Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Студентов надо учить изложению мыслей, ведь сегодня даже отличник робеет, когда нужно написать небольшую статью

9840 4 03:57 / 15.09.2015
7 copy.jpgПреподаватели вузов отмечают ухудшение подготовки школьников. Трудно предположить, что молодежь стремительно поглупела. Вроде бы и полки магазинов ломятся от учебников для детей и пособий c советами для родителей, как воспитать талантливого ребенка. А по телевидению показывают конкурсы и турниры с участием эрудированных школьников. Почему же учиться стало труднее? 
Русский педагог Константин Ушинский точно сказал: «Сам ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний». Значит, сегодня этой системы нет. Но необходимость в ней огромна, ведь каждые пять лет количество данных удваивается, мозг же человека по возможностям остается прежним. Еще в XVIII  веке французский философ Гельвеций так обозначил путь педагогики: «Знание некоторых принципов заменяет незнание многих фактов».
Прежняя система школьных знаний была построена на принципах диалектического материализма. В учебниках любая область науки показывалась как многосторонний процесс, эволюционно доходящий до определенной фазы и отрицаемый при революционном развитии. Этот взгляд позволял советским специалистам сочетать широту обзора с глубиной анализа явлений. Можно ли сегодня считать эти принципы устаревшими? 
Существует стереотип о том, что понимание процессов нужно только ученым. На самом деле это необходимо всем специалистам. От этого порой зависит и жизнь. Пример из медицинской практики: человека лечат от внутреннего кровотечения, вводят кровосвертывающие препараты, что вызывает образование тромба. А чтобы не допустить такой ситуации, врач должен выбрать нужную дозировку лекарства — то есть руководствоваться законом перехода количества в качество. 
Нынешний учащийся, по наблюдениям моих коллег, не решается и не стремится предлагать что-то новое. Но дети не виноваты в этом. Они жертвы педагогических ошибок. Откуда взяться образному диалектическому мышлению и умению поразмыслить над процессами вместо заучивания схем, если этому не учат? 
За последнее десятилетие количество учебных часов дисциплин социально-гуманитарного блока в вузах сократилось вдвое, философию преподают в течение одного семестра и сдают в формате не государственного экзамена, как раньше, а дифференцированного зачета. При одном уроке в неделю обществоведения в школе не осталось и следа от преподавания диалектики как одного из самых эффективных инструментов познания. Зато нашлось место для большого параграфа «Брачный договор» и вопроса для ученика 11-го класса о его отношении к нему. 
А что касается ЦТ, на мой взгляд, оно направлено на выяснение заумных частностей и не позволяет оценить знание взаимосвязи частей и целого. Многое решает быстрота реакции и информированность в каких-то узких вопросах. В результате в вуз может не поступить умеющий размышлять молодой человек. 
Мы с коллегами считаем, что студентов надо, прежде всего, учить логике и изложению своих мыслей. Сегодня даже отличник робеет, когда нужно написать к своей работе тезисы или небольшую статью. Хочется верить, что в будущем детей будут учить по Декарту и Гегелю и объяснять за урок то, на что сейчас уходят месяцы. Когда школьников научат учиться, тогда отечественные интеллектуалы двинут страну вперед.
Мнения
Горин_сайт.jpg

bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Гость 01/01/1970 03:00
А судьи кто. Именно старое поколение построило тот мир в котором мы живем. Мир в котором за границей сейчас и вузы лучше и материальная часть совсем другая во всех сферах. Вот лично вы так переживаете за студентов, чем ваш кругозор помог людям?
Цитировать
Горностай 01/01/1970 03:00
Абсолютно согласна с заключением Владимира Николаевича. Молодые люди и абитуриенты абсолютно не умеют выражать свои мысли- то ли ЦТ виновато, то ли сознательное упрощение языка в социальных сетях, то ли недостаток чтения, то ли постоянные прыжки с одной системы образования на другую. Но скажу с высоты уже выпускницы ВУЗа: умение красиво изъясняться  приходит с горой прочитанной литературы и возрастом.
P.S. спасибо за Ваше мнение и статью. С уважением от выпускницы ГГМУ.
Цитировать
АЛЁНК@ 01/01/1970 03:00
Данная статья - хорошая:)! После её прочтения задумалась над многим..., а в частности: "Так, когда же, педагогическая система, образование будет работать над своими ошибками - что они недодали (ют), не до рассказали, недоввели и т.д. и т.п.?!" Да, и на тему - "Педагоги и студенты (ученики) = ЗНАНИЯ" можно много и долго говорить....  ;)      
Цитировать
Станислав 01/01/1970 03:00
Почему детей в школе не учат учиться?   Потому что, много времени тратят на частности и не учат главному. Автор абсолютно прав – реформа образования исключила диалектический метод изо всех учебников. Американцы великолепно владеют диалектикой, поэтому они ловко раздевают всех в торговле и в военной области. Блестящие диалектики – китайцы. Не случайно, что Китай не подписал ни одного торгового и экологического договора во имя ’’принципа’’. Только во имя своего благосостояния. Виновата такая текучесть кадров: пришел один педагог, отчитал одну-две темы предмета и ушел. Второй начал с другого места, пропустив целые разделы, а о связи частей с целым ученикам так никто и не сказал.      
Цитировать
Горин_сайт.jpg