Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

ЗМ_Гомельская-правда_816х197.jpg

Возможно, статуэтка Паскевичей имеет куда большую ценность, чем считалось ранее

6435 0 00:46 / 24.07.2015
Изящную беломраморную скульптуру, украшающую экспозицию Красной гостиной Дворца Румянцевых и Паскевичей, следует называть не “Похищение сабинянки”, а “Похищение Елены”. 
4E6A1525.jpg
Скульптурная группа состоит из трех человек: двух мужчин и одной женщины. Главный герой, в греческом шлеме и с мечом на бедре, держит в объятиях изящную обнаженную женщину. При этом он переступает через пригнувшегося человека с веслами в руках. Основанием группе служит плоская платформа, в которой угадываются очертания лодки. Волнистые линии по нижнему краю обозначают волны. 
В сохранившихся описях дворцовой наличности Паскевичей статуэтка проходит как “группа”, без указания каких-либо подробностей. А вот в музейной документации за 1923 год появляется запись о том, что это “скульптурная группа из белого мрамора, маленькая, “Похищение сабинянок”, римский воин, прижав коленом распростертого мужчину, держит сабинянку. Неизвестного скульптора”. 
Статуэтка Паскевичей могла быть создана одним из известных европейских классицистов, например, французом Фальконе или итальянцем Кановой 
Раскрывая сюжет того или иного похищения, художники пользуются общепринятой схемой: схватив в “объятия” сопротивляющуюся женщину, мужчина, играя мышцами, тащит свою “добычу”. Самыми излюбленными сюжетами для художников были “Похищение Прозерпины”, “Похищение Елены”, “Похищение сабинянок”. Сходство изображений налицо, но сущест­вуют и различия. Например, если речь идет о Прозерпине или Персефоне, то в скульптуре присутствует фигура еще одной женщины — служанки, домашние животные, колосья. Если о Елене — у ее ног мужчина-гребец, есть корма лодки, море. Рядом с сабинянкой — мужчина (по легенде муж похищаемой), цепляющийся за жертву, городские стены, лежащие в беспорядке кувшины и фрукты.
По легенде, Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, была похищена воспылавшим к ней любовью богом подземного мира Плутоном. С тех пор она пребывает по полгода на земле и под землей. 
Похищение сабинянок — легенда из истории Древнего Рима. Когда был основан Рим, среди его жителей не было женщин, а соседние племена не хотели заключать браки с римлянами, известными своим разбоем. Первый царь Рима Ромул прибег к хитрости: устроил праздник Консуалий, на который пригласил соседей — сабинян. В разгар веселья, по знаку Ромула, рим­ские юноши похитили сабинянских женщин. На всех известных нам изображениях фоном служит пейзаж с городскими стенами. Море при этом не изображается. Ни о какой любви или “неземной” красоте героинь не может идти речи. Ведь в соответствии с планом царя Ромула действие происходит во время пира неожиданно, в чрезвычайно резкой и грубой форме. 
Похищение Елены относится к мифам Древней Греции. Безмятежная жизнь спартанского царя Менелая и Елены длилась около десяти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис, которому Афродита обещала самую прекрасную из женщин — Елену — в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь. Парис, пользуясь отсутствием Менелая, увозит Елену в Трою. Согласно популярной версии мифа, Афродита сама внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться. Во всех произведениях искусства, именуемых “Похищение Елены”, море, лодка или ожидающий мужчина-гребец с веслами изображаются обязательно. Все это есть в скульптуре Паскевичей. 
Приведем еще аргументы. Скульптура из дворца Румянцевых и Паскевичей обнаруживает значительное сходство с работой Филиппа Бертрана “Похищение Елены”, которая находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Не отрывая глаз от прекрасного лица девы, уверенный в победе, молодой воин переносит свою добычу на корабль, чтобы быстрее уйти от оскорб­ленного мужа, от чужого берега. Фигуры полны динамики, стремительного действия. Пластика движения подчеркивается энергичными спиральными завитками одежд. Все изображение дано в соответ­ствии со стилистикой барокко. При том, что прототипом являлся оригинал 430 — 420-х гг. до н. э. греческого скульптора Кресилая, Филипп Бертран создал произведение в духе своего времени. Можно только предположить, как выглядело “Похищение Елены” в эпоху эллинизма! 
6b2f189aab0ed61d427ad338249ea019 - копия.jpg
О том, что наша скульптура создавалась позже, уже во времена классицизма, говорят более спокойные линии, упорядоченность масс, подчерк­нутость изящества женской фигурки и мужественности героя и т. д. Для уравновешенности композиции в руке миниатюрной женщины появляется наполненное воздухом покрывало. Лицо дамы почти невозмутимо. Происходящее вполне согласуется с ее чув­ствами. Перед нами разыгрывается прекрасная любовная сцена. 
Возможно, в скором времени, продолжая исследование скульптуры, можно будет говорить о более точном времени и месте ее создания. “Похищение Елены” Паскевичей вполне может быть создано одним из известных европейских классицистов. Французу Этьену Морису Фальконе и итальянцу Антонио Канове, например, очень удавались сентиментально-лирические произведения в духе классицизма XVIII века. Как знать! 
И, наконец, немаловажным фактом служит открытка, изданная в первые годы суще­ствования музея, где белым по черному написано: “Гом. Дзярж. Музей. Статуэтка мармур. Пахiшчэньне Гэлены”.
Так что можно смело утверждать: в Красной гостиной дворца Румянцевых и Паскевичей представлена скульптура “Похищение Елены”, а не “Похищение сабинянок”, как считалось многие годы. Не забудьте убедиться в этом сами во время посещения музея!
Культура
Горин_сайт2 — копия.jpg

изображение_2024-10-01_152202589.png
Мозырь.jpg

гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт2 — копия.jpg