Три часа за мольбертом
Учебное заведение располагается в Сельмашевском микрорайоне, где с конца прошлого века его приютило двухэтажное здание детского сада. Скромность в обустройстве интерьера не мешает почувствовать: тут живут настоящие художники.
Дарья Семчук "Эпохи", 2011
Несмотря на желание молодежи связать жизнь с экономикой, юриспруденцией и другими земными специальностями, спрос на учебу в колледже не падает. Это подтверждает средний конкурс в три человека на место. При этом директор Елена Зейбек подчеркивает: обучение не каждому по силам.
Творчество ведь на самом деле складывается не из «эфира», а из силы воли и прочих будничных вещей. Один учащийся как-то потребовал отдельный угол вне аудитории, где бы мог дождаться прихода музы. Ему пошли навстречу. Но пока молодой творец пребывал в ожиданиях, по итогам сессии его отчислили. Правда, потом он восстановился и учился уже как все.
За мольбертом студенты в среднем проводят по три часа в день, иной раз до восьми доходит. Без усердия не обойтись. Ведь прежде чем
нарисовать руку, надо изучить анатомию. А чтобы запечатлеть пейзаж — сделать двадцать этюдов дерева, посмотреть, как с натуры пишется вода. В композиции восемнадцатого века нужно с исторической достоверностью показать архитектуру, мебель, одежду. И уже после отработки технических навыков можно начинать фантазировать.
Сергей Ашуха "Времена года", 2011
Елена Талимоновна убеждена: даже если человек талантлив от природы, способности надо развивать. Без подготовки, на уровне интуиции нереально овладеть законами геометрического построения и перспективы. Без минимальной базы также невозможно поступить в колледж. Проще в этом плане выпускникам художественных школ. Остальным необходимо пройти подготовительную программу.
Начать учиться рисовать никогда не поздно, уверены педагоги. В колледже уже четыре года работают курсы для взрослых, где можно встретить и тех, кому за шестьдесят. Энтузиасты занимаются в течение года по субботам четыре академических часа. Группа сама решает, что будет изучать: живопись маслом, классический академический рисунок или акварельную живопись и батик. Среди слушателей есть родственники учащихся: когда дети или внуки пошли грызть гранит художественной науки, им этого тоже очень захотелось.
Кстати, с весны в колледже будут набирать малышей 5 — 6 лет для индивидуальных занятий, а также 6 — 10 — для групповых. В перспективе здесь планируют открыть художественную школу. В связи со спросом и неминуемым расширением педагогам хотелось бы переехать в более просторное здание, где бы можно было также организовывать выставки работ учащихся.
Колледж единственный в стране, куда сейчас можно поступить и после одиннадцати классов. Из трех отделений «Графический дизайн», «Станковая живопись» и «Декоративно-прикладное искусство. Художественный текстиль» на последнее набирают раз в четыре года: для образовательного процесса требуется специализированное помещение — мастерская со станками для ткачества, приспособлениями для гобеленов и батика.
Владислав Близнец "Энеида Навыворот" , 2012
Геометрия чувств
Не делают ли современные технологии изобразительное искусство бездушным, спрашиваю у преподавателя специальных дисциплин Юлии Зубрицкой.
— Такая проблема есть, но мы учим ребят относиться к компьютерным программам как к инструментам. Поэтому идеи они сначала переносят на бумагу, а уже одобренный эскиз — на электронный простор. Важно не увлекаться красивостями, шрифтами, а прежде всего ориентироваться на идею. Это главное.
— Одно недавнее исследование рекламного рынка нашей страны показало: большинство продукции, созданной, чтобы пробуждать интерес к товару или услуге, на самом деле не только не работает, но и вредит. Как вы к этому относитесь?
— Сейчас немало учебных заведений выпускает дизайнеров. Бывая на проверках, зачастую отмечаем уровень кружка, соответственно профессионалами таких выпускников назвать сложно. И эту проблему мы пытаемся обсуждать на педагогических конференциях.
— Есть другой момент: когда заказчику предлагают что-то выдающееся, но он не в состоянии это оценить. Можно привести в пример невзрачную, консервативную упаковку на наших продуктах.
— Мы настраиваем учащихся не делать в угоду заказчику плохо, а, даже если у него не очень хороший вкус, постараться убедить согласиться на качественный вариант. К тому же нередко хорошая вещь все-таки нравится.
— А где вы подпитываетесь идеями?
— Стараемся ездить по стране и за рубеж. Приглашаем профессионалов на мастер-классы. Например, к нам приезжала педагог из московской школы акварели Сергея Андрияки. А недавно посетил белорусский дизайнер шрифтов Алексей Коваль. Я сама два года назад стажировалась в Польше, куда из двух стран отобрали по восемь участников. Мы подготовили совместный проект на основе этномотивов, которые сейчас очень популярны в Европе. В целом по отношению к ней мы опаздываем, но при этом за последние пять лет белорусы чаще стали побеждать в международных дизайнерских конкурсах. Вообще держим руку на пульсе. Ведь если станковая живопись относится к неизменной классике, то в дизайне очень быстро меняются материалы, подходы, техники. Это еще двадцать лет назад оформитель мог обойтись линейкой, ножницами, карандашами и гуашью.
— Можно ли отставание в дизайне связать с тем, что в средних школах исключили мировую художественную культуру? На себе это ощущаете?
— Этот предмет учит отличать красивое от некрасивого, произведения искусства от популярной культуры. А рисование помимо фантазии развивает участки головного мозга, ответственные за пространственное мышление, помогает даже геометрию освоить. Стимулирует эмоциональную сферу, учит сопереживать и чувствовать. В обычной школе эти предметы нужны, чтобы воспитать хорошего зрителя и выявить способных учеников.
А далее наша задача развивать талант. Со своей стороны мы тоже почувствовали разницу, когда ребят приходится учить тому, с чем они могли бы познакомиться ранее. Недавно появилась информация, что со следующего учебного года в школы вернут мировую художественную культуру. Это обнадеживает.
Анастасия Рябишникова "Тарас на Парнасе", 2012
Куда путь держите?
Елена Зейбек отмечает: как бы ни сложилась жизнь выпускников, они остаются творческими людьми, что выражается пусть даже в таких вещах, как выбор интерьера или одежды. Многие поступают в профильные вузы Беларуси, России, Польши, Литвы, Германии, Франции, Чехии.
Уже восемь лет наряду с обычными ребятами в колледже учатся студенты с нарушениями слуха. Один из них продолжает учебу в московском специализированном университете, другой — в нашей академии искусств.
Выпускники устраиваются в сферу графического и веб-дизайна, создают одежду. Профессиональная тропа приводит к преподавательской деятельности. Елена Зейбек и Юлия Зубрицкая также окончили колледж. А вот свободных художников гораздо меньше.
Плакат из проекта “Маска” Юлии Зубрицкой
Елена Лаврук четвертый год изучает искусствоведение в Московском государственном институте культуры и искусств, специализируется на межкультурных коммуникациях. Интерес к теоретической специальности ей привили в колледже.
Несмотря на большие ожидания от большого города, Елена планирует вернуться в Гомель, а отличным для себя вариантом считает музей дворцово-паркового ансамбля, где проходила практику. Столичная жизнь интересна посещением выставок и театров, но желание быть ближе к дому перевесило. Елена отмечает, что устроиться в столичные галереи непросто. В довесок к чисто профессиональным знаниям нужно в совершенстве владеть несколькими языками.
Владислав Хвостов после изучения в колледже графического дизайна отправился получать высшее образование по тому же профилю в Белорусскую академию искусств. Второй год параллельно работает в дизайнерской компании. Уверяет, что занимается вдумчивыми качественными проектами, которые коммуницируют с потребителем, имеют смысл и идею.
Его коллега по академии и также выпускница колледжа Екатерина Ковалева, обучившись живописи, переключилась на монументально-декоративное искусство. Сейчас постигает тонкости росписи витражей, создания фресок и всего, что предполагает масштаб. А связать жизнь Катя хочет с дизайном интерьеров квартир и ресторанов.
Стодорева Вера, серия плакатов на экологическую тему, 2012
Александр Винокуров, 2013