Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Студия-школа имени Врубеля и ее гомельские ученики

3398 0 18:40 / 31.10.2017
В рамках проекта «Революция. 100 лет» музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля впервые представляет на своем сайте виртуальную выставку произведений Елены Самойленко-Машковцевой и Акима Шевченко, дополненную историческими документами. Этих мастеров станковой живописи связывает не только жизнь в Гомеле на рубеже 20-х годов, но и учеба в художественной студии-школе имени М. А. Врубеля.
студия Врубеля.jpg
В 1919 году в нашем городе открылась профессиональная художественная студия, послужившая стартовой площадкой в жизни многих живописцев и графиков. К моменту ее роспуска в 1921 году большая часть студийцев выдержала конкурс в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, ранее Московское училище живописи, ваяния и зодчества) и перебралась в Москву. Самым известным из них стало имя Георгия Нисского, впоследствии лауреата государственных премий, народного художника РСФСР. Но и у других его однокашников по студии сложилась интересная творческая жизнь, в которой они достигли определенных высот.
На единственной известной нам групповой фотографии, рядом с крайним, сидящим на
скамье юношей в белых одеждах и фуражке со значком — Жорой Нисским, находится героиня нашей истории. Нельзя не отметить скромное изящество и миловидность юной барышни — Леночки Самойленко, дочери уездного врача из Речицы. Одновременно с ними в студии училась и дочь известного гомельского архитектора Станислава Шабуневского Людочка: в верхнем ряду веселая круглолицая девушка кокетливо улыбается из-под шляпки-клош. К сожалению, о том, как сложилась ее творческая судьба, нам ничего неизвестно.
Глядя на спокойные улыбчивые лица людей, как-то не приходит в голову, что в Гомеле недавно было отменено военное положение; как и повсюду в стране, происходит гигантская ломка старых устоев и традиций... Люди борются с разрухой, голодом, нехваткой самого насущного. И вдруг по­среди глобального хаоса начинает вырисовываться ядро высокой... высочайшей культуры! Сегодня многие специалисты говорят об этом явлении, как о гомельском феномене студии-школы имени М. А. Врубеля.
Сложные и причудливые переплетения человеческих судеб и стихийных обстоятельств в Гомеле на заре советской эпохи способствовали необычайному расцвету культуры, что, впрочем, стало тенденцией того времени. Один из таких факторов — приезд в Гомель художников, за плечами которых были Киевское, Виленское, Пензенское художественные училища, Петербургская, Пражская, Парижская, Венская академии. Объединившись на базе нового учреждения образования — студии-школы, они совместно выработали учебную программу и приступили к ее реализации.
Желающих получить профессиональную подготовку нашлось немало, однако и время внесло свои коррективы. Агитпропу (агитационной пропаганде) было отведено основное место в работе всех государственных органов изобразительного искусства, начиная с гомельских окон РОСТА и заканчивая студией-школой имени Врубеля. Этот факт сыграл немаловажную роль в увеличении количества приверженцев искусства «белого и черного». Благодаря агитпропу в первую очередь стали со временем известны имена графиков Александра Быховского, Якова Телишевского, Арона Гефтера, Ефима Смехова и других мастеров. Вопреки господству над всеми дисциплинами агитационного искусства старались постичь художественное ремесло в академических традициях Георгий Нисский, Аким Шевченко, Елена Самойленко-Машковцева.
Шел 1921 год. ВХУТЕМАС стал той благодатной почвой, на которой успешно развились всходы, заложенные правильным подходом и благотворной творческой средой в Гомеле в начале XX века. Каждый получил своё: прирожденные живописцы совершенствовались в живописи, а рисовальщики — в графике.
Елена Самойленко, в замужестве Машковцева (1898 — 1988), в числе других студийцев приступила к учебе в московском институте в 1921 году. Но, переболев тяжелой формой тифа в 1922-м, приняла решение покинуть художественно-технические мастерские и перейти в студию извест­ного русского художника Ильи Машкова, где и провела четыре года. Получив самостоятельность по окончании учебы, Елена Дмитриевна в 1933 году стала членом «Всекохудожника» (ранний вариант Союза художников СССР).
Из автобиографии Самойленко-Машковцевой следует, что основным ее занятием было соз­дание художественных панно, украшавших общественные помещения: павильоны ВДНХ (расписывала совместно с выдающимся художником-анималистом Василием Ватагиным), станции московского метрополитена (во время и после Великой Отечест­венной войны), «ателье НКВД, музей антропологии при I МГУ» и т. д. Имеется даже запись об исполнении «мраморного мозаичного стола по собственному эскизу». Эта деятельность была связана с высоким профессионализмом Елены Дмитриевны, природной склонностью к традиционной живописи и требовательным подходом к своей работе. Как ни странно, весьма востребованной в предвоенную, военную и послевоенную эпоху, когда привет­ствовалось умение рисовать «как на фотографии», без «лишнего» субъективизма. В музее Дворца Румянцевых и Паскевичей находятся этюды, наброски, пейзажи и натюрморты, сделанные Еленой Машковцевой с натуры во время поездок по стране, переданные в дар гомельчанам. У нас есть виртуальная возможность полюбоваться скромными и незатейливыми, но при этом чудными живописными мотивами Елены Дмитриевны Самойленко-Машковцевой, выполненными на самом высоком уровне.
Аким Михайлович Шевченко (1902 — 1980), помимо студии имени Врубеля и ВХУТЕМАСА, учился несколько лет в Ленин­градском институте пролетарского изобразительного искусства (сейчас институт имени И. Е. Репина) у Сергея Герасимова, Дмитрия Кардовского, Александра Древина. Жаль, не знаем, кто из художников-преподавателей больше всего повлиял на Шевченко. О поступлении в институт после армии Аким Михайлович рассказывал так: «Представьте себе огромный зал, в котором разместилось около 400 начинающих художников. Мои надежды на поступление рухнули, так как сюда пришли люди с большим творческим опытом. Представьте мое удивление, когда в числе принятых оказался я, а не те «мастера».
Глубокие знания и умения Шевченко подпитывались ежедневными упражнениями с цветом и палитрой. Об этом свидетельствует огромное количество этюдов, выполненных маслом на картоне, иногда размером с почтовый конверт. Они пополнили фонды музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля в 2017 году. В них тщательно соблюдаются законы традиционной живописи: линейная перспектива, изменения цвета и тона в зависимости от световоздушной среды. Не только сотни этюдов составляли творческий багаж Акима Михайловича. Он создал ряд выразительных портретов, а также произведений на тему войны и колхозных трудовых будней.
Аким Шевченко преподавал основы изобразительного искусства, однако и сам всегда стремился участвовать в художественных выставках. Начав выставляться с 1929 года, в 1940-м вступил в Союз художников. Во время войны был стрелком-автоматчиком в пехотной воинской части, попав в плен, сумел бежать. Награжден орденом Красной Звезды.
О преподавательской деятельности Шевченко в училище имени А. К. Глебова и в БГТХИ (бывший театрально-художественный институт, ныне Белорусская государственная академия искусств), где имели честь преподавать только избранные мастера, мало что известно. Выдающаяся гомельская художница, мастер акварели Мария Егорова училась у Акима Михайловича. Остались рассеянными по белорусским музеям произведения выдающегося колориста, без громких фраз свидетельствующие о таланте и упорном труде художника, уроженца Гомельщины Акима Шевченко.
Пробежали годы, проскочил XX век, сменилось немало поколений, но свет далекой звезды гомельского феномена — порождения Октябрьской революции, студии-школы имени М. А. Врубеля будет еще долго сиять из пучины тех лет. Эстафета истории должна продолжаться.
К концу 2017 года виртуальная выставка обещает стать реальной.
в парке.jpg
зима.jpg
лужица (1).jpg
Портрет агронома Воробьева.jpg
Общество


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать