13 июня в Париже прошла церемония вручения престижной премии Тейлора. Лауреатом ее стал гомельский художник по металлу Сергей Портенков за скульптуру из бумаги “Уроборос”. Премия была вручена представителю Посольства Республики Беларусь во Франции для передачи ее автору.
Сегодня работы скульптора, в том числе и номинированную, можно увидеть в “подземелье” Гомельского дворца Румянцевых и Паскевичей на его персональной выставке “Ящик Пандоры. Фантастический мир Сергея Портенкова”. Эта выставка — уже третья персональная в Гомеле — будет работать до 17 июля.
Стрелец по гороскопу, с недавнего времени пенсионер, кареглазый, доброжелательно-улыбчивый, Сергей с юмором рассказывает о себе и о своем увлечении конструированием из металла. И о славе и признании, которые практически сами нашли его.
Он учился на истфаке Гомельского университета имени Ф. Скорины, одиннадцать лет работал художником-бутафором в Гомельском областном драматическом театре. Рисует, лепит, вырезает и мастерит что-то руками с раннего детства — начинал тогда с игрушечных солдатиков и животных.
Представленных на выставке необычных существ из фантазий, детских рисунков и снов Портенков создает из сотен элементов отслуживших свое деталей и механизмов. Это и запчасти автомобилей, компьютеров, бытовой техники, часов, и дворники от троллейбуса, и элементы духовых инструментов. Крепятся они на винтики и болтики. Сварку или пайку автор не признает, во всяком случае — пока. Да и транспортировать и хранить большие по размерам работы легче, если они разборные.
Сергей Портенков считает, что все сочленения его существ должны быть “живыми”: руки-ноги-хвосты — двигаться, пасти — открываться, зубы — щелкать, а глаза — гореть! У каждого экспоната есть провода, идущие к моторчику — чтобы казалось, что вот-вот они взлетят или задвигаются по-настоящему.
Первый Уроборос — змей, кусающий себя за хвост, древнейший символ бесконечности в различных религиях и культурах — был создан Сергеем Портенковым из металлических элементов. Экспонировался среди прочих его работ на выставках в Москве и Минске. Фотографии змея попали в интернет. Именно там его увидели французы. Они стали искать Сергея сами. И вот почему.
Еще в 1844 году французская Ассоциация художников, скульпторов, архитекторов, граверов и дизайнеров учредила премию Тейлора, которая ежегодно вручается в двух направлениях искусства: живописи и скульптуре. В 2015 году в выставочном комплексе “Гран Пале” в Париже в экспозиции Art Capital впервые участвовали и белорусские художники. Среди экспонатов французы хотели увидеть эту скульптуру Портенкова.
Организаторы стали искать контакта с художником в интернете. А его там просто нет — как нет многих людей старшего поколения, привыкших обходиться без компьютера. Тогда через знакомых минчан французы смогли связаться с Гомелем и попросили Сергея сделать копию металлического Уробороса, но уже из бумаги — таково было условие выставки того года. Как говорит Портенков: “Я просто не знал, на что соглашался, соревнуясь с такими мировыми знаменитостями. Нельзя было использовать ни одной детали из металла. Технология чем-то похожа на папье-маше, но с креплением на бумажные детали. Очень велико было искушение взять металлические винтики. Думал, что не будут же его просвечивать рентгеном. Но решил, что все должно быть честно! Только бумага и клей ПВА. Поначалу бумажный Уроборос элементарно расползся. Пришлось переделывать его на три точки опоры и ставить на плотный бумажный штырь. Многое мешало тогда. Но настойчивость моей жены Майи, верившей в меня и просившей доделать эту работу вопреки всему, помогла как ничто другое”.
Так бумажная копия стального змея прибыла самолетом в Париж самой последней в последний день приема работ. А уже через день стала первой!
На выставке в Гомельском дворце два Уробороса — металлический и бумажный, покрашенный серебрянкой под металл, — симметрично стоят с двух сторон центральной арки, как стражи входа в мир мистики и фантазий своего творца.
Вырос Сергей Портенков в обычной
семье. Отец родом из Кормянского района, был военным, имеет каллиграфический почерк и всю жизнь хорошо рисует, но не афиширует это, считая делом несерьезным. Мама родом из-под Смоленска. Младший брат Сергея стал строителем, при этом хорошо рисует. Сын тоже работает с металлом — ремонтирует автомобили. Сергей надеется, что внуки могут пойти по его стопам. Время покажет.
Свою победу во французском конкурсе и персональную выставку в Гомеле художник по металлу Сергей Портенков посвящает памяти безвременно ушедшей жены Майи.