Русский педагог Константин Ушинский точно сказал: «Сам ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний». Значит, сегодня этой системы нет. Но необходимость в ней огромна, ведь каждые пять лет количество данных удваивается, мозг же человека по возможностям остается прежним. Еще в XVIII веке французский философ Гельвеций так обозначил путь педагогики: «Знание некоторых принципов заменяет незнание многих фактов».
Прежняя система школьных знаний была построена на принципах диалектического материализма. В учебниках любая область науки показывалась как многосторонний процесс, эволюционно доходящий до определенной фазы и отрицаемый при революционном развитии. Этот взгляд позволял советским специалистам сочетать широту обзора с глубиной анализа явлений. Можно ли сегодня считать эти принципы устаревшими?
Существует стереотип о том, что понимание процессов нужно только ученым. На самом деле это необходимо всем специалистам. От этого порой зависит и жизнь. Пример из медицинской практики: человека лечат от внутреннего кровотечения, вводят кровосвертывающие препараты, что вызывает образование тромба. А чтобы не допустить такой ситуации, врач должен выбрать нужную дозировку лекарства — то есть руководствоваться законом перехода количества в качество.
Нынешний учащийся, по наблюдениям моих коллег, не решается и не стремится предлагать что-то новое. Но дети не виноваты в этом. Они жертвы педагогических ошибок. Откуда взяться образному диалектическому мышлению и умению поразмыслить над процессами вместо заучивания схем, если этому не учат?
За последнее десятилетие количество учебных часов дисциплин социально-гуманитарного блока в вузах сократилось вдвое, философию преподают в течение одного семестра и сдают в формате не государственного экзамена, как раньше, а дифференцированного зачета. При одном уроке в неделю обществоведения в школе не осталось и следа от преподавания диалектики как одного из самых эффективных инструментов познания. Зато нашлось место для большого параграфа «Брачный договор» и вопроса для ученика 11-го класса о его отношении к нему.
А что касается ЦТ, на мой взгляд, оно направлено на выяснение заумных частностей и не позволяет оценить знание взаимосвязи частей и целого. Многое решает быстрота реакции и информированность в каких-то узких вопросах. В результате в вуз может не поступить умеющий размышлять молодой человек.
Мы с коллегами считаем, что студентов надо, прежде всего, учить логике и изложению своих мыслей. Сегодня даже отличник робеет, когда нужно написать к своей работе тезисы или небольшую статью. Хочется верить, что в будущем детей будут учить по Декарту и Гегелю и объяснять за урок то, на что сейчас уходят месяцы. Когда школьников научат учиться, тогда отечественные интеллектуалы двинут страну вперед.