткевичах Людмиле Николаевне Гошке, которая организовала нашу встречу в августе 2016-го. С тех пор мы с Инной не прекращаем общения. Именно ее стараниями у меня появились коляска и ноутбук, телевизор тоже, правда, половину стоимости я оплатила сама, – не без гордости заявляет девушка.
Лилия не держит обиды на мать. Говорит, не испытывает к ней ничего, кроме благодарности за подаренную жизнь.
– Я давно перестала искать маму. Решила: достигну чего-то – она сама меня найдет, если захочет. И то, что я выросла в интернате, а не в семье, закалило характер. Зато теперь могу сама о себе позаботиться: помыться, одеться, сходить в магазин, приготовить еду. Скорее всего, будь я домашним ребенком, родители заботились бы об этом. А ведь с моим заболеванием нужно постоянно двигаться, наращивать мышечный корсет. Нельзя жалеть себя, нельзя бояться – надо жить. Мне, например, уже давно не страшно, – признается героиня.
Переезд и новая жизнь
Судьба компенсировала ей неудачу на старте, наделив девушку на удивление легким характером, добрым сердцем и целеустремленностью. Она умеет видеть позитив вокруг, не обделена чувством юмора, который, как магнит, притягивает к ней людей. Несмотря на инвалидность, считает, что можно и нужно иметь насыщенную, интересную жизнь. Пусть и с ограничениями, но зато самостоятельную.
Непростую науку – жить самостоятельно – осваивала постепенно и не без помощи добрых людей. Первым шагом к заветной цели стали четырехмесячные курсы в специализированном образовательно-реабилитационном центре в Минске, куда в 2020 году Лилию направил Копаткевичский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Там она получила профессию оператора персональных электронно-вычислительных машин 4-го квалификационного разряда. И только к концу 2023-го, уже будучи в гомельском интернате, решилась начать новую самостоятельную жизнь и переехала в отдельную квартиру в Светлогорский районный специальный Дом для ветеранов, престарелых и инвалидов.
– Страшно было? Конечно! К тому же я привязываюсь к людям и тяжело переживаю расставания, – говорит Лилия.
Вот уже пять месяцев девушка живет в Светлогорске. За это время наладила новые связи, сдружилась с семейной парой, у которой подрастает малыш, и даже взяла шефство над соседом. Ее подопечный на десять лет старше и страдает от последствий инсульта. По словам Лилии, она не может жить только для себя.
– Меня очень тепло встретили в Светлогорске. Вот квартиру какую предоставили: целых 40 квадратов с мебелью и ремонтом. Здесь очень уютно и комфортно жить. Есть микроволновка, стиральная машина. Волонтерский отряд Молодежного совета Светлогорского ЦКК собрал для меня почти 8 тысяч рублей. Потихоньку их осваиваю. Новый холодильник сегодня привезли, планирую положить на пол линолеум, и новая кухня у меня будет – на днях заказала с белыми глянцевыми фасадами и индукционной варочной панелью. Видите сами, газовая плита для меня высоковата. За собственные сбережения заменила балконную дверь, купила комод. Так что мне ничего не надо, – любит повторять Лилия. – У меня всё есть, даже работа. Я – полноценный человек с трудовой книжкой. Месяц работаю в гомельской фирме, которая занимается разработкой, продвижением и сопровождением сайтов. Пока еще обучаюсь, набираюсь опыта, но уже получила первый аванс. Спасибо огромное директору Светлане Александровне Шевелевой и специалистам Светлогорского районного специального Дома для ветеранов, престарелых и инвалидов. Именно они помогли мне трудоустроиться через районный центр занятости.
Девушка работает удаленно с девяти утра до пяти вечера с перерывом на обед. Старается оправдать доверие и доказать прежде всего себе, что способна на гораздо большее, чем это представляется окружающим.
– За свободу боролась, поэтому нельзя ее потерять. Не сразу всё получается, но я стараюсь. Конечно, если бы не мое заболевание, точно бы работала не дома. Ведь я люблю общаться с людьми, – призналась собеседница.
Дом сопровождаемого проживания
Светлогорский районный специальный Дом для ветеранов, престарелых и инвалидов – уникальное учреждение. Это отличный шанс для человека с инвалидностью, не имеющего собственных квадратных метров, жить самостоятельно, в отдельной квартире с кухней, санузлом и балконом. В стране существует всего три дома подобного рода: в Минске, Могилевской и Гомельской областях. В Светлогорске жильцам не просто предоставляют квартиру – специалист по социальной работе Екатерина Зайченко активно помогает адаптироваться в новых условиях, учит обустраивать быт, оплачивать коммуналку, планировать бюджет, чтобы пенсии хватило на месяц. Одним словом, обеспечивает сопровождаемое проживание. Здесь созданы условия для проведения досуга, есть комната отдыха и тренажерный зал. Правда, последнему явно не хватает силовых тренажеров на руки. Как рассказала директор учреждения Светлана Шевелева, в девятиэтажке проживают сегодня 35 инвалидов:
– В большинстве своем это люди с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Все они благодаря государственной поддержке окружены вниманием. И хотя мы обязаны предоставить новоселам только квартиры, стараемся помочь каждому с поиском и приобретением мебели, бытовой техники, пусть и бывшей в употреблении, чтобы максимально облегчить им жизнь. К счастью, среди светлогорцев много отзывчивых и небезразличных людей. Часто они сами звонят нам, спрашивают, как могут сделать мир особенных людей немного лучше. Привозят мебель, сертификаты на приобретение бытовой техники, организуют развлекательные мероприятия, дарят свое внимание и заботу. Так, давние партнерские отношения связывают наш дом с ОАО «Светлогорский ЦКК» и другими предприятиями, организациями, общественными объединениями города. Скажу так: любое участие, любая помощь нужны. Да, делается немало, но требуется еще больше.