От раритетов до современных технологий
Музей целой отрасли создается в Мозырском лицее строителей — Здесь можно будет увидеть, как развивалось строительство на Полесье начиная с древних времен, — рассказывает мастер производственного обучения Татьяна Захаркевич. — Одно из помещений бывшей мастерской прекрасно подошло для нашей задумки. Осталось место еще и для того, чтобы разместить здесь дизайн-студию. В ней занимаются декоративно-прикладным творчеством лицеисты. Во время моей экскурсии по музею часть экспонатов находилась на республиканской выставке. Увиденное же, безусловно, представляет интерес не только для строителей, но и для всех, кому небезразлична история Полесского края. Оказывается, самый популярный у современников строительный материал — кирпич — и много веков назад был востребованным. Музейная экспозиция кирпичей состоит, можно сказать, из настоящих раритетов. Старейшие — еще из XII века, их привезли из Турова. Из таких кирпичей был сооружен фундамент древнего храма. Много сотен лет так называемым пальчиковым кирпичам. Их отличительная особенность — следы пальцев мастера, которые тот оставлял на еще необожженном “полуфабрикате”. Одни историки считают такой след своеобразным клеймом, другие — необходимостью для лучшего сцепления в кладке. По форме даже самые старые кирпичи не так уж сильно отличались от современных заводских, зато по качеству могли дать фору нашей продукции. Кирпич с личным клеймом мастера служил надежной гарантией качества. Если в телеге при разгрузке три оказывались разбитыми, забраковывалась вся партия. Клеймо в виде вензелей заглавных букв Н. Б. и фамилии Кецлахъ принадлежит известному в XIX веке местному мастеру кирпичных дел. В старину отдельные мастера и целые заводы имели подобные клейма. Сейчас по ним легко определить возраст постройки. Обычно клеймо наносили на каждый сотый или тысячный кирпич. Частные производители обычно ставили оттиск своих инициалов, иногда условный знак, иногда фамилию заводчика. Даже по тому, где расположено клеймо, можно говорить о времени изготовления кирпича. Например, в XVIII столетии клейма ставили на тычке — торце кирпича. В середине XIX века — на ложке, так называют ребро, а в конце XIX века они переместились на широкую грань кирпича — постель. Примечательно, что внушительные “экспонаты”, призванные отражать историю архитектуры минувших эпох, созданы руками нынешних лицеистов, разумеется, с помощью и под руководством мастеров производственного обучения. Если попасть в музей можно через обычную дверь, то выйти — через стилизованную старинную браму. Брама — входные ворота всякого древнего городского замка и других старинных монументальных сооружений. Когда-то она входила в систему городских укреплений, защищая въезд в город. Привлекает внимание и фасад городской ратуши. Внушительные размеры, толстые стены придают ей монументальный вид. До мелочей воссоздана в макете архитектурная жемчужина Беларуси — замок в Ружанах. Сложный, многовековой путь развития на Полесье строительной отрасли зафиксирован и в сохранившихся старых фотоснимках, архивных документах. Их копии тоже среди экспонатов. Например, пояснительная записка к проекту перестройки бернардинского костела середины XVIII века. Весьма интересно как содержание документа, так и стиль его изложения. Татьяна Захаркевич рассказала и о планах на будущее, в том числе о воссоздании истории строительства старых усадеб. Здесь хотят собрать, сохранить и передать следующим поколениям самое ценное, интересное из жизни предков. Фото автора
Образование