Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

ЦЗ_Гомельская правда_816х197рх.jpg

Галина Павленок: Моя жизнь по-прежнему сцена

4623 0 18:54 / 28.10.2018
27 октября народная артистка Беларуси отметила день рождения 

NIK_5516.jpg
Галина Павленок

Как истинная женщина, она не любит говорить о своем возрасте. Но глядя на нее, общаясь, понимаешь — время зрелости, мудрости и духовной красоты певице к лицу. В своем творчестве Галина Павленок достигла высот, о которых многие могут только мечтать. Ее именем гордятся гомельчане, она — бренд Гомельщины музыкальной. И сейчас Галина Ивановна не оставляет любимого дела, которому посвятила десятилетия плодотворного и много­образного творчества. На многих концертных афишах и в программах артистов областной филармонии — имя Галины Павленок. Ее появления по-прежнему ждут на сцене, ей руко­плещут, ею восхищаются.

Певчая душа расцветала
О своем детстве Галина Ивановна рассказывает, вспоминая детали, которые живо передают жизнь и быт семьи в 50 — 60-е годы прошлого века. “Бедно жили, что и говорить… Отец рано ушел из жизни, я его почти не помню. Мама много и тяжело работала, — вспоминает она. — Жили в коммунальной квартире в маленькой комнате. Уроки приходилось делать на тумбочке, но училась я хорошо, и любимым предметом было пение. Впрочем, пение в моей жизни было всегда, сколько себя помню”.

Первой будущую певицу в ней разглядела… соседка. Этот эпизод ее мама часто вспоминала, когда дочь запела на профессиональной сцене. “Как-то раз, будучи крохой, уж очень долго я заливалась плачем, не унимаясь, — рассказывает Галина Павленок. — А голос был чистый, и звучал звонче и звонче, будто крепчая. И соседка, рассмеявшись, сказала: “Быть Галинке певицей. Помяни, Марфа, мое слово!”.

Галина Ивановна прекрасно помнит вечерние посиделки, когда на кухне собирались соседки и пели песни. И в них всегда звучал голос мамы. “Но при этом мне становилось невыразимо грустно. Может, оттого что песни были невеселые: о войне, тяжелой женской доле”, — говорит она. Совсем другое дело, когда из кухонного репродуктора лились народные песни, романсы, арии из опер в исполнении Лемешева, Козловского, Шульженко, Юрьевой, хора имени Пятницкого. “Моя певчая душа расцветала. Сначала я, как завороженная, слушала, впитывая каждую интонацию. А потом пыталась повторить, представляя себя на месте артистов. Но самое большое впечатление на меня производила гармония мощного многоголосия хора, когда поочередно вступали низкие или высокие голоса”.

Школьная самодеятельность, будь то концерты, спектакли, не обходилась без Гали. Но этого одаренной девочке не хватало. Она пела в детском хоре Дворца пионеров, в хоровой группе ансамбля А. Рыбальченко. “Поэтому по окончании восьми классов выбор, куда пойти учиться, передо мной не стоял, — продолжает Галина Павленок. — В Гомельское му­зыкально-педагогическое училище!”

Только Ленинград!
На третьем курсе самую талантливую и перспективную ученицу прослушала приехавшая в Гомель профессор Белорусской государственной консерватории Маргарита Людвиг и посоветовала ехать учиться в Минск. В консерватории оценили способности и желание Павленок, но посоветовали получить среднее образование. И кто знает, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы не вмешалась мама. Услышав ответ директора училища, что дочь не в консерватории, а в “коридоре”, Марфа Степановна тут же приехала в Минск. Решено было, что Галина сначала получит диплом, а потом вернется в столицу за высшим образованием.

“Сожалений не было. Последний год в училище дал мне многое. Надежда Валериановна, педагог из Кишиневской консерватории, подбирала мне репертуар, который помогал голосу развиваться, — говорит Галина Ивановна. — У меня появился проигрыватель и множество пластинок с голосом Вишневской, Архиповой, Сазерленд. Их я заслушивала до дыр, копируя известнейших певиц. Но, главное, за год я повзрослела, и ко мне пришло осознание, что пение — это то, без чего моя жизнь не будет иметь смысла”.

Двери столичной консерватории без труда отворились перед Галиной. Но еще через год ее концертмейстер Нина Солдатенкова, изучив способности талантливой студентки, сказала: “Только Ленинград!”, поставив перед ней высшую планку в вокальном образовании. Первая в России Ленинградская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова была мечтой многих вокалистов, грезивших об оперной сцене, но покорялась она далеко не всем. Галина рискнула…

“Сердце учащенно забилось, когда я услышала объявленную в трамвае остановку — “Театральная площадь”. Вот она — старейшая в России консерватория. Напротив — Мариинский театр, рядом Исаакиевский собор. Дух захватывало от такого великолепия!” — и сейчас голос певицы звучит взволнованно. Но тогда ей было не до красот. “Потом, потом, успею насладиться, когда Ленинград станет родным городом”, — сомнений, что может быть иначе, у девушки не возникало. Вступительная кампания в консерватории уже заканчивалась, но Галине, чтобы получить заветный перевод в колыбель вокального искусства, предстояло пройти одно испытание — спеть перед конкурсной комиссией. Без тени волнения девушка вышла на сцену Малого зала имени Глазунова. С портретов на стенах смотрели великие композиторы, а внизу за столом восседало строгое жюри во главе с ректором консерватории Павлом Серебряковым. Любой бы оробел, но не Павленок. Тоненькая, в белой блузочке, она казалась моложе своих лет. “Я подготовила два произведения, но жюри позволило исполнить одно. Я спела “Аве Мария” Луиджи Луцци”, — восстанавливает события Галина Ивановна. Члены жюри посмотрели в бумаги, друг на друга, и ректор одобрительно улыбнулся.

Вокальные ярмарки
Галину зачислили на второй курс вокального отделения Ленинградской консерватории. “Я мечтала, и мечты сбылись, — говорит Галина Павленок. — Попала в класс профессора Антонины Григорьевой, у которой училась знаменитая Елена Образцова. Началась студенческая жизнь, которая увлекала меня так, что в общежитие приходила только переночевать. От разнообразия занятий по развитию голоса, сценического мастерства, культуры речи, нескончаемых репетиций я уставала только физически. В душе всегда были легкость, ощущение счастья и полета. С годами стала понимать, почему мне было так хорошо: если Бог дает голос, то обязательно наградит и силой, которая поможет нести великий и щедрый дар”.
Чем ближе было время окончания учебы, тем яснее Галина Павленок понимала, что ей не хватает одного года, который прошел в Белорусской государственной консерватории. И она решается на отчаянный шаг — вместо диплома просит продлить образование. Ее услышали и пошли навстречу. “Целый год я занималась только вокалом, попутно нарабатывая опыт выступлений в домах культуры, сельских клубах, санаториях Ленинградской области”, — вспоминает артистка.

Весной 1975 года произошло событие, которое определило профессиональное становление начинающей артистки. “В те годы проводились “вокальные ярмарки”. И я поехала в Уфу, где собрались представители разных театров и филармоний Советского Союза и мы — выпускники творческих вузов, артисты разных жанров”, — рассказывает Галина Павленок. Так называемые “купцы” искали здесь молодое пополнение для своих творческих коллективов. Для Новосибирского театра оперы и балета срочно требовалась солистка на роль Женьки Комельковой в премьерном спектакле “Зори здесь тихие” композитора Кирилла Молчанова. Меццо-сопрано Галины Павленок и внеш­ность идеально вписывались в эту роль. “Я толком не успела распрощаться с сокурсниками и спешно выехала в Новосибирск”, — вспоминает она начало творческой карьеры. Театр поразил своими величественными размерами и красотой внутреннего убранства. Репетиции шли полным ходом, и молодая певица включилась в этот ритм. Премьера прошла блестяще, а за ролью Комельковой последовали другие — в “Демоне”, “Царской невесте”, “Евгении Онегине”, “Мавре”. На сцене Новосибирского театра она видела выступления выдающихся мастеров оперной и театральной сцены, впитывая в себя лучшее из их творческих наработок. Гастроли с театром по огромному Союзу давали ей неоценимый опыт выступлений перед самыми разными аудиториями.

Но где бы ни находилась артистка, она всегда помнила о родной белорусской земле, потому что здесь жила мама. “Ее тяжелая юность, ужасы войны и герман­ского плена, трудное послевоенное время — все это сказалось на здоровье. Мама заболела и позвала домой. Решение я приняла мгновенно, собрав вещи, выехала в Гомель”, — говорит Галина Ивановна.

Простор для творчества
В ноябре 1979 года она стала солисткой Гомельской областной филармонии. “Небольшое здание филармонии на Рогачевской было тогда в аварийном состоянии, крупных музыкальных и вокальных коллективов, таких как оркестр, хор, не было, — вспоминает певица. — Зато были мобильные лекторийные группы из четырех-пяти артистов разных жанров. Такими бригадами мы объезжали все уголки Гомельщины, давая по 15 — 20 концертов в месяц”.

Сменив оперную сцену, Галина Павленок тем не менее осталась академической певицей. Она пела произведения русской и зарубежной классики, старинные романсы. “Филармония тем и отличается, что дает огромный простор творчеству. В свой репертуар я стала включать и современные песни советских и зарубежных композиторов, и народные русские, белорусские, украинские”.

Ее голос услышали на Белорусском радио и пригласили записать цикл передач. “Мои выступления с концертмейстером Еленой Афанасьевой так понравились музыкальным редакторам, что нам предложили дополнительные дни для записи. Это было фантастически плодотворное время!”, — говорит Галина Ивановна.
80 произведений в исполнении певицы хранятся в фондах Республиканского радио.

Ее дальнейшая творческая жизнь складывалась из концертных выступлений на самых разных сценических площадках Беларуси и за рубежом, проходила в гастролях, участии в различных музыкальных и вокальных конкурсах и фестивалях. Такой труд не мог остаться незамеченным. В 1997 году певице присвоено звание заслуженной артистки Республики Беларусь. В 2004-м она лауреат премии Президента Республики Беларусь “За духовное возрождение”, спустя десятилетие, будучи художественным руководителем Гомельской областной филармонии, получает наивысшую оценку творческой зрелости — становится народной артисткой Беларуси.
“Моя жизнь по-прежнему сцена, — говорит Галина Павленок. — И пока голос звучит, я хочу делать то, что у меня получается лучше всего — петь”.

Фото из архива Галины Павленок
Культура
Горин_сайт2 — копия.jpg

изображение_2024-10-01_152202589.png
Мозырь.jpg

гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт2 — копия.jpg