Профессионально-психологическое собеседование — ноу-хау
нынешней вступительной кампании — в самом разгаре.
Кто из абитуриентов успел сориентироваться, тот зарегистрировался, и теперь ему остается в «доверительной беседе» с членами комиссии блеснуть эрудицией и обосновать свое желание поступать на выбранную специальность. Те же, кто прозевал, по всей видимости, будут вынуждены либо избрать иную специальность, либо потерять год и снова попробовать попасть на собеседование. Что таковые «опоздавшие» абитуриенты есть, не удивительно, потому что по уже сложившейся за последние годы традиции это очередное нововведение возникло внезапно, и рекламная кампания его была не слишком-то активной.
Второй нюанс профессионально-психологического собеседования в том, что круг конкретных вопросов, которые следует задавать абитуриенту, не определен, требования к нему соответственно тоже. нынешней вступительной кампании — в самом разгаре.
Кто из абитуриентов успел сориентироваться, тот зарегистрировался, и теперь ему остается в «доверительной беседе» с членами комиссии блеснуть эрудицией и обосновать свое желание поступать на выбранную специальность. Те же, кто прозевал, по всей видимости, будут вынуждены либо избрать иную специальность, либо потерять год и снова попробовать попасть на собеседование. Что таковые «опоздавшие» абитуриенты есть, не удивительно, потому что по уже сложившейся за последние годы традиции это очередное нововведение возникло внезапно, и рекламная кампания его была не слишком-то активной.
— Мы это, конечно, учитываем при беседе с молодыми людьми, желающими поступать на специальности «государственное управление», «государственное управление и право», «государственное управление и экономика», — рассказал председатель комиссии по профессионально-психологическому собеседованию ГГУ имени Ф. Скорины Владислав Щепов. — Стараемся индивидуально подойти к каждому абитуриенту. Хочется ориентировать участников собеседования отнестись к нему серьезно. Абитуриент, желающий пойти на обозначенные специальности, должен знать, например, специфику сферы государственного управления и ее отличительную особенность от других областей — экономики, знать состояние экономических процессов хотя бы в общих чертах. Есть же предмет «Основы экономики» в школе.
Также в доверительной беседе выявляем лидерские качества абитуриентов, насколько активно они участвуют в общественной работе в школе или другом учебном заведении.
По словам Владислава Щепова, пока комиссия не отклонила ни одной кандидатуры, все участники собеседования получили возможность попытать свои силы на централизованном тестировании, дающем пропуск в студенты. Уровень подготовки абитуриентов порадовал членов комиссии, некоторые ребята имеют багаж знаний на уровне студентов-первокурсников. Выпускники сельских школ, к сожалению, намного уступают городским гимназистам и лицеистам.
Комиссия по профессионально-психологическому собеседованию на правоведческие специальности пыталась не только определить мотивацию абитуриентов пойти в юристы, но также дать представление о предстоящей работе. Чтобы насмотревшиеся романтических сериалов об адвокатах и прокурорах ребята еще раз хорошенько подумали о правильности своего выбора, пока еще есть время. Профориентация абитуриентов — наиболее ценный момент в проводимом собеседовании. К примеру, молодой человек владеет иностранным языком, активен в общественной работе, и комиссия подскажет ему обратить внимание на мировую экономику, где он может проявить свои способности в полной мере.
— Если же мы посчитаем, что человек будет не способен пройти по конкурсу, не подходит для участия в централизованном тестировании, либо не соответствует дополнительным требованиям к той или иной специальности, мы примем решение не допустить его к следующему этапу вступительной кампании, — подчеркнул Владислав Щепов. — И еще один важный момент — абитуриенты, не явившиеся на собеседование, должны предоставить оправдательный документ, и тогда они получат возможность пройти его в резервный день.
…Между тем прошедшие собеседование абитуриенты выходили из аудитории с круглыми от удивления глазами, не особо понимая, зачем же все-таки это затеяли.
— Меня спросили, где находится Украина и кто премьер-министр Беларуси, — делится со своей подружкой выпускница одной из гомельских школ Каролина.
— А меня попросили рассказать немного о себе и поинтересовались, зачем мне «госуправление и экономика», — говорит ее одноклассница Валерия.
Интересно, появятся ли в этом году в вузах на факультете журналистики, экономических или правоведческих более талантливые и эрудированные студенты-первокурсники, чем нынешние, поступившие безо всяких «доверительных бесед»?
Ольга ДАНИЛКОВА