Автор книги могилевчанин подполковник в отставке, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин университета продовольствия Федор Свинтицкий давно и плодотворно занимается темой форсирования Днепра в районе Лоева в октябре 1943-го. Федор Алексеевич неоднократно приезжал в горпоселок, изучал документы и материалы в музее битвы за Днепр, общался с его коллективом.
В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в подмосковном Подольске Федор Алексеевич работал в течение трех лет. Результатом стала эта книга.
Немало интересного открыли для себя на презентации книги “Лоевский плацдарм” студенты исторического факультета ГГУ имени Ф. Скорины, прибывшие в музей вместе с деканом Николаем Мезгой.
Федор Свинтицкий, автор книги “Лоевский плацдарм”:
— Плацдарм, на котором бы разместились войска и дальше повели наступление, пытались создать и ранее, но удалось это только в районе Лоева, когда Рокоссовский принял гениальное решение. Увидев, что в районе Гомеля нет продвижения наших войск, он решил переместить их южнее и форсировать Днепр от Лоева до Радуля, на 20-километровом участке фронта.
Некоторое представление о том, что происходило в октябрьские дни 1943-го в районе Лоева, дают таблицы, которые приводятся в монографии. К примеру, боевой и численный состав 65-й армии на 15 октября 1943-го составлял 50 тысяч человек. Форсирование Днепра было тяжелейшей задачей. Предстояло взять высокий правый берег, а ширина реки около 400 метров.
Немцы не заметили передвижения двух стрелковых корпусов. И на фронте протяженностью в 20 километров четыре стрелковые дивизии одновременно форсировали Днепр: 106-я — рядом с Лоевом, южнее находилась 193-я дивизия, еще южнее, в районе деревни Щитцы, — 149-я; в районе Радуля — 69-я.
Три штурмовых батальона из четырех смогли захватить плацдарм. Батальоны возглавляли капитан Геннадий Гордополов, майор Владимир Нестеров и капитан Иван Кулешов. А из 149-й дивизии сумели переправиться и зацепиться за плацдарм только семь смельчаков. Они были из штрафной роты, погибли все, кроме лейтенанта Николая Балакина, который возглавлял группу. Он был захвачен в плен и освобожден только в мае 1945-го… Основной упор делался на стрелковые батальоны, усиленные противотанковыми ружьями, гранатами, 45-миллиметровыми пушками.
После захвата плацдарма нужно было переправлять оружие, технику. Для этого требовались штатные средства. А только один боекомплект 65-й армии — это 4200 тонн снарядов, оружия. Этот боекомплект уходил за один день боя. Задачу по подтягиванию резервов выполняли инженерно-саперные и понтонно-мостовые батальоны. На плацдарм было перемещено по два танковых и кавалерийских корпуса, а также артиллерийский корпус прорыва.
Потери 16-й воздушной армии, обеспечивавшей форсирование, приходятся именно на вторую половину октября. К примеру, 6-й истребительный авиационный корпус потерял в тех боях 42 самолета, 29 летчиков погибли, только пятеро сумели выжить…
Владимир Клыго, участник форсирования Днепра:
— Наша 106-я дивизия вышла в ночь с 23 на 24 сентября 1943 года в районе, где теперь находится монумент Дружбы. Из трех стрелковых батальонов остался лишь один. В украинской Сеньковке было первое пополнение, человек 200… Начали форсировать Днепр примерно в 5.30 утра. Стоял туман. Наш 188-й Аргунский полк переправлялся третьим отрядом. До середины реки добрались — ни выстрела. А когда стали приближаться к правому берегу, немцы стали чаще выбрасывать ракеты. Бесспорно, противник не ожидал, что вдруг пойдет в наступление столько наших солдат. К исходу дня 16 октября части нашей дивизии освободили Лоев.
Константин Мищенко, заместитель директора областного музея военной славы:
— Десятилетия прошли после Великой отечественной войны, но еще много недосказанного, белых пятен. Немало написано о грандиозной битве за Днепр. Однако о таком важном стратегическом плацдарме, как лоевский, у нас, к сожалению, до недавнего времени было мало информации. Монография Федора Свинтицкого помогает устранить этот пробел.
Римма Стадникова, директор лоевского музея битвы за Днепр:
— Ценность книги Федора Свинтицкого в том, что она написана на архивных материалах, с выкладками и аргументацией. Отдельная глава в книге посвящена героям форсирования Днепра. Борис Цариков, Семен Попов, Петр Акуционок… Их имена не подлежат забвению.