По старому пути
Конец года — время подведения итогов. Один из неприятных моментов 2016 года — энергетический конфликт России и Беларуси.
В этом году белорусская сторона рассчитывала получить из России 24 миллиона тонн нефти, и этого было бы под завязку. Но во втором полугодии Россия урезала поставки нефти по трубопроводам почти на треть — в ответ на неуплату долга за потребленный газ. Величина долга действительно весьма спорна. В итоге переработка на Мозырском НПЗ и «Нафтане» упала почти вдвое: вместо двух миллионов тонн нефти в месяц перерабатывают только по миллиону.
Двусторонние нефтегазовые переговоры продолжаются уже несколько месяцев. В начале октября Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал критическим положение с обеспечением белорусских НПЗ российской нефтью в третьем квартале: «Это уничтожение наших нефтеперерабатывающих заводов, так как это предприятия непрерывного цикла, которые надо загружать под завязку». Глава государства сказал также о возврате к проекту строительства нефтетрубы с Балтики, чтобы не зависеть от одного источника нефти, и о переговорах с Ираном, который в поисках рынка готов снижать цену на нефть. Перспективным назвал белорусско-иранское сотрудничество в нефтяной сфере и посол Ирана в Беларуси Мохаммад Реза Сабури.
В условиях неопределенности отношений с Россией в энергетической сфере Беларусь вынуждена искать альтернативные источники для загрузки своих заводов. Так, в октябре в нефтегавань одесского порта прибыл танкер почти с 85 тысячами тонн азербайджанской нефти, которая потом по железной дороге была доставлена на Мозырский НПЗ. Впрочем, этого сырья едва хватило на три дня работы.
Украинский рынок чутко реагирует на любые перемены во взаимоотношениях между Россией и Беларусью в части поставок сырья. Украина не впервые предложила Беларуси свою помощь — в поставках и транспортировке иранской или азербайджанской нефти. Недавно министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко заявил о готовности поставлять на наши НПЗ давальческое нефтяное сырье. Суть партнерства в том, что добывающая компания перерабатывает нефть на НПЗ другой компании и получает готовые нефтепродукты, расплачиваясь частью их с собственником завода. Возможность прокачки иранской и азербайджанской нефти по нефтепроводу Одесса — Броды на Мозырский НПЗ обсуждалась в сентябре и в белорусской столице, на IV Международной отраслевой конференции. Тема получила продолжение на 24-м заседании межправительственной белорусско-украинской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества с участием украинского вице-премьера — министра Зубко и заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко.
Нефтепровод между Одессой и городом Броды Львовской области стыкуется с нефтепроводом «Дружба».Технологически маршрут транспортировки от одесского порта и далее по нефтепроводу Одесса — Броды на Мозырский НПЗ осуществим: украинская трубопроводная система находится в рабочем состоянии. Такая схема доставки нефти по трубе из украинского порта «Южный» в Мозырь уже действовала в 2011 году для прокачки венесуэльской и азербайджанской нефти, когда у Беларуси тоже возникли проблемы нефтяного импорта из России. Теперь же, по оценкам украинских партнеров, речь идет об объемах прокачки в три миллиона тонн — а это почти четверть того, что МНПЗ перерабатывает за год.
Интерес взаимный
Каков он в украинско-белорусском сотрудничестве? Белорусы получат гарантии бесперебойной работы своих НПЗ, если Россия в очередной раз ограничит нефтяные поставки. Украинской же стороне будет гарантировано снабжение белорусскими нефтепродуктами в договорных объемах, приводит веские доводы Сергей Куюн, директор киевской «Консалтинговой группы А-95», которая специализируется на изучении местного рынка нефтепродуктов.
Уже не первый год именно Беларусь является главным поставщиком топлива на Украину. Рынок соседней страны белорусские нефтепродукты завоевали за счет двух факторов: цены и качества. Третий, тоже важный, — короткий путь до основных регионов потребления. Мозырский НПЗ ориентирован на экспорт, и это заставляет предприятие быть в тренде европейского рынка. Постоянная модернизация позволила довести качество топлива до самых высоких европейских стандартов.
Качество прежде всего и ценят украинские потребители.
По сообщениям УНИАН, в 2015 году почти половина всего объема импорта нефтепродуктов на Украину пришлась на Беларусь. Россия с ее 20% — на втором месте. Для белорусских НПЗ на украинском рынке сложилась благоприятная ситуация и в 2016-м. Снижение поставок бензина из Литвы и Польши, а также недавний запрет на поставки дизтоплива из России значительно увеличили присутствие белорусских нефтепродуктов на Украине. Ее розничный рынок топлива сегодня более чем наполовину это белорусский бензин и почти наполовину — дизтопливо. Из этого количества на Мозырский НПЗ приходится примерно две трети.
Видеть перспективу
Украинский рынок в этом году за 10 месяцев принял более 3 миллионов тонн топлива из Беларуси. Эксперты прогнозируют, что может быть повторен рекорд 2012 года, когда на Украину поступило более 4 миллионов тонн нефтепродуктов с белорусского направления. Кризис ударил по потреблению моторных топлив и трансформировал структуру рынка. Несговорчивость Москвы в нефтяном вопросе делает все более привлекательной схему с предоставлением сырья с Украины — на переработку, через трубопровод Одесса — Броды.
Один из потенциальных участников проекта — Азербайджан — тоже готов к сотрудничеству. Во время недавних переговоров в Баку Александр Лукашенко поблагодарил президента Азербайджана Ильхама Алиева за октябрьскую поставку нефти в Беларусь: «Это важное направление нашего сотрудничества. Есть желание и заинтересованность — пожалуйста. У нас два мощных, самых современных нефтеперерабатывающих завода. Мы заканчиваем их модернизацию, выходим на более 90% глубины переработки нефти. Мы готовы рассмотреть в данный момент и давальческие поставки вашей нефти».
Технические возможности и экономическая составляющая транзита азербайджанской и иранской нефти через украинскую территорию изучаются, цена вопроса должна стать известной до конца года. Ряд белорусских экспертов считает, что предложения Украины и поиск альтернативы российской нефти очень важны и своевременны. Потому что есть еще одна причина диверсификации нефтяных поставок.
В России начал действовать налоговый маневр в нефтяной отрасли. В 2018 году россияне планируют отказаться от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и поднять налог на добычу полезных ископаемых. Цена на нефть на внутреннем рынке РФ вырастет и приблизится к мировой. Беларусь же лишится прежних российских нефтяных преференций и будет вынуждена искать поставщиков более дешевого сырья.
Это не такая уж далекая перспектива, а экономику любых поставок надо просчитывать наперед.