Песня называется «Прямо в рай». Музыканты из Бобруйска записали ее год назад, а клип отсняли этой осенью. В память о воинах-интернационалистах, павших и оставшихся в живых. Ютуб стал второй платформой, которая о клип почему-то споткнулась. Видеохостинг ограничил количество просмотров и закрыл комментарии.
Диплом фестиваля солдатской песни вручил Skynet народный артист России Лев Лещенко
В чем причина? Возможно, лидер группы Иван Пономарев (на фото справа) знает ответ. Ребята не раз выступали в Гомеле: они хорошие друзья «Правда Радио», недавно на его волнах представили свежий наполненный лирикой трек. Однако речь сейчас не о нем.
– Год назад вышел российский боевик «Лучшие в аду». Никакой геолокации, но стало понятно – это Украина. Ты делаешь клип на песню «Прямо в рай». Параллели не видишь?
– Быть может, в том, что любая война – это преддверие ада на земле? Чистилище своего рода. Ну а название моей песни диаметрально противоположное. Оно говорит о том, что души погибших воинов попадают в рай. Это большая отвага и великая честь – Родину защищать. Почему в клипе афганские мотивы? Хотелось напомнить о той войне. В свое время оболганной и незаслуженно забытой, я считаю… В клипе снялся сын капитана Анатолия Матяша – нашего земляка, погибшего в Афганистане. Хотя текст написан под впечатлением от событий, происходящих на Украине. Для моих армейских друзей, которые сейчас в зоне СВО.
– В нем есть строчка «мой АКМ пока еще молчит, он ждет причины…». То есть «мы мирные люди, но наш бронепоезд…»? Мы ведь видим, что происходит у белорусских границ и не только.
– У нас глава государства с трезвой головой, он понимает, что это – беда. Вопрос к нашим оппонентам. Глядя на европейских лидеров, не имеющих детей, непонятно, насколько они заинтересованы в будущем своих народов. Им же все равно, что останется, когда они уйдут. Мне не все равно. Я хочу, чтобы мои дети жили в мирной стране. У нас солдаты не воюют и матери похоронки не получают. Президенту уже только за это спасибо нужно сказать и низко поклониться.
Песни у Skynet разные. О любви и мире, о героях и пути к себе
– Интернет-пользователи сами стали делать видео на твой трек задолго до выхода клипа. Кадры, на которых, судя по всему, руины «Азовстали», появились, как ни странно, на ютубе. Вам ведь он кислород частично перекрыл?
– Песню не задушишь. Этой весной в Ставрополе мы с ней попали в десятку финалистов международного патриотического песенного фестиваля-конкурса «Солдатский конверт», куда было прислано более шестисот заявок. Диплом нам вручил председатель фестиваля – народный артист России Лев Лещенко.Что касается видео, которое сделал один из наших фолловеров… Я догадываюсь, кто автор. Это бывший бобруйчанин. Парень живет в Израиле, в Хайфе. Ездил в Донбасс, был в Донецке, сам снимал. У него жена украинка. Киевский режим он не поддерживает.
– Как твои сослуживцы попали в зону СВО?
– Они в разное время уехали в Россию. Кто-то семью создал, кто-то из-за работы остался. У них российское гражданство и контракт с Минобороны с начала спецоперации. Мы выходим на связь, но редко по понятным причинам.
– О чем рассказывают?
– Не о деталях СВО. Хотят, чтобы побыстрее все закончилось. Домой хотят поскорее. При этом очень сильный настрой на победу. Верят, что воюют за правое дело. И не забывают о своих белорусских корнях. У одного из них позывной Русский Белорус.
– Август 2020-го. Беларусь. Попытка госпереворота. Страна выстояла, жизнь пошла своим чередом, и уже в сентябре «Правда Радио» пригласило группу Skynet на свой день рождения. Среди гомельчан, пришедших на концертную площадку, было много молодежи. Ты сказал: «Давайте будем патриотами!» Это прозвучало очень искренне…
– У меня разные друзья. Кто-то достаточно высокий пост занимает, кто-то на предприятии трудится. Но когда случился этот мятеж, они практически как один сказали: «Нужно будет, пойдем в военкомат, пусть призывают. Станем плечом к плечу с оружием в руках страну защищать…»
– Многие из тех, кто выходил на улицы «за все хорошее против всего плохого», не понимали, в чем они участвуют…
– Слишком много было лживой информации, фейков. Кто-то был дезориентирован этим потоком. Сегодня немало критики в адрес советской пропаганды. А ведь она учила быть патриотами. Через газеты, через кинематограф. Моему старшему сыну 13 лет. Он не смотрит «Человек-паук», ему неинтересно. Он смотрит такие фильмы, как «Иваново детство» или «Судьба человека». Нужно ценить и сохранять то, что есть. Для того чтобы что-то строить в будущем. Хочешь сделать жизнь лучше – трудись. Не нужно никуда уезжать – от себя не убежишь.
– У тебя двое сыновей, младшему три года. Он уже знает, что такое родина?
– Сейчас для него это мама, папа и старший брат. По мере взросления в границы этой родины будет попадать окружающий его мир. Истоки всего в семье. В моей было пятеро детей. Я рос в атмосфере любви, добра и абсолютного понимания того, что все люди – братья. Белорусы, русские, украинцы, узбеки, таджики… Хочется, чтобы вернулось то братство народов, которое сегодня потеряно.
– Твоя семья – это династия военных…
– Отец служил в химвойсках, какое-то время – в группе советских войск в Германии. Подавал рапорт на командировку в Афганистан. Но в военкомате ему сказали: «Пономарев, ты на кого детей хочешь оставить?» Нас тогда уже было четверо. Служба старшего брата прошла на Северном флоте, на стратегических подлодках. Средний брат – ракетчик. Меня же призвали на службу в бригаде спецназа сил специальных операций, часть базировалась в Марьиной Горке. В клипе для меня было важным показать связь поколений. И те жертвы, на которые шли наши сверстники, защищая Родину в разные годы. У нас героическое прошлое. Великая Отечественная война – это такой сплав горя и крови! И нам до конца своих дней нужно быть благодарными тем, кто отдал свои жизни, как пел Высоцкий, за «право беспошлинно видеть восход».
– Ты не боишься открыто заявлять о своей гражданской позиции? Хотя бы потому, что у тебя есть опыт сотрудничества с западными музыкальными лейблами. Вдруг там не поймут?
– Музыканты, которые работали с группой Skynet, меня понимают и принимают мою позицию. Они против эскалации любых конфликтов и тоже хотят жить в мире. Что же до остального… Перестал бояться в 20-м году, когда мне и моей семье откровенно угрожали физической расправой. Обещали с нами разобраться, когда придут к власти. Ушибленные люди, я считаю. Впрочем, привык давать второй шанс для работы над ошибками. Рок-музыка – это бунтарский дух, это протест. Однако не тупой и бессмысленный. Мои песни в основном о любви. Но есть те, в которых хотел бы сказать о неприятии западной идеологии и лицемерия.
Кирилл Матяш, сын капитана Анатолия Матяша, на съемках клипа
Мысли вслух
После вывода советских войск из Афганистана вдруг разнеслось: эта война была не нужна. Для вернувшихся «из-за речки» живыми и родных тех, кого вернули в цинковых гробах, это стало подобно ножевому ранению в сердце.
Война не нужна никогда. Это если весь мир стоит на стороне добра. Вот только новостные ленты свидетельствуют об обратном. Сегодня Украину изнутри просто пожирает вселенское зло: о «мертвых москаликах» говорят будущие граждане этой страны, едва достигшие детсадовского возраста. С улыбкой и по-детски картавя. Такими видео с подконтрольных Киеву территорий полны социальные сети.
Конечно, можно прикинуться телеграфным столбом, окопаться и развесить чашечки, делая вид, что тебя это не касается. Равнодушно смотреть, как в души одних маленьких украинцев вселяют ненависть, в то время как имена других появляются на Аллее ангелов в Донецке. Не сопереживать происходящему на Ближнем Востоке, когда множится количество жертв с обеих сторон арабо-израильского конфликта. И уж, конечно, не сочувствовать японским рыбакам, которые больше не могут ловить осьминогов у Южных Курил из-за антироссийской политики своего государства. Только самому себе все равно придется дать ответ: человек ли ты, гражданин ли? Или же телеграфный столб…
Фрагмент клипа «Прямо в рай»