Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх


Четвертое поколение педагогов сеет разумное, доброе вечное в Мозырской школе № 7

3634 0 21:04 / 04.11.2018

Родоначальница династии Татьяна Федоровна Сысоева родом из Арханельска. Родилась Татьяна в купеческой семье, в которой родители считали образование детей очень важным. Повзрослев, девушка не мыслила своей жизни без учительства. Выйдя замуж, вслед за мужем переехала в небольшой городок Няндома. К счастью, там была возможность заниматься любимым делом, учить детишек в церковноприходской школе. Выучила грамоте и свою младшую дочурку Анюту – бабушку Виктории. К Сысоевым часто заглядывали соседи: «Анечка, почитай, что пишут в газетах». Чуть повзрослев, Аня уже вместе с мамой ходила в школу, помогала обучать грамоте малышей.

Татьяна Сысоева преподавала в церковно-приходской школе


Анна Козлова - учительница начальных классов и медсестра в госпитале

С течением времени менялись политические веяния, взгляды и мировоззрение людей. Анна  смогла получить профессиональное образование в педучилище. А в предвоенном 1940-ом Прионежская школа встречала молодую учительницу. По вечерам даже родители ее воспитанников приходили к Анне за знаниями: в то время еще не все были грамотными. Татьяна Федоровна и Анна Михайловна – настоящие представители старой школы педагогов. Они были рождены, чтобы стать учителями. Но началась война и Анна, пройдя ускоренное обучение на специальных курсах, переквалифицировалась в медсестру.  Почти одновременно новоиспеченный лейтенант, только окончивший курсы офицерского состава,  с вверенной ему ротой солдат отправлялся на передовую. Это был дед Виктории –  Евгений Козлов. 


В госпитале Анна не только выхаживала раненых бойцов, но писала письма их родным,  кого-то учила читать, и все это в перерывах между поступлением раненых, бомбежками.  Рассказывала, что в госпитале была своя война – битва за каждого солдата. Случалось, что не спали по несколько суток. Не хватало медикаментов, перевязочного материала, но хотелось помочь каждому, даже когда силы были на исходе. С очередной партией раненых в госпиталь попал тяжелораненый лейтенант Евгений Козлов. Девушка ухаживала за солдатом, забыв про усталость, вечерами читала ему сводки с фронтов. Её старания не прошли даром, скоро боец снова рвался в бой.  Аня обещала ждать его.

На фронтовой  фотографии бойцы 1061 стрелкового полка, 272 стрелковой дивизии. В верхнем ряду, крайний справа – старший лейтенант Евгений Козлов. Летом 1944–го он участвовал в Свирско-Петрозаводской операции  на Карельском фронте, а также в составе Ладожской и Онежской военных флотилий против финских войск в южной Карелии. Фотографию сделал полевой корреспондент и передал бойцу в 1946 году, когда они встретились в послевоенной Германии. Снимок сделан накануне форсирования реки Тулемайоки. В том бою Козлов снова  был ранен осколком в глаз, но его подразделение  задание выполнило. За это был представлен к награде –  ордену Красной  Звезды. Такой же орден есть и у бабушки. На двоих у них много наград.

После окончания войны Евгений разыскал Анну. С тех пор они никогда не расставались. Вместе им многое пришлось преодолеть: жизнь в разрушенной войной Германии, где не слишком приветливо относились к советским солдатам, переезды по гарнизонам. Примечательно, что в Германии уже майору Козлову пришлось попробовать себя в педагогической деятельности. Профессиональных учителей не хватало,  как и русскоязычных школ, и майор по собственной инициативе обучал детей советских военнослужащих математике. Последним местом службы деда стал Мозырь. Уйдя в отставку, с семьей остался здесь жить. Он не любил вспоминать войну, даже не смотрел военные фильмы: говорил, что там мало правды.



На роду написано

В 1964 году в семье Козловых родилась дочь Валентина – мама Виктории. И тоже продолжила династию. В доме была большая библиотека, и ее любимым занятием стало чтение. Это и определило выбор специальности – учитель русского языка и литературы. Выпускница 1984 года Мозырского пединститута имени Крупской стала преподавать в СШ № 8, позже – в СШ № 7.

– Всегда удивляла способность мамы находить общий язык с каждым учеником. Это особый дар, которым мне, еще не столь опытному педагогу тоже хочется овладеть сполна. У нее  есть чему поучиться не только учителям русского языка и литературы, но и другим предметникам.  За долгие годы работы у  мамы уже было много выпусков, но спустя десятилетия ученики  помнят своего любимого учителя, хотят, чтобы уже их дети непременно учились у нее, – рассказывает Виктория.

Когда-то и для маленькой девочки  Вики мамина работа стала самым притягательным местом. Дома она надевала мамины туфли, брала в руки тетради и перед зеркалом репетировала уроки, играя поочередно учительницу и учеников. Правда, позже у нее появилась другая мечта –  хотела стать врачом. Но  учительство для Виктории во многом было предопределено двумя факторами: решением мамы Валентины  Евгеньевны Щипер – по ее убеждению, это самая подходящая для женщины профессия, и к тому же в родном городе есть свой педвуз. Получив университетский диплом с отличием, продолжила обучение в магистратуре. Для нее открывалась прямая дорога в аспирантуру, но к тому времени она уже твердо решила для себя: школа – вот то  место, где ей нравится, где ее окружают близкие по духу люди. Это понимание пришло еще во время практики – ее тоже проходила в своей родной школе, которая всегда ассоциировалась с семьей, крепкой и дружной, в которой есть взаимопонимание, взаимовыручка, поддержка. Кстати,  многие ее коллеги – тоже выпускники этой школы.

Если для Виктории стать педагогом, что называется, на роду было написано, то выбор мужа – это, прежде всего, ее выбор, Сергей стал  учителем благодаря будущей жене. Парень нравился студентке-старшекурснице, но смущало одно обстоятельство: он простой строитель. «Я за пэтэушника замуж не пойду. Учись, поступай в вуз» - она заявила об этом с такой категоричностью, что выбора не оставалось. Вместе штудировали учебники, репетировали тесты. И вот  Сергей уже студент-заочник педуниверситета, а вскоре тоже дипломированный преподаватель технического труда. Возможно, где-то это и второстепенный предмет, но только не в школе № 7. Еще со времен УПК здесь сохранилась отличная база, а убедить ребят, что настоящий мужчина должен уметь делать многое своими руками, Сергей умеет, научить тоже получается. К слову, его отец, в прошлом тоже учитель, преподавал физику, был директором УПК в Могилевской области.



Виктория Клименко - учитель истории

Вопросов больше, чем ответов

История, как и многие другие, не простой для преподавания предмет еще и потому, что не приемлет однозначных выводов, оценок. Вызвать у ребят интерес к истории даже у всех опытных педагогов получается. У Виктории Клименко любимый период – средневековье. Еще с детства зачитывалась книгами про отважных рыцарей и прекрасных дам. Интриговали, будоражили воображение охота на ведьм, фарфоломеевская ночь и другие события тех времен.   У современных же подростков едва ли не самый сложные период для понимания и осмысления – новейший период истории. Они способны задавать вопросы, которые могут поставить в тупик кого угодно. Как бы мы жили, если бы не распался  СССР? Как развивалась бы современная Беларусь? Это только в теории история не терпит сослагательного наклонения.

В такие моменты учитель понимает, как важно уметь привлечь и удержать внимание ребят, старается вести разговор с ними на равных, всегда честно и искренне. Они ведь чувствуют любую фальшь, Как научить учиться, воспитать стремление к познанию, понимать глубину и суть   происходящих в обществе процессов? Для нее самой не всегда есть однозначные ответы на эти вопросы. Раскрыть, помочь понять суть того или иного исторического события, целой эпохи доходчивее получается через людские судьбы: роль личности в истории нельзя недооценивать. Умению вести диалог на равных, другим простым и одновременно сложным педагогическим приемам Виктория училась у вузовских педагогов – Татьяны Николаевны Сыманович и Татьяны Ивановны Татариновой. В свой пока еще недолгой учительской биографии  отмечает и большую роль Галины Ильиничной Шаниной, заслуженного учителя. Время идет, школа меняется, но такие  педагоги  нужны именно сегодня, в век реформ образования.

Виктория не однажды подчеркивала, что в их коллективе теплая, доброжелательная атмосфера. И это тоже способствует профессиональному росту. У нее  пока не так много учительского опыта, но уже достаточно достижений. В этом ряду совместный проект с национальным образовательным порталом. Она участница областного конкурса «Учитель года-2014», дипломантка II  степени второго этапа республиканского  конкурса профмастерства «Учитель года-2017». Отмечена также дипломом II степени в областном конкурсе проектов «Перспектива аттестации педработников. Считает, что участие в различных конкурсах очень важно: педагог, который много знает и многое умеет делать сам, научит других. А еще убеждена: только тот, кто хорошо знает свой предмет, может понять передовые взгляды в педагогике, освоить новые технологии, проанализировать и применить их на уроке.

С недавних пор Виктория Клименко – замдиректора по учебной работе. Признается, что поначалу несколько робела: ведь она теперь руководитель своих же школьных учителей, на которых стремилась походить. Поначалу вопросов было больше, чем ответов, но с новой должностью нахлынуло столько новых забот и обязанностей, что неуверенность сменилась ощущением большого и важного, общего для всех дела. Которому четыре поколения ее семьи отдали себя на служение.                                                                                                                                                                                



Фото автора и из архива семьи Клименко
Образование
Горин_сайт.jpg

изображение_2024-10-01_152202589.png
Мозырь.jpg

гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт.jpg