Открытое акционерное общество «Буровая компания «Дельта» располагается возле небольшой деревни Борщевка в Речицком районе. Однако само предприятие известно далеко за пределами Беларуси как один из мощных и востребованных подрядчиков по строительству свайных фундаментов. sb.by со ссылкой на газету "Рэспубліка" сообщает, чем живет сегодня компания и каковы ее планы на перспективу.
ФОТО ИЗ АРХИВА ОАО «БУРОВАЯ КОМПАНИЯ «ДЕЛЬТА»
Начинали с нуля
Небольшую фирму по бурению водозаборных скважин более 30 лет назад основал Николай Черношей. Под руководством Николая Васильевича «Дельта» разрослась, вышла на внешний рынок, не единожды признавалась лучшей организацией отрасли и лучшим экспортером в строительной сфере. А ее руководитель получил из рук Президента орден Отечества III степени. Два года назад талантливого бизнесмена не стало. Однако история компании не закончилась — ее генеральным директором стал Константин Черношей. К работе на предприятии Константин Николаевич приступил еще в студенческие годы. Начинал помощником токаря.
— Мы занимаемся строительством фундаментов, и строить трудовую карьеру тоже нужно с фундамента, вникая и изучая каждый этап, — проводит простую аналогию бизнесмен. — Это была позиция отца, которую я полностью разделяю. И сейчас точно так же воспитываю своих детей. А чтобы лучше во всем разбираться, получил второе высшее образование по специальности «промышленное и гражданское строительство». Защитил дипломную работу на отлично, и мне даже предложили остаться преподавать в вузе. Но у меня уже были другие планы.
Константин Черношей.
Белорусы — значит качество
Заняв нишу на строительном рынке России, «Дельта» давно и активно работает с «Газпромом». Кредит доверия, вспоминает Константин Николаевич, был получен авансом:
— У таких гигантских корпораций как минимум сотни субподрядчиков. Впервые нас выбрали во многом по стечению обстоятельств. Можно сказать, дали шанс, и мы его не упустили. К тому времени у нас уже были установки для устройства свайных оснований в условиях вечной мерзлоты. Это то, что необходимо при разработке месторождений в северных широтах. Организовали круглосуточную работу, сделали все на высшем уровне, вложившись при этом в жесткие сроки. Так зарабатывали авторитет, делали имя компании. Отмечу, что в нашей сфере российские партнеры охотно работают с белорусскими фирмами. Это своего рода гарантия порядочности и качества.
В последние годы компания участвует в строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири», по которому будут осуществляться поставки газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Внося свой вклад в масштабный проект, «Дельта» строит компрессорные станции и установки комплексной подготовки газа. Работать приходится в крайне непростых условиях. Суровый климат тайги, тяжелая логистика, особенности ландшафта местности с многочисленными подъемами, спусками, переправами. Если коротко, все очень далеко и сложно.
Глаза боялись — руки сделали
Колоссальные усилия прилагаются не зря. В 2022-м рост объемов производства по отношению к 2021 году составил 180 процентов. По итогам текущего также ожидается прирост.
Полтора года назад «Дельта» открыла дочернее предприятие в Нижнем Новгороде, которое занимается грузопассажирскими перевозками. Что позволило снизить транспортные издержки.
Постоянно обновляется техпарк, насчитывающий уже более 300 машин. К слову, с техникой были связаны проблемы, возникшие из-за санкций западных стран. Решать их пришлось в экстренном порядке, рассказывает Константин:
— Большинство наших машин импортного производства. Запчасти и комплектующие к ним также выпускаются за рубежом. Прекращение поставок поставило на кон вопрос о дальнейшем существовании компании. И тогда мы приняли решение, которое при иных обстоятельствах никому бы и в голову не пришло. Действовали как в поговорке: глаза боятся — руки делают.
За короткий срок были закуплены металлообрабатывающее оборудование, сварочная линия, приглашены на работу конструкторы-проектировщики. Так фактически с нуля «Дельта» наладила собственное производство запчастей. Материалы нашлись на Гомельском заводе литья и нормалей. В их лаборатории определили подходящую структуру металла, подобрали формулу и отлили нужные заготовки.
Проблема дефицита была решена. А вскоре нашлись альтернативные каналы поставок из Китая. Недавно представители «Дельты» побывали на выставках в Гуанчжоу и Пекине, где провели переговоры, проработали логистику.
— У нас появились партнеры, готовые доставить любую машину или комплектующие в течение месяца, — рассказывает о результатах бизнесмен. — Сейчас мы полностью переходим на технику российского и китайского производства. Она надежна, проста в управлении и неприхотлива в эксплуатации. По качеству не уступает европейской и при этом дешевле. Правда, пока не знаю, каковы машины в ремонте. За полтора года такой потребности не возникло. Кстати, как выяснилось, многие комплектующие в европейских машинах родом из Китая.
ФОТО БЕЛТА
Дороже денег
Стратегический план компании — развиваться в сфере гражданского строительства. Резервы для этого есть, и первые шаги сделаны. В частности, «Дельта» приступила к возведению на Сахалине офисного комплекса «Газпрома». При взаимодействии с корпорацией развития Сахалинской области будут строиться и другие объекты гражданской инфраструктуры. Кроме того, предприятие выиграло один из тендеров компании «РУСАЛ». Изучаются и другие перспективы, в числе которых выход на рынки Азербайджана, стран Средней Азии и регионов Африки.
— Девиз у нас всегда один: расти, расти и еще раз расти, никогда не довольствуясь тем, что уже достигнуто, — говорит Константин Николаевич. — При этом наш главный актив — это не машины, и не технологии, а коллектив, который создает репутацию компании. Потеряем ее — не будет ни предложений, ни контрактов. Естественно, такого мы не допустим.
Как и прежде, компания занимается благотворительностью, оказывает шефскую помощь Речицкому интернату для детей-инвалидов. А в ближайших планах — реализация масштабного проекта. Константин Черношей разворачивает план-схему:
— Приобрели девять гектаров земли — будем строить комплекс для активного отдыха. Сделаем спортплощадку, велосипедные дорожки с прокатом велосипедов, теннисные корты. Для семей наших сотрудников все это будет бесплатно. Также к нам смогут приезжать дети из ближайших городов: Речицы, Светлогорска. Расходы на содержание объекта, обслуживающий персонал, работу тренеров возьмем на себя.
Интересуюсь, зачем предприятию понадобился объект, который, судя по всему, станет лишь статьей расходов?
— Не сочтите за пафос, но я убежден: то, что останется после нас, стоит дороже денег, — говорит Константин. — Наше наследие и наша ответственность — это прежде всего дети. От того, как мы их воспитаем, что дадим им в духовном и материальном плане, насколько привьем желание жить и работать на благо страны, зависит и ее будущее.
Дело принципа
Во время экскурсии по предприятию Константин поведал показательную историю. На одном из объектов на Сахалине была предусмотрена установка трех флагштоков: для флага России, флага компании-заказчика и флага «Дельты». Несмотря на это, Черношей выдвинул условие об установке еще одного — флага Республики Беларусь. Заказчик выразил сомнения. Дескать, уместно ли это?
— Тогда я сказал, что делать объект не стану, — рассказывает Константин.
— То есть были готовы потерять контракт и упустить выгоду?
— Именно так. Для меня это дело принципа.
— И как все закончилось?
— Ровно так, как должно было. Флаг Беларуси занял достойное место в общем ряду.