Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Херардо Эстрада: «Дирижер должен отличаться от гаишника»

3943 0 17:14 / 06.12.2016
В рамках II Форума классической музыки «Объединяя культуры» знаменитый венесуэльский дирижер, первый секретарь посольства Боливарианской Республики Венесуэла в Республике Беларусь Херардо ЭСТРАДА провел мастер-класс в гомельском колледже искусств имени Н. Ф. Соколовского. Раскрыл секрет, в чем отличие хорошего дирижера от великого, и рассказал, почему он вынужден уехать из Беларуси.
Начинающие эльфы и Эстрада
Мир дирижеров и скрипачей всегда представлялся мне если не фантастическим, то уж точно удивительным. Эти музыканты как эльфы: пьют нектар, падают в обморок, не злословят, а главное, они чувствуют и воспринимают реальность на других частотах. Чтобы окунуться в творческую среду, посмотреть, как обучают искусству дирижирования, в частности знаменитые маэстро, — отправилась в колледж.
О, здесь Густаво! — воскликнул Херардо Эстрада, увидев в учебном классе на стенде «Великие дирижеры» фотографию Густаво Дудамеля. — Мой одноклассник. Он младше меня на год, с 1981-го. Кстати, скрипач, как и я. Вспоминаю, как мы играли на концерте для Папы Римского.
Мастер-класс проходил в небольшом кабинете оркестрового отделения.
Херардо оценивал дирижерские способности учеников, а будущие «эльфы» не сводили с него восхищенных глаз. Маэстро внимательно следил за работой каждого дуэта «дирижер — пианист», затем оглашал вердикт. И, конечно, ребят заинтересовало, в чем отличие хорошего музыканта от великого.
Чтобы стать хорошим дирижером, нужны умение, прилежание, но чтобы стать великим, этого недостаточно. Именно поэтому у нас в Венесуэле, кроме музыки, обучают актерскому, театральному мастерству, — сказал Эстрада. — Дирижер, который хочет донести мысль до своего слушателя, должен быть актером, а это мимика, поза, взгляд, экспрессия, понимаете, когда душа нараспашку. Вот главное отличие дирижера от гаишника. Еще один секрет: гениальный музыкант должен чувствовать каждого играющего в коллективе. Симфонический оркестр — единый организм.
Венесуэльская музыка контрастна и экспрессивна, отмечает маэстро, ведь на нее оказало влияние множество культур: европейские — английская, испанская, португальская, а также африканская, индейская... Представляете, какое многообразие стилей? Вот колыбель любимых во всем мире мамбо, сальсы, румбы. Классика, безусловно, важна, на ней основывается музыкальное образование, исполнять классику — значит иметь хороший музыкальный вкус. Но в мире сегодня, кроме классической, слушают другую музыку, поэтому нужно уметь работать в разных направлениях и стилях одинаково виртуозно, а еще постоянно развиваться, учиться, познавать.












В Беларуси я прожил маленькую жизнь
Херардо Эстрада в Гомеле частый гость, и за время его работы в Беларуси «Гомельская праўда» уже встречалась со знаменитым венесуэльским дирижером. Однако ничто не мешает пообщаться с ним вновь, узнать, каковы планы на будущее, тем более закончился срок его посольской работы.
— Неожиданный вопрос: правда ли, что в Венесуэле все мальчишки хотят стать либо певцами, либо пиратами?
Точно неожиданный (хохочет). Пиратов теперь не существует. А если серьезно, то поголовное увлечение музыкой и танцами в Венесуэле, впрочем, как и во всей Латинской Америке, — это своеобразный метод борьбы с преступностью, наше государство решило путем создания музыкальных классов занимать свободное время жителей неблагополучных районов. В Венесуэле действует национальная сеть консерваторий и музыкальных школ. Подросткам дают инст­рументы, приводят в бесплатные хореографические секции, пусть в их сердцах будет музыка, а не зло. Кстати, работая с ребенком, ты одновременно работаешь с его окружением, семьей, и их жизнь меняется к лучшему.
— Как повлияло на вас знакомство с Беларусью? Как работается с белорусскими коллегами?
Прожил в Беларуси, по сути, маленькую жизнь, моей племяннице 10 лет, почти столько же я работаю в вашей стране. Привык к Беларуси очень сильно, конечно же, буду скучать, жить воспоминаниями и впечатлениями о холодной зиме (у нас только два сезона, у вас их четыре), чудной природе, о прекрасных людях. Всё это вдохновляет меня и придает сил. Приятно, что в Беларуси так много талантливых музыкантов. Знаете почему? Кроме высокого уровня подготовки, у вас еще и дисциплина железная — это крайне важно, чтобы вырасти профессионально. Согласитесь, мало одной любви к музыке, нужно еще и желание работать, поэтому я уважаю белорусских коллег.
— Но всё-таки уезжаете?
Поделюсь планами: срок моей работы в посольстве закончился, и я мечтаю вплотную заняться музыкой. Она требует много свободного времени, не терпит совмещения с другими видами деятельности, тем более такими серьезными. Я запланировал концерты в Польше, на Кипре, до нового года планирую отправиться в Лиссабон. Меня пригласили поработать в самую западную столицу Европы — дирижировать лиссабонским оркестром, и мне не терпится начать. Но это не значит, что не вернусь в Беларусь: я по-прежнему координатор Латиноамериканского культурного центра имени Симона Боливара, что находится в Минске, и буду приезжать хотя бы в гости — за годы работы обзавелся друзьями.
— Белорусская кухня нравится? Где в Гомеле обедаете?
Заметно, что я люблю вкусно поесть? (С улыбкой.) Я почти настоящий белорус, жутко нравятся блюда из картошки — драники, колдуны, а еще голубцы. Когда бываю в Гомеле, часто заглядываю в «Фасоль», заказываю что-нибудь вкусненькое.
Вы талантливые
В следующем году Херардо Эстрада планирует провести в Минске международный мастер-класс по дирижированию, уже совместно с испанскими преподавателями. Маэстро пригласил на него и гомельских учащихся, для которых проводил занятие, не забыв при этом оставить свои координаты: название веб-сайта, странички. А потом добавил: «Вы талантливые. Не сомневайтесь даже, что будете блистать не только у себя на родине, но и на мировых сценах, продолжайте работать над собой, совершенствоваться. Так, кто следующий дирижировать?»
К слову, этим же вечером венесуэльский гость дирижировал Гомельским симфоническим оркестром в город­ском центре культуры — великолепный концерт логически завершил II Форум классической музыки.


















Фото автора и Алексея Герасименко
Культура


bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
УП Экорес сайт.jpg
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать