На встрече с парламентариями, членами Конституционной комиссии и представителями органов государственного управления Александр Лукашенко отметил, что как глава государства считает своим долгом подробно озвучить перед народом Беларуси и международным сообществом позицию по происходящим вокруг страны процессам, сообщает БелТА.
Этап удушения
– Как мы и прогнозировали, наши недоброжелатели извне, да и внутри страны, изменили методы атаки на государство. Они преступили множество красных линий, перешли границы здравого смысла и человеческой морали. Это уже не информационная война, это гибридная современная война. Нужно сделать все, чтобы она не переросла в горячую, – сказал Александр Лукашенко. – Они перешли от организации бунтов к этапу удушения. Идет поиск новых уязвимостей, и это направлено не только на нас: мы для них полигон, экспериментальная площадка перед броском на Восток. Апробировав у нас, они пойдут туда.
Этап удушения
– Как мы и прогнозировали, наши недоброжелатели извне, да и внутри страны, изменили методы атаки на государство. Они преступили множество красных линий, перешли границы здравого смысла и человеческой морали. Это уже не информационная война, это гибридная современная война. Нужно сделать все, чтобы она не переросла в горячую, – сказал Александр Лукашенко. – Они перешли от организации бунтов к этапу удушения. Идет поиск новых уязвимостей, и это направлено не только на нас: мы для них полигон, экспериментальная площадка перед броском на Восток. Апробировав у нас, они пойдут туда.
По поводу ситуации с посольством Латвии, которое в полном составе было выдворено, белорусский лидер отметил, что наша республика поступила так, как поступает суверенное национальное государство, имеющее на это право.
Экипаж думал четверть часа
Президент рассказал, что сигнал о минировании гражданского самолета, который 23 мая летел из Афин в Вильнюс, был получен из Швейцарии. Сообщение поступило в аэропорты Афин, Вильнюса и Минска одновременно. Белорусская сторона оперативно довела информацию до экипажа самолета в соответствии с международными правилами.
– В это время самолет пересек границу Беларуси и находился в нашем воздушном пространстве. Мы довели эту информацию до пилотов самолета, вынуждены были ее опубликовать. У экипажа было время, чтобы принять решение. У нас в воздухе под угрозой находились 123 пассажира из разных стран и шесть членов экипажа. В районе полетов расположена БелАЭС. Вблизи ее и произошел разворот этого самолета. А если бы вдруг… Нам что, мало Чернобыля? А как бы в такой ситуации реагировали США с учетом своего печального опыта? – задал риторический вопрос глава государства. – И поймите простую вещь: если бы самолет был заминирован и было бы желание у террористов его взорвать, мы вряд ли бы помогли. Но я не мог допустить, чтобы самолет упал на головы наших людей. После того... Мы не забыли… Эти два парня погибли, уводя самолет от жилых построек. Поэтому не надо меня упрекать. Я действовал законно, защищая своих людей. Так будет и впредь.
Александр Лукашенко обратил внимание, что алгоритм действий в таких чрезвычайных ситуациях только один: немедленная посадка самолета и спасение людей.
– Мы действовали в строгом соответствии с авиационными правилами безопасности. Это признают специалисты и эксперты. Но решение принимали не мы. По всем правилам и инструкциям решение принимает командир экипажа, и мы предложили помощь. Командир экипажа четверть часа думал, советовался с хозяевами (мы это знаем) и сотрудниками аэропорта в Вильнюсе. Пусть опубликуют эти данные. Не мы же их должны публиковать. Вы представляете, 15 минут в такой ситуации (может, даже больше) он созванивался и советовался, – отметил Президент.
В то же время глава государства назвал нелогичными действия пилотов, которые после раздумий и созвонов все-таки решили сесть в Минске, ведь до Вильнюса оставалось всего 70 километров. Белорусская сторона, по его словам, уже не ожидала, что самолет решит вернуться.
– А теперь главный вопрос: почему никто не захотел принять самолет? Испугались ответственности? Или кому-то очень надо было, чтобы он приземлился именно в Минске? – спросил Президент.
Беларусь обвиняют в том, что она направила истребитель якобы для принуждения к посадке. Александр Лукашенко заявил, что эти инсинуации – абсолютная ложь:
– Он должен был ни в коем случае не допустить отклонения гражданского судна с взрывчаткой (мы же так его воспринимали, пока не исследовали его) от курса. Если бы вдруг что-то случилось, МиГ-29 должен был передать координаты нашим спасателям, которые мгновенно должны были прибыть в точку падения самолета. Этот самолет, если нужно было бы, должен был обеспечить связь гражданского самолета с диспетчерами. И если бы вдруг, не дай бог, что-то случилось и у пилотов возникли проблемы с посадкой, он должен был вывести этот самолет на взлетно-посадочную полосу в аэропорту Минска.
Готовы стать частью новой Евразии
По словам Президента, за прошлый год взаимоотношения Запад – Восток оказались в низшей точке, и в связи с этим Беларусь испытывает высокое напряжение:
– Я не раз говорил: суверенитет и независимость стоят дорого. Сегодня каждый белорус не на словах, а на деле может ощутить цену нашей независимости на фоне обострения конкуренции в мире. Нам надо сплотиться и выстоять. Идти своим путем туда, где нас ждут. Где наши рынки сбыта, где для нас открыты двери. Все совсем неплохо, даже неожиданно неплохо на сегодняшний день на внешнеэкономическом векторе. Не хочет Запад быть нашим соседом – не надо. Мы санкции компенсируем нашими активными действиями на других направлениях на других рынках. Заменим неумолимо стареющую Европу стремительно растущей Азией. Психологически наше общество готово стать частью новой Евразии, ее форпостом.
Александр Лукашенко заметил: Беларусь часто пугают тем, что Россия якобы хочет включить ее в свой состав. По мнению Президента, России такая головная боль не нужна, ведь это будет подарком для американцев и коллективного Запада.
По словам главы государства, наше сознание только укрепилось в последнее время. Чувство собственного достоинства белорусского народа не позволит террористам и экстремистам манипулировать нами. Эмоции улеглись, люди разобрались в происходящем. Для всех прояснилась государственная позиция. Выступили вперед национальные ценности, которые закрепились и в законодательстве.
– Сегодня мы должны бежать еще быстрее, мобилизоваться по максимуму! – предостерег от самоуспокоенности Президент. – Наша сильная сторона – искренность, честность и порядочность. Но они же и наша уязвимость, которую они используют в своих интересах. Но обращаюсь ко всему мировому сообществу: нет смысла шатать Беларусь!
Лукашенко: власти Беларуси действуют прежде всего в интересах людей, а не чьих-то финансовых амбиций