Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


О новом учебном годе, оценках и буллинге. На вопросы читателей ответила заместитель начальника главного управления образования облисполкома Жанна Жданович

2881 0 19:10 / 25.08.2022
Что будут изучать на первом уроке нового учебного года и куда обращаться, если школьник стал жертвой буллинга? Эти и другие вопросы на прямой линии «Гомельскай праўды» задали читатели заместителю начальника главного управления образования облисполкома Жанне ЖДАНОВИЧ.

DSC06336.JPG
Жанна Жданович: «Современный учитель должен быть, как и всегда, яркой интересной личностью, авторитетом, высококультурным человеком. Человеком, который своим примером вдохновляет и наставляет, воспитывает»

Я мама девятиклассника из Гомеля. Столкнулась с такой проблемой: ребенок окончил девятый класс со средним баллом 6,1. Хотим перейти в 10 класс, но в нашей школе открываются только профильные, и с таким низким баллом его не берут. Что делать?

– Согласно положению об учреждении общего среднего образования в профильные классы принимаются только те учащиеся, средний балл свидетельств которых не ниже семи и оценка по профильному предмету не ниже семи. Ваш сын может поступить только в базовый класс, но их в школах областного центра не так много. Рекомендуем подать документы в учреждение профессионально-технического образования и сразу получать и общее среднее образование, и профессию. Если нет, узнать информацию о базовых классах можно на сайтах учреждений Гомеля.

Меня зовут Анастасия. У знакомых ребенок-шестиклассник подвергался буллингу в школе, но ни классный руководитель, ни администрация учреждения ничего не сделали, чтобы разрешить ситуацию. Куда можно обратиться?

– Нужно в первую очередь перед началом учебного года напомнить о проблеме классному руководителю. Обязательно сообщите заместителю директора по воспитательной работе, который должен организовать работу с педагогом-психологом.

Взаимоотношения между подростками – очень деликатная тема. Ее нужно прорабатывать с психологом, который выдаст рекомендации, как вести себя в этой ситуации пострадавшему ребенку, другим детям, педагогам, родителям. Если у несовершеннолетнего не складывается диалог с педагогом-психологом в школе, он может обратиться к кризисным психологам в областной и городской социально-
педагогические центры (они есть в Гомеле и в каждом районе области). Советую не дожидаться 1 сентября и связаться со специалистом, чтобы в новый учебный год ребенок пришел с настроением и не испытывал психологических проблем.

Татьяна из Гомеля беспокоит. Ходили разговоры о том, что в нашей стране будет ЕГЭ, как в России. Насколько это реально?

– Единого государственного экзамена в Беларуси не будет. С этого учебного года мы работаем над подготовкой выпускников к централизованному экзамену. Его внедряют для того, чтобы облегчить ребятам поступление. Ранее они сдавали экзамены и ЦТ, которые были совершенно разными по форме (изложение, контрольная работа). Теперь все приведено к единому стилю – сдаче тестов. Централизованный экзамен после школы будет обязательным по двум предметам – белорусскому или русскому языку, математике. Отметка пойдет в аттестат и станет учитываться при поступлении. Дополнительные профильные предметы, которые нужны для поступления в вуз, выпускник сможет сдать на ЦТ.

Любовь Ивановна звонит. Во времена моего детства учитель для нас был, не побоюсь этого слова, всем. Теперь многое изменилось. Каким, на ваш взгляд, должен быть современный педагог?

– Вы затронули очень важную тему. Она философская, но постараюсь ответить коротко. Учитель прошлого века и нынешний сильно отличаются друг от друга, и главная тому причина: в век развитых информационных технологий он перестал быть единственным источником информации. Раньше мы узнавали что-то новое только от педагога, а теперь это можно сделать, просто зайдя в интернет. Поэтому, на мой взгляд, современный учитель должен быть, как и всегда, яркой интересной личностью, авторитетом, высококультурным человеком. Человеком, который своим примером вдохновляет и наставляет, воспитывает. Образование – это не только обучение, но и воспитание. А живое человеческое общение не заменит никакой интернет с массой информации.

– Меня в этой теме больше всего беспокоит поведение родителей. Складывается впечатление, будто некоторые из них перекладывают ответственность за воспитание ребенка на школу или детский сад. Если им что-то не нравится, сразу хватаются за телефон, провоцируют конфликт и снимают видео, чтобы позже его опубликовать в интернете. Крайним в таких ситуациях остается учитель. Может, нужно что-то придумать, чтобы защитить педагогов?

– Хочу сказать, что опытный учитель сумеет урегулировать любой конфликт и поладить даже с наглыми родителями. Но педагог – это живой человек с эмоциями.

Уже давно обсуждается вопрос, как на законодательном уровне защитить педагогов. Например, за оскорбление учителя – привлечь к административной ответственности. Но пока мы только в начале пути.

Вопросы «Гомельскай праўды»

– Школьные линейки в области пройдут 1 сентября. Будут ли в этот день уроки?

– Начало этого учебного года выпадает на четверг. Проведение линейки 1 сентября остается на усмотрение руководства школы. Будут ли праздничные мероприятия в открытом формате, родители узнают на классных собраниях. Традиционно мы рекомендуем проводить линейки в 9.00. Затем будет обычный учебный день по расписанию.

К слову, в 2022/2023 учебном году в Гомельской области за парты сядут свыше 164 тысяч учащихся, в том числе более 17 тысяч первоклассников.

– Какая тема первого урока?

– Он приурочен к Году исторической памяти и пройдет для всех классов под названием «В исторической памяти сила и единство белорусского народа». Разумеется, подача материала будет соответствовать возрасту учащихся.

Приоритетом в учреждениях образования остается идео­логическое, гражданское и патриотическое воспитание. А это значит – развитие у ребят чувства любви к Родине, сохранение памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Также дети должны знать о достижениях республики в годы независимости.

– Ожидать ли изменений в учебной программе?

– В связи с необходимостью подготовки к централизованному экзамену в 10–11 классах увеличится количество часов на изучение белорусского и русского языков (до 1,5 часа в неделю), а на изучение иностранного языка выделено два часа в неделю (в прошлом году – 3).

Учитывая, что с 2022/2023 учебного года в 9-м классе вводится выпускной экзамен по истории Беларуси, с 1 сентября для девятиклассников организуют факультатив «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», который рассчитан на один час в неделю.

Незначительные изменения внесены по предметам «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь», географии, биологии, физике, обществоведению.

В 8–9 классы возвращается допрофильная подготовка. Это необходимо для того, чтобы молодые люди могли либо сделать выбор своей дальнейшей траектории обучения на уровне колледжа – получения рабочей профессии, либо продолжать обучение на третьей ступени общего среднего образования – идти в 10–11 класс и делать осознанный выбор профиля.

Также в 8–11 классах появится факультатив «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации». Он рассчитан на один час в неделю и нужен для того, чтобы дать подросткам возможность изучить себя, свою личность, понять себя и других, проработать навыки самопомощи, научиться оказывать посильную помощь друзьям. На занятиях дети смогут узнать о том, как совладать со стрессом, что делать в ситуации кризиса, как устанавливать личные границы, приобрести коммуникативные навыки, что такое психологическое влияние и многое другое.

Еще одно важное ново­введение коснется отметок: с 2022/2023 учебного года положительными будут считаться отметки от 3 до 10 баллов, неудовлетворительными – 1 и 2 балла.

Получение неудовлетворительной отметки означает, что ученик не усвоил учебный материал. Учащийся, получивший 1 или 2 балла по предмету по итогам учебного года, будет получать задание на лето. В августе по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования, он должен будет пройти аттестацию по данному предмету. Если не получит положительную отметку и в августе, останется на повторный год обучения.

Наличие годовых неудовлетворительных отметок в девятых и одиннадцатых классах может сказаться на допуске к выпускным экзаменам – их смогут сдавать только учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам. При этом к выпускным экзаменам могут допустить учащихся с не более двумя неудовлетворительными отметками по учебным предметам, по которым не проводятся экзамены. Но аттестация по итогам года по этим двум предметам пройдет в августе. Тот, кто получит неудовлетворительную отметку на выпускном экзамене, сможет сдать его повторно в августе.

– Стало ли больше в этом году детских садов? Есть ли проблемы с нехваткой мест?

– В этом году не планируется открытие новых детских садов. Всем желающим предоставляются места в учреждениях дошкольного образования, но не всем в шаговой доступности. Ввиду того что нормативными правовыми актами принцип закрепления жилых домов за определенным учреждением дошкольного образования не установлен, при отсутствии мест в близлежащем детском саду направление может быть выдано в учреждение в зоне пешеходного доступа либо по ходу движения общественного транспорта.

В 2021/2022 учебном году в области было более 59 тысяч детей дошкольного возраста. По предварительным данным в нынешнем планируется 58 тысяч. На интернет-сайте главного управления образования во вкладке «Система образования» размещена интер­активная карта учреждений дошкольного образования с информацией о наличии (отсутствии) свободных мест в каждом из них. Чтобы у родителей была полная и достоверная информация, данные обновляются ежемесячно пятого числа.

– Не все родители могут полностью подготовить ребенка или нескольких детей к школе. В таком случае государство оказывает помощь. Кому и куда можно обращаться?

– Многодетным семьям, воспитывающим троих и более детей, на каждого учащегося (в учреждениях общего среднего и специального образования (на уровне общего среднего) предусматривается выплата единовременной материальной помощи к учебному году. Такой вид поддержки прописан подпрограммой «Семья и детство» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность». Размер выплаты фиксированный и не зависит от дохода семьи.

На каждого ребенка школьного возраста выделяется 30% бюджета прожиточного минимума.

Чтобы получить матпомощь, семьи должны обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства одного из родителей. Помимо заявления понадобятся паспорт, вид на жительство заявителя, справка о месте жительства и составе семьи, оригинал и копия удостоверения многодетной семьи, справка о том, что ребенок является учащимся.

Адресную социальную помощь могут получить и другие семьи. В этом случае размер выплат определяют районные комиссии, созданные при местных исполнительных комитетах. Их представители индивидуально подходят к каждой семье, оценивают ее доходы и конкретную жизненную ситуацию.

За помощью следует идти к специалистам службы «одно окно» местного исполнительного и распорядительного органа или органа по труду, занятости и социальной защите (территориальный центр социального обслуживания населения) в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) одного из родителей.

Также в течение августа проводится областная благотворительная акция «Соберем детей в школу вместе». Ребята, находящиеся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, обеспечиваются необходимыми школьными принадлежностями. 
Фото автора
Образование


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать