Недавно узнала любопытный факт: в коллективе одного не очень большого мозырского предприятия трудится с десяток уборщиц и дворников и практически все с высшим образованием. Возникает логичный вопрос: что же это за производство такое, где от представителей самого неквалифицированного труда требуется столь высокий уровень образования? Можно предположить, что производство настолько высокотехнологичное, что и орудия труда у этих работников не обычные, а требующие каких-то особых навыков и подготовки.
Всё оказывается гораздо проще: орудия труда, с помощью которых обеспечиваются чистота и порядок, — самые обычные швабра, метла, пылесос. С той лишь разницей, что вполне квалифицированно управляются с ними всё больше специалисты с университетскими дипломами. И при этом их нисколько не угнетает, что, имея высшее образование, занимаются не своим делом и к тому же не соответствующим своему профессиональному и жизненному статусу. Это по большей части педагоги, есть среди них филолог, математик, преподаватель английского, детсадовский воспитатель… А вот предприятие действительно нерядовое, даже, можно сказать, стратегическое, поскольку имеет прямое отношение к транспортировке углеводородов. Для тех, кто знаком с этой сферой деятельности, присутствие в коллективе сплошь высокообразованных уборщиц и дворников многое объясняет.
Так, к сожалению, сложилось в современной отечественной экономике, что традиционно считавшиеся престижными профессии таковыми быть перестали. Вот и отправляются молодые и не очень специалисты в более хлебные места, чем школа, детсад или районная поликлиника. Оно и понятно: зарплата педагога, тем более недавнего выпускника вуза, не идет ни в какое сравнение с той, какую платят на некоторых производствах труженикам неквалифицированного и, казалось бы, совсем непрестижного труда. Обязанности же, ответственность, требования к квалификации у первых на порядок выше. Один мой знакомый недавно с удовлетворением рассказывал, что дочку, выпускницу физмата, таки "устроили" кассиром в магазин "Евроопт". К слову, среди работников торговли продавцов и кассиров с высшим образованием тоже немало. На рынках продавцы с высшим образованием тоже встречаются чаще, чем без оного.
Так может, ну его, это высшее образование? Зачем тратить пять лет на обучение, а если это платное обучение, то и огромные деньги, если по итогу дворник зарабатывает столько же, а то и в разы больше? То есть рабочий класс ценится выше, чем учителя, обучающие и воспитывающие детей, врачи, спасающие жизни. И как после подобных сравнений родители должны объяснять собственным детям, что надо учиться хорошо, чтобы поступить в институт?
Хотя справедливости ради заметим: и прежде у нас не была очень значительной разница в зарплате тружеников интеллектуального труда и тех, чьи обязанности не требовали никакого умственного напряга. Это еще с советских времен идет, когда пролетариат был объявлен гегемоном, а интеллигенция — врачи, учителя, инженеры, конструкторы, то есть практически все работники умственного труда — прослойкой между пролетариатом и трудовым крестьянством, к которой и отношение соответствующее. С зарплатой такой, чтобы ничего лишнего себе не позволить.
И в прошлом веке на любом советском предприятии были итээровцы, которые без сожаления меняли уютные кабинеты на токарные и слесарные станки. Потому что рабочий на сдельщине в месяц мог заработать вдвое-втрое больше инженера. Государство, однако, такие "понижения" не особо жаловало. А теперь жалует. В условиях нашего несовершенного рынка подобные перекосы приобрели и вовсе гипертрофические формы. По мере того как происходит девальвация высшего образования, никто специалистов с ним не удерживает. Хочешь — иди со своим красным дипломом в рабочие, хочешь — в таксисты или продавцы, а хочешь — в дворники. И ведь идут, потому как каждому хорошо жить хочется сейчас, а не потом. И наше научно-техническое отставание от развитых стран во многом, между прочим, по этой причине происходит. В развитых странах давно поняли, что прогресс двигают, прежде всего, интеллектуалы, высокообразованные специалисты.
Кто-то может возразить: нет, мол, ничего зазорного в том, если человек, чтобы хорошо заработать, не гнушается никакой грязной работы, ведь денег, как известно, никогда много не бывает. Но вот какое обстоятельство заставляет посмотреть на ситуацию с другой стороны. Не очень богатое наше государство затратило и продолжает тратить немалые средства на подготовку квалифицированных специалистов. Да и те, которые учатся на платных вузовских местах, реальную стоимость своего обучения не возмещают. А вузы продолжают штамповать специалистов, значительная часть которых так и не найдет достойного применения полученным знаниям, квалификации. Благо, если еще такой выпускник пойдет работать хоть и не по специальности, но его знания окажутся полезными. А между тем педагогов отдельных специальностей, воспитателей детсадов, врачей не хватает не только в глубинке. И никакими пряниками, кроме достойной зарплаты, их туда не заманишь.
Но, к примеру, работа с детьми — это такие профессии, где без призвания вовсе делать нечего. Профессию учителя ежегодно получают тысячи, а вот настоящими учителями становятся единицы. Не каждый сможет справиться и с кучей ребятишек в детском саду. Но в последние годы многие педвузы столкнулись с проблемой набора даже на бюджетное обучение. Соответственно и уровень подготовки таких абитуриентов не очень высок. Да и чего от них ожидать: в вуз идут не за конкретной специальностью, а за дипломом.
И в целом анализ оплаты труда в бюджетной сфере выявляет ряд проблем, разница в оплате сведена практически до минимума. Однако такое положение дел развращает одних и лишает интереса других. Ситуацию необходимо коренным образом исправлять. Согласитесь, уборщица не должна получать больше, чем молодой специалист с высшим образованием. Какую его зарплату можно считать достойной? Чтобы мог на нее нормально питаться, одеваться, оплачивать коммунальные услуги. В общем, не думать хотя бы о том, как добыть хлеб насущный.
Мне кажется, это непозволительное расточительство — выпускать дипломированных уборщиц, дворников, продавцов. Не лучше ли сделать логичное перераспределение бюджетных средств. Повысив зарплату тем же педагогам, работникам других бюджетных отраслей, можно одновременно сэкономить. Ведь у молодых людей тогда не будет желания бросить низкооплачиваемую работу, у них появится мотивация трудиться больше и лучше. Текучесть кадров снизится, а их квалификация, наоборот, будет расти. Вузам, в свою очередь, потребуется выпускать меньше новых специалистов, следовательно, средств на их подготовку тоже понадобится меньше. Не говоря уже о том, что конкурс на не очень престижные специальности увеличится, и вузовские места займут наиболее достойные.
Поспорить с автором вы можете на портале gp.by в разделе "Мнения"