В разговорах опытных водителей часто слышала упреки в адрес пешеходов: переходят дорогу, не глядя по сторонам, возникают в темноте как черт из табакерки, не носят фликеры. Недавно в семье появился автомобиль, и я взглянула на дорожную ситуацию с пассажирского сиденья. Скажу честно, ужаснулась. Страшно ездить! Пешеходы так и норовят прыгнуть под колеса, считая себя бессмертными.
Однако переживаю в первую очередь не за них. Тревожусь за моего водителя — 18-летнего сына, который недавно получил права. И он не единственный новичок на дороге. Машин со знаком 70 на заднем стекле по городу ездит немало.
Если не дай бог случится авария, кого обвинят в первую очередь? Правильно, молодого неопытного. Пешеход получит физическую травму, а водитель еще и моральную, плюс штраф, а в худшем случае — судимость.
Особенно становится страшно, когда на горизонте маячат велосипедисты. Подростки на спортивных байках не считают нужным остановиться перед пешеходным переходом. Наоборот ускоряются, рассчитывая быстрее проскочить по зебре. Думают, что пешеходный переход и зеленый свет дают им преимущество. Но зеленый свет одновременно может гореть и велосипедисту, и автомобилисту. Сама не раз была свидетелем, как двухколесные спринтеры пролетали прямо перед капотом. Чудом не произошло аварии.
Сводки ГАИ подтверждают: юные велобайкеры с завидной периодичностью попадают в ДТП. Лично мне запомнился случай в Гомеле, когда девочка-велосипедистка так спешила на занятия, что угодила под маршрутку. Школьница думала проскочить дорогу на зеленый мигающий, но не успела. Вместо занятий попала в травматологию.
Большой резонанс вызвала трагедия, которая случилась несколько лет назад в Бресте. Под колесами грузовика погиб девятилетний велосипедист. Он переезжал дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Первую полосу, по которой двигался рейсовый автобус, проскочил, а на второй его сбил груженный песком МАЗ. Суд оправдал водителя грузовика, который объективно не мог предотвратить беду.
Вряд ли ребенок не знал, что нужно слезть с велосипеда перед зеброй и катить его через дорогу. Но уже поздно кого-то обвинять. Маме сына не вернешь.
Не сомневаюсь, наших ребят и в школе, и дома учат основным правилам дорожного движения, как минимум — переходить дорогу на зеленый свет. Но теория есть теория. Пока сам не сядешь за руль автомобиля, не поймешь, каково быть водителем.
Многие подростки знают об управлении автомобилем лишь по компьютерным играм. Виртуальные гонщики носятся по виртуальным улицам как сумасшедшие, сбивая всех и вся на своем пути. Чтобы ребята почувствовали себя на месте водителя, нужно их посадить не за тренажер или симулятор, а за реальный руль. Даже ученики младших классов в игровой форме могли бы изучать правила вождения. В парке на электромобилях многие крутят руль с удовольствием.
Никто не предлагает выпускать новичков на городские улицы и выдавать права. Думаю, нужно создать учебный автодром, организовать уроки вождения с моделированием реальных условий. Вот в темноте по обочине идет пешеход без фликера — не заметишь, собьешь. Вот ребенок выбежал на дорогу — затормозить за секунду не получится. Железный конь — не Сивка-Бурка.
К слову, хороший обучающий центр, только по безопасности жизнедеятельности, создан на базе Гомельского лицея МЧС. Здесь школьники приобретают навыки правильного поведения в разных чрезвычайных ситуациях.
Если организовать уроки по вождению, может, до кого-то из ребят дойдет: пешеход не всегда прав. Попробовав себя в роли водителя, дети и подростки начнут правильно переходить улицу, и, глядишь, аварийных ситуаций станет меньше.