Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Гомель по площади был почти равен Парижу. Город над Сожем хранит множество тайн

3521 0 11:47 / 10.08.2022
Историк-краевед Владимир Литвинов – один из участников раскопок на территории гомельского парка, которые стали сенсацией и изменили коренным образом представления о древнем Гомеле.

На картине художник Геннадий Милков изобразил момент раскопок 1987 года, когда Владимир Литвинов (на снимке), Олег Макушников и Василий Сычев в одном из жилищ обнаружили глинобитную печь

Начиналось все банально

В конце 1985 года на территории, где сегодня находится Дворец творчества детей и молодежи «Юность», а до этого – кинотеатр имени Исаченко, развернулись земляные работы. Старожилы вспомнят вытянутую закрытую танцплощадку, которую в народе окрестили «чудильник», а историки расскажут, как во времена Паскевичей здесь был комплекс хозпостроек с конюшней и оранжереей, буквально висевшей над оврагом Гомеюк, или Лебяжьим прудом, в ней позже размещался тир.

– Со стороны улицы Пролетарской, где ранее находился кинотеатр, уже выкопали достаточно глубокий котлован, – вспоминает Владимир Литвинов, в 1986–1987 годах заведующий отделом истории досоветского периода областного краеведческого музея. – Проходя мимо, археолог Николай Бычков, работавший в то время в обкоме комсомола, случайно заглянул за ограждение и оторопел: культурный слой свидетельствовал, что жизнь на этом участке была достаточно интенсивной. Он тотчас же позвонил мне. Стало понятно: работы здесь нужно немедленно прекратить. К нам присоединился археолог Олег Макушников, который как раз окончил аспирантуру. Вышли на Департамент охраны историко-культурного наследия Республики Беларусь при Министерстве культуры, земляные работы были остановлены.

Летом 1986 года развернулись масштабные археологические исследования.

– Снимали верхний слой земли и аккуратно, шаг за шагом, перебирали культурный слой. Это был большой раскоп на сотни квадратных метров, который частично располагался на территории, где сейчас находится дворец «Юность», перед ним и в сторону парка, – продолжает историк. – Обнаружили следы хозяйственных построек, остатки жилищ и погребения примерно VII века нашей эры, более поздние материалы. Это были удивительные находки. К примеру, на участке примерно метр на метр найдены остатки стеклодельной мастерской и около 200 фрагментов изделий и шлаков. У древнерусских модниц стеклянные браслеты были очень популярны. Считалось, что их привозили в средневековый Гомель из Киева, Византии и других крупных центров. Но находка свидетельствовала об обратном: стеклоделие здесь было собственное.

Историческое место в парке

Законсервированный в земле

Историк рассказывает, как в 1987-м исследовался большой участок вдоль оврага Гомеюк в сторону улицы Пролетарской:

– В то время уже снесли бывшую конюшню и оранжерею Паскевичей, освободилось место для раскопок. На небольшом нетронутом участке шириной пять – шесть метров мы обнаружили древнерусскую улочку, которая шла в сторону Пролетарской и на территорию парка. Это была большая археологическая удача. В земле сохранились следы конструкций, которые могли рассказать о многом. К примеру, о том, что жилища в Древней Руси были невысокие, чуть более двух метров, небольшие по размерам, в основном 2,5х3, 2,5х2,5 метра.

Раскопки приоткрыли еще одну тайну – гигантский след пожарища, который в отдельных местах достигал полуметра. Поскольку строения были деревянными, средневековый Гомий практически полностью уничтожен огнем. К слову, отдельные фрагменты кирпича древнерусского времени археологи иногда встречали на разных участках парковой территории, а вот каменных строений не обнаружили на протяжении всего периода исследования.

– Следы пожара мы встречали и во время раскопок в 1986 году, но в этом месте они были сконцентрированы особенно ярко, – продолжает рассказ Владимир Литвинов. – Постепенно раскапывая жилища, мы видели сохранившиеся в земле три, четыре, а иногда и пять венцов сгоревших бревен. Примечательно, что полы были не глинобитные или утрамбованные землей, а деревянные – это говорило о зажиточности населения. Великолепно помню найденный на пороге входа в дом закрытый железный замок, полати (лежанки), плахи. Это было необыкновенное ощущение, будто пересек временную грань и попал в прошлое.

Историки сопоставили следы пожарища с событиями монголо-татарского нашествия в 1239 году, от которого пострадали Киев и Чернигов. Все найденные в 1987-м материалы датировались второй половиной ХII – первой третью ХIII века, соответственно и пожар произошел в это время.

В одном из жилищ нашли полностью сохранившуюся глинобитную печь. Это было большое сооружение в диаметре метр с лишним урезанного конуса с нижним подом, а в устье стоял целенький горшок со сгоревшим зерном. При снятии пола в другом жилище увидели большую яму, вернее то, что говорило о ее существовании. Участники раскопок пришли в восхищение и изумление одновременно, когда обнаружили в ней спекшиеся из-за высокой температуры металлические предметы: фрагменты кольчуги, навершия для рукоятий, перекрестия мечей и сабель, фрагменты доспехов, а также пластины от доспеха.

В одном из этих глиняных горшков найдено сгоревшее зерно

Все это говорило о производстве на территории нынешнего Гомеля предметов вооружения. Позже, когда Юрий Лупиненко сделал реконструкцию плас­тинчатого доспеха, стало понятно, что на тот момент таких доспехов на территории Восточной Европы, по крайней мере Беларуси и сопредельной Украины, наука не знала. Это были атрибуты западноевропейской культуры.

При раскопках также находили керамику, металлические ножи, пряслица (насадки на веретено), фибулу пальчатую (застежка для одежды, служащая одновременно украшением). Владимир Адамович помнит, как, выбирая уголь в одном из сгоревших жилищ, обнаружил с Олегом Макушниковым хорошо сохранившуюся в земле сгоревшую деревянную чашу.

На сосуде просматривался орнамент. Удалось полностью восстановить не только его, но и выцарапанную надпись на дне – «Господи, помози рабу твоему Борису». Это была одна из удивительных находок, потому что на территории современного Гомеля надписей в таком цельном тексте больше не находили ни на каких предметах, хотя они в Древней Руси встречались довольно часто.

Там, где был ров детинца

В 1988 году руководитель раскопок Олег Макушников обнаружил ров первоначального детинца (самая укрепленная и защищенная часть средневекового города, где жили князь, духовенство, городская аристократия, богатое купечество, дружина) и даже дошел до слоев милоградской культуры (культура раннего железного века, которая возникла на территории современного Гомеля около 2,5 тысячи лет тому назад). Именно с этого времени он считается заселенным людьми местом.

– Детинец размещался на береговом мысу, был защищен валами и рвами. Сегодня это место недалеко от башни Дворца Румянцевых и Паскевичей, – вводит в курс дела Владимир Литвинов. – Опоясывал его окольный город, второе по иерархии структурное подразделение, где жили ремесленники, ювелиры, какая-то часть дружины. Он находился в центральной части парка между ручьем Гомеюком и Киевским спуском. Рядом располагались посады с жилищами мелких торговцев и землепашцев. Раскоп 1988 года был небольшой по размеру, но очень глубокий – около пяти метров. В нем найдены материалы Х века и милоградской культуры, но до конца его так и не исследовали. Причина проста – существовала угроза обвала. Поэтому его аккуратно закрыли землей.

Этот орнамент удалось восстановить на сгоревшем деревянном сосуде, сохранившемся в земле

Три года раскопок и исследований были очень интересными. Они изменили представление о Гомеле. Когда была составлена карта находок, выяснились невероятные факты: город уже в Х веке занимал площадь около 15 гектаров, а в период своего расцвета, до монгольского нашествия, простирался более чем на 30 гектаров. Для сравнения: Париж в этот период был похожих размеров.

Предыдущие раскопки, проводимые в 1926 году гомельским археологом Иваном Ющенко, в 1975 году – доктором наук Михаилом Ткачевым, не имели такую колоссальную ценность, подчеркивает Владимир Литвинов. Выявлены новые ценные исторические факты о том, что город возник сначала как поселение ранних славян – носителей колочинской культуры, на смену которым пришли радимичи. Гомель вошел в состав Киевского государства, после в силу разных династических и территориальных делений оказался в составе Черниговского княжества и был сожжен монголо-татарами в 1239 году. Что касается первого письменного упоминания 1142 года – это междоусобица княжеских династий – смоленских Рости­славовичей и черниговских Ольговичей. В Ипатьевской летописи есть слова о том, что пришли смоленские Ростиславовичи, напали на черниговских Ольговичей и «взя около Гомия волость их всю».

Краевед уверен: Гомель минимум на два столетия древнее, чем считается. Обнаруженные артефакты тому подтверждение. Но пока не найдены более ранние письменные упоминания, официальную историю принято отсчитывать с ХII века. Город хранит еще немало тайн. 









Фото автора
Культура


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать