Вверх
За кулисами: Горькая геометрия
В областном драмтеатре презентовали комедию «Горько!». Режиссер Татьяна Аксенкина рассказала, чему учила молодых актеров, что изменила в пьесе Валентина Катаева «Квадратура круга» и почему в постановке так много коричневого цвета. — Сюжет разворачивается в двадцатых годах прошлого века. Чем это время может быть нам интересно? — Вроде бы прошло столько лет, но многие проблемы не потеряли актуальности. Скоропалительные браки, квартирный вопрос: героиня, может, и вышла замуж из-за жилплощади. Работу над пьесой начали с изучения этого времени. Ведь многие ребята еще совсем молодые и не знают, что такое, например, красный уголок. Я же была пионером и очень переживала, когда распался Союз. Тогда казалось, что это ужасно. А потом открылось много трагического из этого периода. Но мы этим переболели. Думаю, лет десять назад эта постановка смотрелась бы по-другому, а сейчас в ней можно увидеть что-то светлое, ностальгическое. Не хочу никого обижать, но в современной драматургии много разрушающего материала. А мне хотелось сделать легкую постановку для молодежи. К тому же это комедия положений, выгодный ролевой материал. — А как зрители восприняли премьеру? — Их больше впечатлили именно советские, идейные места, что было видно по реакции зала. Хотя мы думали, что веселить будут другие вещи. — Режиссеры любят добавлять в пьесы что-то свое. Одни для того, чтобы сделать постановку более кассовой, другие — потому что имеют свое видение. А в «Горько!» есть ваши новшества? — В моей постановке появились два контрастных персонажа. Пионервожатая как признак того времени, яркий выразитель идейной комсомолки. И певица — воплощение женственности, которую отрицал коммунизм, когда все были товарищами. Ее образом хотелось подчеркнуть, что во времена НЭПа открылись рестораны, казино, появилась свободная торговля. Люди после голода и войны чуть-чуть вздохнули, и, когда вышли из чего-то страшного, захотели радоваться. В этот период Катаев написал «Квадратуру круга». А также предложил своему брату Евгению Петрову и его соавтору Илье Ильфу в качестве сюжетной линии романа «Двенадцать стульев» взять историю о зашитых в стул бриллиантах. — Спектакль вы поставили за месяц. Не разочаровали молодые актеры? — Ребята меня очаровали. Они горят, у них столько творческой энергии. Бросаешь идею, и она прорастает. В Гомеле сейчас формируется удивительная молодая труппа. — Хотелось бы отметить декорации. Помимо внешнего антуража что-то в них еще вкладывали? — Это сплошная геометрия любви. Там есть витражное круглое окно: с одной стороны это циферблат, а с другой — окружность, вписанная в квадрат. А квадратура круга — нерешаемая задача. Квадрат — это четыре персонажа, которые встретились и разбились на два треугольника. Конструкция должна была крутиться, но технически сделать это не удалось. Еще есть велосипед, о который все спотыкаются. Идея оформления сцены принадлежит Татьяне Стысиной, которая хорошо известна в театральных кругах. Она и декоратор, и художник по костюмам. Получилось стильно и сдержанно. Мы так и задумывали, чтобы картинка была похожа на старую коричневую фотографию. Культура