Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Ржавые медали и тайна семьи Кабаевых или в ссылку после смерти

3864 0 00:48 / 12.12.2014
Как-то копаясь в своем огороде по улице Дзержинского в Гомеле, пенсионерка Татьяна Васильевна Михневич нашла несколько медалей царских времен. Она и раньше находила интересные вещицы на своих сотках, в основном гильзы и осколки времен Великой Отечественной войны. Однако последняя находка изрядно удивила женщину.
1.jpg
Меланья и Александр Кабаевы во время Первой мировой войны
Благодаря сыну и интернету Татьяна Васильевна, бывший преподаватель информатики, идентифицировала старые награды: ополченский крест с надписью “За веру, царя и отечество” и витиеватым вензелем Николая II, медную медаль за участие в Русско-японской войне 1905 года и медаль из алюминия в честь Бородинского сражения. 
Татьяна Васильевна сразу вспомнила рассказы двоюродной бабушки Меланьи Борисовны Кабаевой о дореволюционной жизни в Залинейном районе Гомеля. Правда, сведениями о своем муже — унтер-офицере царской армии Александре Ивановиче Кабаеве — супруга не делилась, словно скрывала что-то. Единственное, что врезалось в память Татьяны Васильевны — это то, что он из семьи состоятельных старообрядцев. О его военной карьере при Николае II свидетельствовал семейный портрет. Найденные в огороде награды наверняка принадлежали ему. При советской власти бывший унтер-офицер занимался строительством мостов. Однако после войны был арестован, и о его дальнейшей судьбе нет никаких сведений. 
Купчая на дом, датированная январем 1911 года, и изрядно пожелтевшая от времени “iнвентарная картка” 1934-го — вот и все документы о жизни Александра и Меланьи. Сейчас этот список вещдоков дополнился найденными в огороде медалями, и Татьяна Михневич обратилась в газету “Гомельская праўда” за помощью по сбору информации об Александре Кабаеве. 2.jpg
Награды Александра Кабаева, найденные в огороде Татьяны Васильевны Михневич 

За помощью в КГБ
Единственная организация, специалисты которой могли помочь в этом вопросе, — управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по Гомельской области. Через месяц в редакцию “Гомельскай праўды” пришел ответ из УКГБ на запрос по делу Кабаева. Приводим некоторые выдержки из него.
Кабаев Александр Иванович, 1880 года рождения. Уроженец села Урицкое Гомельского района, проживал до войны в Гомеле по улице Дзержинского, 10. В первые дни войны дом был разрушен при авиабомбардировке, и Кабаев переехал в деревню Волотова. 
26 июля 1944 года он был арестован по ст. 8-38 УК БССР за то, что “будучи раскулаченным органами Советской власти, при оккупации немцами возвратил часть конфискованного у него при раскулачивании имущества”. На первом допросе Александр Иванович рассказал следователю свою военную биографию. В 1902 году он был призван на действительную военную службу в город Либаво (сейчас Лиепая на юго-западе Латвии), где служил рядовым в крепостной артиллерии, охранявшей акваторию главного порта военно-морского Балтийского флота. В 1903 году окончил “ротную школу и учебную команду” с присвоением звания ефрейтора, а чуть позже стал младшим унтер-офицером. В 1904 году был назначен исполняющим обязанности фельдфебеля нестроевой роты Либавской крепостной артиллерии 
и получил звание старшего унтер-офицера. В 1907 году уволен в запас. С началом Первой мировой войны в 1914 году был призван на службу в город Бобруйск, где в звании фельдфебеля исполнял обязанности командира роты 398-й пешей дружины. С 1916 по 1917 год находился на передовой позиции под Львовом, был ранен и направлен в Шубковский лагерь, откуда демобилизован в 1918 году. 
Пока заканчивалась Вторая мировая война, Александр Иванович Кабаев находился под следствием. Почти через год после ареста по по­становлению Особого Совещания при НКВД СССР от 7 июля 1945 года он был приговорен “как социально опасный элемент к ссылке в Красноярский край сроком на 5 лет”. С 6 марта 1946 года отбывал наказание в Манском районе Краснояр­ского края, откуда бежал, хотя точной даты побега в деле не имеется. Постановлением Особого Совещания МВД СССР от 15 ноября 1949 года в наказание А. И. Кабаеву был зачтен срок предварительного заключения, и он подлежал возврату к месту поселения, однако 8 ноября 1949 года А. И. Кабаев умер в тюрьме № 1 Гомеля. 69-летнего старика уже нет в живых, а ему предписывают вернуться в ссылку.
 3.jpg
Принадлежавший Кабаевым дом по улице Дзержинского, разрушенный авиабомбой. После войны Меланья Кабаева в отсутствие мужа наняла рабочих, и дом был собран по бревнышкам. Сейчас здесь живет семья Татьяны Михневич
В январе 1997 года прокуратурой Гомельской области Александр Иванович Кабаев был реабилитирован в соответ­ствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь как жертва политических репрессий 20 — 80-х годов в БССР. Правда, место его захоронения осталось неизвест­ным.
Татьяна Васильевна Михневич, читая письмо, прослезилась:
— Надо же, ржавые медали помогли раскрыть нашу семейную тайну. Не зря я всегда поминаю Меланью и Александра Кабаевых в церкви. Спасибо всем, кто помогал вам в поисках. 
Бурный ХХ век поломал много жизней, и судьба гомельчанина Александра Кабаева не исключение. Он был свидетелем и участником событий, изменивших историю России. “Во имя исторической справедливости” его семью раскулачили, Александр Кабаев пытался восстановить справедливость, вернув свою собственность. Правду говорили древние мудрецы: под флагом справедливости чаще всего маршируют зависть и месть…


Фото автора
Новости


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать