Вверх
Императорский Павловск в Гомеле
2619 05:10 / 18.10.2011 / Гомельская правда , Татьяна Литвинова, зав. художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля В Гомеле еще только начиналось возведение нового дворца генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского, а его уже посетили высокие гости — супруги великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна, которые инкогнито под именами графов Северных направлялись в путешествие по Европе. Их знакомство с Петром Александровичем было связано доверительными отношениями, когда он еще в 1776 году по поручению Екатерины II сопровождал великого князя в Берлин для знакомства с невестой принцессой Вюртембергской... Из Гомеля будущая императорская чета направилась через Польшу и Австрию в Италию, Францию, Германию. Во время поездки, длившейся с 1781 по 1782 год, было решено множество вопросов, связанных с обустройством великокняжеской резиденции — Павловска. Это имение подарила мать-императрица своему сыну Павлу в 1777 году в честь рождения первенца, будущего императора Александра I. Супруги посещали мастерские известных мастеров, приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы, привезли большое количество античной скульптуры из Италии, а также получили подарки от королевских дворов Европы. Дары французского короля Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты представляли собой уникальные художественные произведения: гобелены и ковры работы Королевской гобеленовой мануфактуры, а также знаменитый севрский туалетный прибор из 64 фарфоровых предметов, включавший большое настольное зеркало с гербами русской императорской короны и Вюртембергского дома, из которого происходила Мария Федоровна. Все эти ценности были размещены в парадных залах Павловска, ставшего летней резиденцией императора Павла I и его семьи. В течение 50 лет здесь, на берегах извилистой речки Славянки, длилось создание ансамбля дворца и парка, в котором участвовали архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзага, Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-Малиновский. Сегодня Павловск — один из наиболее выдающихся дворцово-парковых ансамблей конца XVIII — начала XIX века, является государственным музеем-заповедником. Его парк занимает площадь 600 га. В музее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных и графических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрации удивительные по красоте и гармонии жилые комнаты императрицы Марии Федоровны, отделанные в начале XIX века архитекторами Кваренги и Воронихиным. Павловский дворцово-парковый комплекс включен в список памятников мирового культурного и природного наследия. О его создании, владельцах, послереволюционной музеефикации, последствиях Великой Отечественной войны и подвиге реставраторов, поднявших резиденцию из руин, рассказывает фотодокументальная выставка «Императорский Павловск — дворец и парк», которая открылась в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля в Дни культуры России в Гомеле. На выставке представлены изображения интерьеров дворцовых залов, парковых ландшафтов Павловска, выполненные современным петербургским фотохудожником Юрием Молодковцом, копии документов, портреты членов царской семьи. Его фотоснимки, отпечатанные в оригинальной золотосеребряной технике, представляли музей-заповедник на Днях культуры России во Франции, которые проходили в Каннах в 2010 году. Выставка во Дворце Румянцевых и Паскевичей разделена на тематические блоки. Первое, что встречает посетителей, как и в любой загородной усадьбе, — это парк. Миновав Чугунный мостик, здесь можно пройти Висконтиевым мостом, понаблюдать ландшафтные картины, полюбоваться парковой скульптурой и павильонами. К старейшим из малых архитектурных форм Павловска относится храм Дружбы. Его выполнил в 1782 году архитектор Ч. Камерон по заказу владельцев в знак их дружбы и любви к императрице Екатерине II. Тогда же им было начато возведение главного усадебного дома — Большого дворца. В это самое время великие князья Павел Петрович и Мария Федоровна находились в заграничной поездке, но ревностно следили за строительством, давая указания. На всем, что представляли собой внутренние апартаменты большого дворца, лежат не только отпечатки эпохи, но и вкусы его хозяев, и в большей степени Марии Федоровны. В следующем блоке выставки помещены изображения роскошных залов императорской резиденции: Греческий и Итальянский залы, Картинная галерея и Кавалерский зал, Египетский вестибюль и Парадная спальня, Домовая церковь, Парадная библиотека и другое. Для Гомеля тематика выставки «Императорский Павловск — дворец и парк» достаточно близка и актуальна. Здесь, как известно, в XVIII — XIX веках именитыми царедворцами Румянцевыми, а затем Паскевичами был создан дворцово-парковый ансамбль столичного уровня, ныне музейный комплекс под открытым небом — Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Представители императорской фамилии неоднократно посещали гомельскую усадьбу, которая обустраивалась по образцу императорских, ее дворцовые интерьеры украшали уникальные царские подарки. Гомельский дворец, как и Павловский, понес значительные утраты в годы военных лихолетий и так же, как и Павловск, восстал из пепла и руин, став сегодня одним из самых ярких музейных комплексов Беларуси. В год, когда Гомель объявлен культурной столицей Беларуси и Содружества независимых государств, реализация выставочного проекта из санкт-петербургского музея, как и из Москвы, Риги, Таджикистана, стала возможной благодаря финансовой поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. Фото Юрия Молодковца
Культура