У каждого оберега своя цель, а потому всегда оговаривается, где он должен находиться и можно ли с ним играть малышу
Безликая, но счастье приносит
А начали их делать наши предки еще с языческих времен, чтобы защититься от стихий и горестей. Первых кукол изготавливали из золы, взятой из костра, когда еще не было печей. Считалось, что угли сохраняли энергетику домашнего очага. Оберег украшали орнаментом, по которому можно было определить, где корни семьи. Нехитрую вещицу передавали с наилучшими пожеланиями детям и внукам.
Кукла оберегала, защищала, обучала, исцеляла, приносила урожай и служила игрушкой для малышей. А чтобы она не стала одушевленной и не начала наносить вред и порчу, ее лицо перематывали крестом красного цвет. Позже защитная метка переместилась в область груди, где, как считали предки, жила душа.
Кукла, которая очищала, одна из немногих имела ножки. Если дом посещали ненастья, хозяйка открывала окно и выметательными движениями выдворяла их из дома. Девка-баба представляла собой двойной перевертыш и напоминала о скоротечности молодости. А также о том, что надо успеть запастись знаниями.
Каша — перевязанный нитками мешочек. Девочка могла одевать и украшать эту куклу на свой вкус. Смысл игрушки был в том, чтобы передать бытовые навыки. Кукла размером с чугунок выполняла функцию мерки, по которой маленькая хозяйка определяла, сколько насыпать крупы и наливать воды, чтобы получить хорошую кашу.
Загадочных Лихоманок делали в количестве двенадцати штук и подвешивали на печь. На каждую при изготовлении мастер наговаривал какой-то недуг. И когда ночью, как считали люди, во время сна в дом залетали болезни, они видели свои прототипы, притягивались и по-глощались ими. Через полгода обереги сжигали.
Домовенок приносил в дом благополучие
Водили хороводы, читали молитвы
Об этих удивительных куклах и забытых традициях белорусов хорошо знают сотрудники Стреньковского районного центра ремесел в Рогачевском районе. Обережной тематикой здесь увлеклись десять лет назад, чуть позже появился музей белорусской куклы. Методист-мастер Ольга Ткачева отмечает: поначалу сведений было совсем мало. Но как часто случается, при желании и помощь приходит. Вот, к примеру, жительница Калуги, отдыхавшая в местном санатории, показала, как изготовить куклу Благодать.
Кое-что рассказывали пожилые жители района и других областей. Бабушка из Могилева вспоминала, как делали Макредину и закапывали на пригорке за деревней. Смысл был в прекращении дождя.
Сама Ольга Ткачева с Украины и в детстве на родине вместе с другими ребятами весной изготавливала похожую на нашу красно-белую двойную куколку. Ее сначала носили на комсомольском значке или октябрятской звездочке, а потом вешали на плодовое дерево и загадывали желание. У славян встречаются похожие мотивы. В Молдавии нашим Мартыничкам соответствовали Мартишоры.
А Суховея вызывала дождь. Она, как и многие ее обрядовые “коллеги”, могла быть локтевой и ростовой. Куклу делали в семи дворах. Одевали в одежду цвета выжженой травы, на руки вешали рушники, вымоченные в росе на Купалье. На куклу начитывали молитвы и водили с ней хороводы.
В Рогачевском районе проводили обряд “Михаловская свеча”. Всей деревней люди собирались в доме, где чередой шли несчастья. Из воска лепили свечу, намаливали ее, устраивали посиделки с песнями и танцами. В этот день сельчане также договаривались, кому ее понесут в следующем году.
Хранители традиций Татьяна Цырикова, Валентина Киптенко и Ольга Ткачева
Катись, колесо
В разные периоды, начиная с принятия христианства, интерес к кукле то затухал, то возрождался, отмечает младший научный сотрудник Стреньковского центра ремесел Татьяна Цырикова. Вот и сейчас она на подъеме. В сувенирном магазине Гомельского дворцово-паркового ансамбля рогачевские обереги пользуются спросом. Часто люди спрашивают, есть ли что-нибудь от пьян-ства?
Самый большой ассортимент представлен в Стреньковском центре ремесел. Для продажи изготавливают самые ходовые модели. У Благодати можно попросить столько благ, сколько нужно для себя и для других. Кукла, у которой всегда подняты руки, помогает сохранять силу духа. Желанница осуществляет задуманное, но к ней надо пришить что-то вроде пуговицы. Это намек, что и самому для будущего благополучия надо хоть что-то сделать.
Спиридон-солнцеворот, держащий в руках колесо, — единственный мужчина в кукольной линейке. С его участием, только не в пальчиковом, а в ростовом варианте, в день зимнего солнцестояния проводился обряд: с пригорка спускалось обернутое соломой горящее колесо. Считалось, что оно уносит невзгоды.
Связанных одной рукой неразлучников дарят для неразрывности брачных уз. А когда появляется младенец, подвешивают пучок красных ниток. Раньше такой оберег дарили на свадьбу, размещая на видном месте в повозке. Если в сторону супругов кто-то посылал негатив, завидовал, кукла подобно радиопеленгу перехватывала недоброе послание и нейтрализовала злой умысел.
Обряд “Выкуп невесты” также популярен у современных молодоженов. На станке, которому двести лет, будущая жена ткет рушник и дарит его сватам. А после выкупа вместе с женихом изготавливает неразлучников.
Ручная работа директора центра Валентины Киптенко
Во что веришь, то получаешь
Куклу нужно делать за раз, подчеркивает Татьяна Цырикова. Ведь в этот момент ей передается энергия мастера. Обереги создают без применения ножниц и иголки, чтобы и в жизни ничего не кололо и не резало. В процессе работы что-то хорошее можно проговаривать вслух или про себя.
Раньше обереги изготавливали из старой одежды. Главное, чтобы носивший ее человек не болел, так как через куклу, которая была проводником, могла передаваться плохая энергия. Детям и взрослым, которые приходят в центр ремесел на мастер-классы, советуют приносить вещи с приятной историей. А для кукол, которых изготавливают на продажу, ткань покупают. Важно, чтобы она была яркой и ни в коем случае не синтетической.
Почему же люди так верили этим безликим предметам? Ольга Ткачева отмечает — и в Библии сказано: человеку дается по вере его. Только загадывать надо что-то нематериальное. Сотрудники центра ремесел при этом добавляют: их дело ничего общего не имеет ни с ворожбой, ни с приворотами. Но попытки передать информацию о плохих куклах от людей, которые практикуют черную магию, были. Правда, здесь этот пласт поднимать никогда не будут. Задача центра — изучать и сохранять традиции, которые несут добро и счастье.
Стреньковский районный центр ремесел создан в 2004 году. Четыре года назад на средства ПРООН здесь открыли экомузей “Беларуская лялька”, а также закупили печь для обжига глины, костюмы для коллектива Дома культуры. Сотрудники развивают забытые ремесла. В кружках ребята занимаются резьбой по дереву, изготавливают сувениры из соломы, глины, бисера и кожи. Директор центра Валентина Киптенко отмечает, что дети приходят с охотой.