В Ветковском районе есть агрогородок Радуга, а в нем – средняя школа имени Героя Советского Союза М. Г. Батракова. Преподают в этом учреждении образования двоюродные внучка и правнучка Героя, имя которого также носит улица в агрогородке, а в центре населенного пункта стоит обелиск прославленному фронтовику.
Не просто земляк
– Я двоюродная правнучка Героя Советского Союза Михаила Батракова, в честь которого названа наша школа. Заместитель командира танкового батальона, капитан Батраков погиб в бою на территории Восточной Пруссии, похоронен в литовском городе Кибартай, – уточнила молодой учитель начальных классов Юлия Красякова. – В школьном музее есть экспозиция, посвященная Михаилу Батракову. Он младший из трех братьев, ушедших на фронт во время Великой Отечественной войны. Ему было всего 19 лет. Звание Героя Советского Союза получил посмертно. В нашей семье сохранился единственный снимок Михаила Григорьевича. Прадед прислал фотокарточку с фронта, когда его танковая часть освобождала Беларусь. На снимке он с девушкой Надеждой, которая его спасла, вынесла раненного с поля боя.
– В какой-то период школа потеряла приставку «имени Михаила Григорьевича Батракова». Тогда шла переаттестация учреждений образования и в документах сделали ошибку, не дописали в названии важный факт, – отмечает отец Юлии Василий Самков, который семь лет преподавал историю в Радужской средней школе, а теперь возглавляет Ветковскую районную организацию профсоюза работников образования и науки. – Тогда мы долго собирали документы, подтверждающие правильное название, и все получилось. Школа снова стала называться с приставкой «имени Михаила Григорьевича Батракова». Не просто нашего земляка, а прославленного родственника моей супруги. Мы очень этим гордимся. Жена и дочь рассказывают на тематических уроках, воспитательных мероприятиях детям о его подвигах.
Откуда все начиналось
Учитель в пятом поколении Юлия Красякова со своими учениками
Юлия Красякова – учитель начальных классов. С раннего детства помнит себя в стенах родной школы и маму с папой за учительской работой. Поэтому долго будущую профессию не выбирала. В старших классах поступила в Ветковскую гимназию, получила золотую медаль, окончила педагогический университет имени М. Танка и вернулась в родную Радужскую школу педагогом. Вот 11-й год трудится учителем в белорусскоязычной школе агрогородка Радуга. В этой же школе учились ее сестры и родители. Мама Ирина Самкова рассказывает:
– О том, что в нашем роду были не только герои войны, но и много учителей, я узнала, когда уже лет 20 проработала в школе. Наша педагогическая династия началась с Ивана Петровича Ивашевича. Он родился в бедной семье, школу почти не посещал, потому что был старшим сыном, и вся работа была практически на нем.
Знания сначала получал от случайных людей, к которым ходил в гости. Писал стихи, а в 1939 году хотел опубликовать даже сборник со своими произведениями, но не случилось, помешала война, во время которой он о творчестве не забывал. Печатался под псевдонимом Матей Гвозд, потом Пятрусь Гранит. При польской оккупации стихи были за Беларусь, за родную мову в школах. «Писаку» искали, однако Ивана не выдали. Почему его так называли? Потому что сельские люди считали, что нужно работать на земле, а не заниматься сочинительством, в этом никакого труда и таланта тогда не видели.
– После окончания войны Иван отучился в Новогрудском педагогическом училище. Стал работать учителем в сельской школе на Гродненщине. Одновременно был и ее директором. Дочь и сын Ивана Ивашевича также стали педагогами, – подчеркнула Ирина Михайловна. – Наши две младшие дочери сейчас учатся в вузах. Если судьба приведет их в педагогику, то будут учителями в пятом поколении.
Родная школа, а рядом дом
Ирина Самкова – двоюродная внучка Героя Советского Союза Михаила Батракова
У Ирины Самковой, учителя начальных классов, педагогический стаж – 34 года. Она мечтала о работе строителя, но мама, библиотекарь в школе, в те годы сказала: «Ты можешь всё, но лучше иди «у настаўніцы».
– Мы к родителям прислушивались, их мнение для молодежи было приоритетным. О выборе никогда не жалела, – говорит Ирина Самкова. – Историю рода стали собирать три года назад. Скажу честно, непростое это дело, уходит много времени. Но мы понимали, ради чего трудимся. Пока ты молод, пока занят своим становлением, наверное, не думаешь об истории семьи. А лет в 40 понимаешь, что знать эту информацию нужно, хочется оставить родословную детям, чтобы они ее продолжали.
У Радужской средней школы также есть своя история. Здание 1965 года постройки не соответствовало современным требованиям, и власти приняли решение о строительстве и реконструкции объекта в три этапа. Первый – пристройка к старому зданию пищеблока, второй – пристройка нового учебного блока, третий – реконструкция старого здания. Как признаются учителя, работать в нынешних условиях одно удовольствие. Сейчас здесь обучаются 114 ребят из агрогородка и окрестных населенных пунктов.
– Если сравнивать поколения учеников – это совершенно разные дети, – поделилась наблюдениями Ирина Самкова. – Раньше учитель давал задание и не беспокоился – точно сделают. Дети лет 20 назад были очень активные, с большим удовольствием откликались на различные предложения. Теперь ученики больше посвящены себе, у многих родителей так называемое «свободное воспитание». Не хочет или не получается – заставлять не станут. По моему мнению, такое отношение к учебе мешает детям. Когда они маленькие, еще не понимают, зачем учиться, и здесь большая роль родителей – объяснить и направить. А у многих позиция – не хочет, значит и не нужно.
Юлия Красякова всегда хорошо училась.
– Мама никогда не помогала мне с уроками. Возможно, на занятиях объясняла так, что и вопросов потом не возникало, – вспоминает Юлия. – Та же история и с младшими сестрами. Сейчас в университете программа им дается не сложно, и они благодарны родителям, что научили учиться. Девчонки один раз прочитали и запомнили.
Дети все разные, имеют свои особенности, у каждого разный уровень IQ.
– В преподавании, на мой взгляд, важно, чтобы уживались строгость и доброта, а еще некоторые моменты в классе порой необходимо умело перекрывать юмором. Нынешним учителям нужно быть терпеливыми, готовыми к любым обстоятельствам. Не получится прийти и спокойно отвести урок: детей нужно заинтересовать, а если не горишь предметом, нет способности к педагогике, это сделать сложно, – объяснила Ирина Самкова. – Я свою жизнь не представляю без преподавания, даже место строительства дома мы выбирали с мыслью «поближе к школе».