Бездомный котенок, подобранный возле подвала одной из гомельских пятиэтажек, получил имя Шурик и был отнесен в ближайшую ветеринарную клинику для профосмотра. Оказалось, у костлявого комочка, покрытого грязно-серой шерстью, есть врожденная патология и нужна операция. Ее сделали. Котенок долго и тяжело приходил в себя после наркоза, но на следующий день повеселел. Казалось бы, хеппи-энд. Но нет, это не конец истории.
Шурик преткновения
Ваш звонок не очень важен для нас
После операции Шурику назначили фитопрепарат. В качестве успокоительного – чтобы избежать излишней активности и с рекомендацией принимать «согласно инструкции». В ветаптеке, узнав, что лекарственный настой приобретается для трехмесячного котенка, лишь пожали плечами. Не придала этому особого значения и только дома развернула инструкцию. Оказалось, что растительный препарат для коррекции поведения кошек и собак применяют начиная с 10-месячного возраста. Указывалась и дозировка для взрослых особей. Зашла на сайт производителя, это российская компания, которая не только производит, но и сама разрабатывает фитопродукцию. Запрещено применять препарат животным моложе 10-месячного возраста – строго предупреждала размещенная на сайте инструкция. А среди противопоказаний для потенциальных четвероногих пациентов значилась индивидуальная повышенная чувствительность к его компонентам.
Трехмесячному котенку, да еще с явными признаками дерматита, который мог быть аллергическим, фитонастой, исходя из инструкции, не подходил. Впрочем, я не ветеринарный специалист, поэтому решила не рисковать и во время следующего визита оставить препарат в ветклинике. Абсолютно без претензий, лишь в знак благодарности за успешную операцию и в качестве небольшой гуманитарной помощи. Тем более что для подобных жестов доброй воли там был специальный уголок.
Озадачила реакция, которая за этим последовала. «Инструкция? Ну и что! У меня опыт! Я хозяйка этой клиники! Не приходите к нам больше!» – сотрудница, делавшая Шурику назначения, не скрывала своего раздражения. Но как же репутационные риски, спросите. А никак. Не придете вы, придут другие. Ветклиника примостилась возле торгового центра – место бойкое. Это как в популярной шутке советских времен про стоянку людей для такси. Клиент всегда найдется, так что ваш звонок не очень важен для нас…
Да, но при чем здесь котенок? Поэтому к разговору о том, стоит ли путать с личной кухней бизнес, основанный на услугах, перейдем чуть позже. А сейчас о домашних любимцах, чье здоровье хочется доверять профессионалам.
Инструкция – догма или руководство к действию?
Вопрос дискуссионный. В компании «Веда», куда я обратилась за разъяснениями, отметили, что «ветеринарный специалист имеет законное право отступать от назначений в инструкции, если польза от препарата превышает возможные риски, связанные с его применением». Допустим. Но одно дело – назначения, когда речь идет о режимах дозирования, кратности и длительности, другое – запрет на применение. А фитонастой, как пояснил российский производитель, запрещено назначать животным моложе десяти месяцев из-за отсутствия клинических испытаний на данной возрастной группе.
Теперь давайте прислушаемся к нашим специалистам. Думаю, никто не станет оспаривать авторитет Витебской государственной академии ветеринарной медицины. Владимир Иванов – кандидат ветеринарных наук, доцент – заведует кафедрой фармакологии и токсикологии. В его активе более 150 научных публикаций и более 100 инструкций на ветеринарные препараты в соавторстве. Со слов заведующего кафедрой, если инструкция запрещает применение препарата, не стоит этим пренебрегать. Каждый живой организм индивидуален, и невозможно просчитать все риски. То, что не навредит одному животному, может пагубно сказаться на другом. Поэтому лучше не экспериментировать.
«Формально – это административное нарушение», – дали короткий комментарий в Гомельской городской ветеринарной станции, структуре Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода, уполномоченного органа в сфере обращения ветеринарных препаратов.
– Формально – термин не юридический, – сказал Сергей Хлыстов, адвокат, член Белорусской республиканской коллегии адвокатов, который специализируется, в частности, на административном праве и защите прав потребителей. «Согласно статье 16.28 КоАП Республики Беларусь нарушение требований в области ветеринарной деятельности для юридического лица и индивидуального предпринимателя влечет наложение штрафа от двадцати до двухсот базовых величин. Что же касается риторики конфронтации «вы к нам не приходите», то это всего лишь эмоции, не имеющие отношения к законодательству. Для коммерческой организации пункт 3 статьи 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь прямо устанавливает обязанность по оказанию услуг или по продаже товаров каждому, кто к ней обратится. Причем гражданско-правовую ответственность в случае отказа будет нести организация, а не эмоциональный сотрудник», – заключил адвокат.
Слепая зона
Это про свои болезни мы знаем все и можем рассказать доктору, как нас лечить, что для медиков настоящая головная боль. Но вот проблемы со здоровьем у домашних любимцев – слепая зона. Поэтому порой и сами смотрим на ветврача по-собачьи преданными глазами, переживая за обожаемого котика, песика или хомячка.
Как раз этого делать не нужно, иначе и разговаривать с нами будут как с Бобиком или Барсиком – покровительственно-снисходительно, а порой и хамовато. Любви к животным никто не отменял, но ветеринарный бизнес – это прежде всего все-таки бизнес. Не стоит слепо доверять нарочитому «ути-пути» на первом приеме.
Обращаясь в коммерческую ветклинику, вы оставляете в ней деньги, кстати сказать, немаленькие, так что свою доходную часть бизнес станет защищать. Если из-за некорректного назначения у вашего питомца возникнут проблемы, доказать это будет крайне сложно. К примеру, ветклиника, о которой идет речь, на негативные отзывы интернет-пользователей дает обстоятельные ответы, где клиент всегда неправ. Хотя за грумера, который во время стрижки травмировал песику язык, подобие извинения все-таки принесено.
Конечно, помимо интернета, есть книга замечаний и предложений. В ней не так уж сложно написать пару незлых тихих слов… Но кому захочется собачиться с хамоватым персоналом? Тем более что любимому питомцу это не поможет. А вот хороший ветврач поможет. Настоящий профессионал никогда не станет напрягать голосовые связки, обидевшись, что к его назначению отнеслись с недоверием, тем более если сомнения обоснованы. Да и обижаться не станет, а сомнения развеет, спокойно объяснив, что, зачем и почему. Поэтому лучше не открывать дверь в первый попавшийся ветеринарный кабинет. Не поленитесь сделать предварительный мониторинг. В Гомеле немало хороших специалистов, и вам не придется долго блуждать в интернете, чтобы найти для своего любимца подходящую ветклинику.
Постскриптум
После гигиенических процедур Шурик превратился в натурального блондина. Котенок подрос, и сегодня у него есть свой ветеринарный доктор, которому мы с ним оба доверяем.