Председатель Кормянского райисполкома рассказал журналистам «Гомельскай праўды», как изменился горпоселок к областным дожинкам, редчайшей частной инициативе и большой личной мечте.
Председатель райисполкома Дмитрий Шинкаренко рад, что кормянцы замечают позитивные изменения
– Дмитрий Александрович, начать общение хочется с комплимента: вы самый быстрый из коллег. С момента согласования встречи до самой встречи прошло четыре дня. Всегда оперативно принимаете решения?
– Я не очень люблю журналистов. Представители вашей профессии настойчивы. Чтобы не выслушивать многочисленные «когда», решил быстро приехать.
– Из предыдущих интервью знаем, что вы не кабинетный работник. Во сколько начинается и как проходит рабочий день?
– Если удается нормально поспать (после дожинок это сложно), встаю около шести. В 6.50 я уже на работе, это время, когда можно заняться документами. С 8.30 начинают приходить специалисты, и весь фокус на них. Ориентировочно в одиннадцать уезжаю в организации. Мало совещаний провожу в исполкоме, проблемы проще решать на местах. Вечером около пяти возвращаюсь и начинаю проверку СМДО. Заканчиваю работу не раньше двадцати часов. В выходные у меня – день села, провожу его в каком-то из населенных пунктов. Плюс уделяю время семье. Если получается, хожу в церковь, но делаю это все реже.
– Год руководите Кормянским районом. Период можно назвать адаптационным или времени на постепенное погружение не было?
– Моей адаптацией была работа председателем комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома. Знаете, куда Иван Иванович Крупко направлял чаще всего? Туда, где сложно, в Корму. Все лето я там провел, а в сентябре уже было назначение. Три месяца и были моей адаптацией. Некоторые спрашивают, не тяжело ли сельхознику в социалку вникать? Не тяжело. С педагогами нашли понимание, хотя подвергал их критике, особенно сельских. Там на 20 детей 20 учителей, а уровень подготовки ниже плинтуса. Задачи поставил, в январе подведем итоги и будем смотреть, куда двигаться дальше. С культурой важно консенсус найти. Пока непонятно, почему то, что уже есть, не развивается. Но работу ведем, значит, и изменения будут.
– Вступая в должность в сентябре 2023-го, отмечали, что в первую очередь обратите внимание на сельское хозяйство. Что уже удалось?
– Многое, хотя самому замечать это сложно. Главное, что люди в район поверили. Что такое Корма? Край Гомельщины, для некоторых слово нарицательное. В Минске однажды услышал, как папа, выходец из Кормы, пугал ребенка: мол, если что-то там не сделаешь, поедешь в Корму к бабушке жить. А когда он сам последний раз на малой родине был? Городской поселок меняется, и местные жители понимают, что они не забыты. Кормянцы до последнего не верили, что у них дожинки пройдут.
А сейчас уже гордятся этим фактом. Жду завершения года, чтобы посмотреть позицию в рейтинге районов. «Сельская газета» публикует. Если в прошлом году были 117-ми, то сегодня 106-е. Рассчитываю, что по итогам 2024-го в сотню войдем.
– Для вас это победа?
– Нет, шаг вперед. Победителями будем, когда на первую строчку поднимемся.
– Руководили двумя сельхозпредприятиями, улучшая их экономические показатели, но это было на Минщине. Работать на Гомельской земле, пострадавшей от последствий аварии на ЧАЭС, сложнее или в АПК многое решают кадры?
– 1986 год для области был переломным. Хотя я и родился на восемь лет позже, но как уроженец Хойников знаю проблему изнутри. В первые годы с зараженных земель уехали многие квалифицированные кадры. Это не могло не сказаться на экономике. Мои кормянцы, к примеру, живут с отставанием в несколько лет, за что, случается, их критикую. А все из-за дефицита специалистов. Кроме того, в Минской области рассчитывают только на себя, а у нас сельскому хозяйству государство очень помогает. Это иногда расслабляет.
– Подтверждаете, что с дефицитом специалистов Кормящина знакома. А как решить проблему и заинтересовать молодежь оставаться в малых населенных пунктах?
– Идти в ногу с юношами и девушками и понимать, что им надо. Приведу личный пример. Я не из богатой семьи. После трудоустройства меня заселили в мастерскую, напоминавшую клоповник. Пять дней там прожил и квартиру нашел. Руководитель почему-то этого не сделал. Мы же сегодня заботимся о молодых специалистах. Стараемся почти всех селить в арендное жилье. Если не получается – предоставляем место в общежитии. Обеспечиваем достойной зарплатой, закрепляем наставников.
После того как один из активистов пожаловался, что в горпоселке некуда пойти, по личной инициативе раз шесть или семь за год общался с молодежью. В неформальной обстановке ребята мне свои идеи подкинут, я им – свои. Благодаря этому в Корме появились зоны отдыха, изменился режим работы ДК, молодежь стала участвовать в спортивных мероприятиях. Мне осталось один пункт выполнить: открыть в горпоселке боулинг или караоке.
– В Корме не так давно на полную мощность вышло швейное производство филиала «Речицкий текстиль». Может современное предприятие стать точкой роста для экономики района?
– У нас филиал, потому валовая прибыль в район не идет. Зарплата да, идет. На участке по пошиву зимой-весной боролись с Беллегпромом за увеличение расценок. Сейчас на пошиве стеганых одеял мастер получает 1500 рублей. Аналогичная ситуация со швеями. Раньше зарплата была 300–400 рублей, но свою норму и время не отрабатывали. Условия созданы. Идет последний этап модернизации, и с «Речицким текстилем» завершим программу «Один район – один проект». На очереди будет «Кормален».
– Со льном в районе работают уже около века. Расскажите, какие перспективы у предприятия.
– Лен – стратегически важная отрасль. В 2013 году провели модернизацию, закупку. Сегодня на предприятии современные условия, современное оборудование. Реализуем проект по двухпоточной линии. Это улучшит качество и создаст новые рабочие места. Завод работает круглые сутки. Средняя зарплата на предприятии почти 1600 рублей, в районе – 1427.
– Частной инициативе на Кормянщине дан зеленый свет?
– Да, хотя предложений мало. Частники боятся Кормы. Наш самый яркий пример – «Белпродукт». Частная компания реализовала инвестпроект по выращиванию чипсовых сортов картофеля, единственная, кстати, в Беларуси. Раньше под производство завозили картофель из России. Сейчас свои сорта выращивают и продают. Так что картофель из Кормы знают во всей республике.
– Еще один бренд района – фестиваль «Льняная карусель». Но в этом году главное культурное событие превзошли областные дожинки. Эмоции еще живы?
– Если честно, начал ощущать их только после фестиваля. До него было много работы. Визит главы государства накладывал большую ответственность. Были и волнения, и переживания, и опасения. Но важно, что люди остались довольны. Сделали очень много, всего не перечесть. Если в нескольких словах, то существенно обновили медицину и образование, спортивную базу. Благодаря поддержке губернатора сохранили общепит. В ресторане в выходные сложно место найти. Накануне 7 ноября детская школа искусств и библиотека переехали в новое здание. Завершили асфальтирование Олимпийской улицы, заканчиваем ремонт в райисполкоме. Еще о дожинках будет напоминать красивая парковая зона.
– Лучший показатель перспективности района – возведение жилья. Насколько активно строится Кормянщина?
– Последние несколько лет по программе «Комфортное жилье» возводим ежегодно по дому на 40 квартир. Хотели и в этом году, но подрядчики подвели. Только приступаем к первому этажу. Есть большой спрос на арендное жилье. К примеру, в этом году приехали 24 молодых специалиста. Для Кормы это очень много. В следующем ждем 14 целевиков. Все они захотят не только работать, но и жить в комфортных условиях. Потому новые дома будут расти в Корме и в будущем.
– Кормянский район территориально один из самых маленьких в области. Про такие принято говорить «мал золотник, да дорог». В чем преимущество Кормянской земли?
– В любви ее жителей, их открытости и отзывчивости. Может, в чем-то и недорабатывают, но стараются. Говорю об этом не понаслышке. По вторникам провожу кадровый день, и все специалисты, в том числе молодые, проходят через меня. Зачастую говорим наедине. Когда узнаю, что человеку что-то или кто-то мешает работать, разбираюсь в ситуации. Было пару казусов, когда пришлось «кумов-братов-сватов» оставить без работы.
– А что лично вас привязывает к Кормянщине?
– Люди, желание развиться и достичь результата.
– Дмитрий Александрович, о вас неоднократно рассказывали СМИ, всякий раз добавляя к должности характеристику «самый молодой». Самый молодой директор сельхозпредприятия, самый молодой председатель райисполкома. Кто научил не бояться работы и ответственности за нее?
– Никто, сам. Просто нужно смело принимать решения. Зачем тогда мы на местах? На любом месте решай. Если чего-то боишься, значит, ты не на той должности. Получается – значит, правильным путем идешь. Не получается – что-то меняй и опять решай.
Блиц-опрос
– Какой предмет в школе был любимым?
– Математика, физика, химия. Последняя давалась очень легко. Решал любые задачи, но определения дать не мог.
– На малой родине часто бываете?
– Редко, раз в три-четыре месяца. Всей душой отдан работе и семье. Спасибо супруге, верит в меня, поддерживает в любой ситуации.
– Чему учите своих детей-дошколят?
– Жена их учит. Я больше папа, чем наставник. Времени на семью мало, поэтому стараюсь просто хорошо проводить его.
– Какие качества цените в людях?
– Самоотдачу и целеустремленность. Главное, чтобы одна цель другой сменялась. А не так, что, к примеру, достиг желаемой должности и успокоился.
– Где мечтаете побывать?
– Всю Беларусь уже объездил. Где еще побывать? Свозить жену и детей на курорт.
– Что наполняет вас силой?
– Семья. Она заряжает на движение. Пока движешься – живешь, а пока живешь – работаешь.