Подарок за энтузиазм
В этом году все 42 выпускника гимназии Добруша поступили в вузы, в основном столичные. И дело не в том, что сюда приходят особенные ученики. В начальную школу берут всех желающих, нет конкурса и в старшие классы.
Директор Владимир Старостенко уверен: учебный процесс успешен только тогда, когда строится на научных подходах. А им в гимназии уделяли внимание с момента открытия еще два десятилетия назад. Энтузиазм учителей был замечен, за что им в качестве подарка предложили сотрудничество с российскими и белорусскими учеными.
Владимир Старостенко
Среди различных инновационных методик, которые они разрабатывали, была модульная технология. Ее суть в комплексном подходе, который учитывает психологические и физиологические особенности детей. Владимир Старостенко поясняет: все процессы в организме проходят циклично и последовательно, так же как и познание. Эту, на первый взгляд, банальную истину важно трансформировать в практику, тогда ребятам учиться будет проще.
На традиционном школьном комбинированном уроке учитель проверяет домашнее задание и объясняет новый материал. А модульный подход предполагает изучение на одном занятии нескольких тем, объединенных в блок. Последующие часы идут на отработку и многочисленное повторение. Ведь чтобы материал запомнился, к нему нужно обратиться не меньше нескольких раз в неделю.
Эту систему гимназия применяла до 2006 года. Тогда здесь даже расписание составлялось не совсем привычным образом. На «красной» неделе школьники изучали предметы естественно-математического цикла, на «желтой» — гуманитарного. В результате ученики концентрировались не на шести различных предметах, а на трех. За счет этого лучше усваивали информацию, а домой приносили меньше заданий.
Идти на урок и не бояться
Учитель белорусского языка и литературы Светлана Гриневич в числе тех, кто ездил на учебу к московским специалистам. Она считает это профессиональной удачей. Элементы инновационных технологий, которые педагог применяет и сейчас, позволяют лучше усваивать знания, а также устанавливать доверительные отношения. Старшеклассники не боятся рассказывать о неудачах на промежуточном тестировании, а ребята помладше уверенно идут на урок, не опасаясь получить отрицательную оценку и негативную обратную связь от «контролера».
Светлана Гриневич
Все дело в том, что ученики занимаются в соответствии со своими способностями. Учитель знает границы знаний, а проверять их уровень помогает система промежуточных отметок и тестов. Ее задача не наказать детей за незнание каких-то вещей, а помочь найти пробелы и их устранить. Более того, каждую новую тему связывают с предыдущими, так у ребенка формируется система знаний.
В соответствии с принципом природосообразности, говорит директор, можно было бы пересмотреть и структуру учебного года. Действующие правила многое учитывают в недельной раскладке школьного расписания. Так, контрольные работы не ставят в понедельник и пятницу. Однако учебного года в целом это не коснулось. Между тем российские ученые на основе экспериментов доказали: усталость у ученика накапливается через пять недель, поэтому шестую было бы логично отвести для отдыха. Чем не идея для современной школы, программа которой загружает ребят и во время уроков, и после них. А что говорить о стрессах, которые испытывает ученик, когда у него что-то не получается.
Владимир Старостенко отмечает, что инновационные подходы, а гимназия также была экспериментальной площадкой Министерства образования, позволили ей значительно вырасти в методическом плане. А чтобы сохранить традиции, учителям с небольшим стажем опыт передают старшие коллеги в так называемой малой педагогической академии. В помощь учителю здесь также создали план конспекта эффективного урока. В него включено все, начиная с того, как правильно обратить на себя внимание учеников.
Для ученика важно знать цель: что и зачем он делает каждый день
По словам Владимира Старостенко, большой резерв эффективного обучения в белорусской школе — в методике. Профессионализм в одинаковой степени складывается из владения предметом и умения передать знания ученику. Поэтому важно, чтобы еще на этапе студенчества будущие педагоги изучали методику преподавания глубоко, а не в ознакомительном формате. Чтобы любой из них с ходу мог рассказать, как, например, формируется долговременная память.